Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 15.04.2020

Статья просмотрена: 395 раз

Библиографическое описание:

Целыковская, И. А. Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр / И. А. Целыковская, Н. А. Ковалёва, Ю. С. Кострюкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5136/ (дата обращения: 19.12.2024).



Пожарная безопасность — одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых — поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам.

Личность современного ребенка предъявляет высокие требования к предмету образования, они усваивают информацию лишь ту, которая их заинтересует, а не будет навязана «сверху». Поэтому образовательная деятельность по изучению правил пожарной безопасности должна быть увлекательной, интересной, доступной и понятной. А что же нужно сделать, чтобы ребенок не только «заучил» правила своей безопасности, но и смог их применить в экстремальной ситуации, смог сам отвечать за свою безопасность и безопасность окружающих?

Пытаясь найти ответы на вышепоставленные вопросы, нас заинтересовала такая форма работы как игровая деятельность, построенная по принципу квеста.

Квест (англ. Quest) — «поиск, предмет поисков, поиск приключений. Образовательный квест — педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие — либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета.

Новизна опыта заключается в использовании квест-технологии в образовательном процессе при обучении дошкольников основам пожарной безопасности.

Цель данного опыта: формирование у детей знаний по пожарной безопасности посредством использования квест-технологии в образовательной процессе.

Практический материал опыта представлен системой дидактических игр по пожарной безопасности, разработанным комплексом занятий по данной тематике с учетом включения элементов квест-технологии, картотекой игровых упражнений.

В группе была проведена большая работа, на начальном этапе мы изучили методическую литературу, изготовили дидактические игры по пожарной безопасности, составили картотеки игровых упражнений и подбрали необходимые атрибуты для квестов. И уже со средней группы стали знакомить детей с пожарной безопасностью, работа на данном этапе велась систематично и последовательно с учетом возрастных особенностей детей.

Мы начали формировать у детей интерес к собственной безопасности, был оформлен центр по пожарной безопасности, наполненный дидактическими и настольно-печатными играми, иллюстрациями, макетами пожарных машин и атрибутами пожарного. Благодаря родителям появились такие сюжетно-ролевые игры как «Мы-пожарные», «Спасатели, вперед!». Для повышения противопожарной грамотности родителей (законных представителей) и привлечения их внимания к данной проблеме, на данном этапе был реализован проект «С огнём дружить — безопасно жить!». Целью данного проекта было формирование у детей навыков безопасного поведения при пожаре.

Мы старались выстроить работу таким образом, чтобы охватить все виды детской деятельности. Были проведены беседы «Можно ли дружить с огнем?», «Кто такой пожарный?», «Игры со спичками», «Пожарная машина». Дети познакомились с произведениями С. Я. Маршака «Кошкин дом», «Пожар», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки». Совместно с родителями (законными представителями) воспитанники изготовили поделки по пожарной тематике. На данном этапе нами было проведено три квест-игры. По итогам проекта была организована выставка совместных работ и рисунков.

В старшей группе у дошкольников формировались основы пожарной безопасности, мы знакомили детей с алгоритмом действий в ситуации пожара, предлагали самостоятельно найти решения проблемных ситуаций «Мама не выключила утюг», «Брат играет с зажигалкой», «На столе лежат спички», «В подъезде пахнет дымом» и т. д. Для закрепления полученных знаний и умений ребятам также предлагалось пройти тематические квесты.

В подготовительной группе воспитанников знакомили с причинами возникновения пожара, способами его тушения. На данном этапе в группе была создана агитбригада «Мы-спасатели», которая вела противопожарную пропаганду среди воспитанников других групп нашего дошкольного учреждения, жителей микрорайона (раздавали листовки на территории детского сада и улице, рисовали яркие плакаты, сочиняли стихи для малышей). Воспитанники могли показать приобретенные знания, умения и навыки, выполняя задания предложенных квестов.

С целью повышения противопожарной грамотности родителей (законных представителей) и привлечения их внимания к проблеме, были проведены различные тематические мероприятия:

– круглый стол «Безопасность ребенка в наших руках!».

– консультации «Спички-детям не игрушка», «Будь осторожен с электроприборами», «Безопасность ребенка дома», «Будь осторожен с огнем на природе!», «Зажигать фейерверки можно только взрослым!», «Пожарная безопасность под Новый год», «Такой опасный газ», «Будьте внимательны — можно обжечься!», «Как избежать неприятностей», «Осторожно! Спички!», «Опасным предметам — недоступные в доме места», «Опасность игры с огнем».

– мастер-класс «Квест-игра по пожарной безопасности».

На заключительном этапе мыпровели беседы и опрос детей, анкетирование родителей и обработали данные анкет.

Квест-технология в процессе обучения дает воспитанникам и их родителям уникальную возможность не только приобрести знания, умения и навыки по предложенной тематике, но и попробовать применить их на практике, при решении поставленной проблемы.

На начальном этапе работы мы провели диагностику для определения уровня знаний по пожарной безопасности и сравнили ответы воспитанников в средней, старшей и подготовительной группе. На протяжении всего срока работы по данной теме с использованием программы по пожарной безопасности «Мы друзья пожарных» авторов-составителей Н. Г. Слисаренко, М. Н. Лаишевцева, Г. А. Гущина велась систематичная и углубленная работа по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности и активная реализация квест-технологии в образовательном процессе. В результате были получены следующие показатели: 2013–2014г. — высокий уровень знаний детей по пожарной безопасности составил 13 %, средний — 36 %, низкий уровень составил 51 %; 2014–2015г. — высокий уровень знаний детей по пожарной безопасности составил 25 %, средний — 50 %, низкий уровень составил 25 %; 2015 -2016 г. — высокий уровень — 67 %, средний — 33 %, детей с низким уровнем знаний нет.

По итогам проведенной работы воспитанники показали высокие знания, умения и навыки. Они свободно владеют личной информацией (имя, фамилия, домашний адрес, телефон), знакомы с работой пожарной охраны и историей ее возникновения, называют атрибуты пожарного, спецтранспорт, владеют алгоритмом действий в ситуации пожара, различают опасные и безопасного поведения в быту.

Такие положительные результаты достигнуты тем, что с детьми использовались разнообразные и инновационные методы и технологии работы. Благодаря целенаправленной и систематичной работе, включению квест-игр, представленная система работы способствует положительной динамике по формированию знаний о пожарной безопасности. Высокие результаты, полученные в процессе внедрения квест-технологии в образовательную деятельность при обучении детей пожарной безопасности, говорят о том, что необходимо вести планомерную и систематическую работу.

Таким образом, можно сделать вывод, что представленная система работы способствует формированию знаний у дошкольников по пожарной безопасности посредством использования квест-технологии.

Литература:

  1. Аралина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», Москва 2007г. — 215с.
  2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Твоя безопасность — М.: издательство Просвещение, 1998.- 117с.
  3. Боровлева А. Пожарная безопасность // Дошкольное воспитание. -2007. — № 4. — С.114–117
Основные термины (генерируются автоматически): пожарная безопасность, использование квест-технологии, алгоритм действий, атрибут пожарного, безопасное поведение, высокий уровень знаний детей, образовательная деятельность, образовательный процесс, противопожарная грамотность родителей, ситуация пожара.

Похожие статьи

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Похожие статьи

Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Формирование представлений о малой Родине у детей дошкольного возраста через квест-игры

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Задать вопрос