Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «75-летию Великой Победы посвящается»
Авторы: Кузнецова Людмила Вячеславовна, Иванова Саллия Иваровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.
Дата публикации: 17.04.2020
Статья просмотрена: 110 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Л. В. Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «75-летию Великой Победы посвящается» / Л. В. Кузнецова, С. И. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5140/ (дата обращения: 15.11.2024).
Место проведения: Краеведческий музей города Подольска
Программное содержание:
– закрепить знания детей о родах войск, о героях — подольчанах, о героях-школьниках;
– продолжать знакомить детей с историей родной страны, родного города Подольска, его героическим прошлым;
– формировать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, за свою Родину;
– воспитывать патриотические чувства: сострадание, сопереживания, уважительного отношения к людям, защищавшим нашу Родину и гордости за них; желание быть достойными своих предков.
Материал к занятию:
– карты времен войны, Орден Победы — плакат;
– экспозиции краеведческого музея о войне,
– картины о героях — школьниках,
– магнитофон,
– телевизор,
– аудио- и видеокассеты.
Словарная работа:
– Родина, Россия, Подольск;
– Великая Отечественная война, фашисты, немцы;
– рода войск (пехота, артиллерия, летчики, военные врачи, моряки, подводники);
– Варшавское шоссе, аэродром Кузнечики;
– Дети-герои и их имена, Подольские курсанты, Виктор Талалихин;
– ночной таран, подвиг, отвага, смелость, Орден Победы, награды;
– улицы: Барамзиной, Володи Дубинина, Маштакова, Подольских курсантов, В.Талалихина; сквер Подольских курсантов; площадь 50-летия Октября; городской парк имени В.Талалихина;
– минута Молчания, Вечный огонь.
Предварительная работа:
– рассматривание иллюстраций о родах войск, о Великой Отечественной войне;
– чтение рассказов, сказок, заучивание стихотворений о героях, о войсках;
– просмотр видеофильмов о защитниках родины;
– пение песен об Армии, о Родине; слушание произведений о войне;
– беседы и занятия по развитию речи, по изобразительной деятельности в соответствии с перспективным планом «Защитники Родины»;
– экскурсии в музеи, к памятным местам;
– проведение досугов, праздников, выставок детских работ.
Ход занятия:
В зал музея входит турист — переодетый ребенок.
Турист: (ходит и смотрит по сторонам, рассуждает)
— Да, видно, что я попал в музей, сколько здесь экспонатов: фотографии о войне, а вот лежит каска, осколок от снаряда, дуло от ружья, висит старая военная шинель…
— А вот же и орден Победы, именно он привел меня в город Подольск. И форма у него необычная — красная пятиконечная звезда. Я всегда считал, каждый лучик звезды обозначает свой род войск, которые защищали нашу родину в Великой Отечественной войне: летчики, снайперы, врачи, артиллеристы и даже дети — пионеры герои.
Открывается дверь, в зал входят дети вместе с воспитателем.
Турист: — А вот и мои встречающие. Здравствуйте!
Дети: — Здравствуйте.
Турист: — Ох, и долгий путь прошел я по улицам Подольска, чтобы попасть в Краеведческий музей. Я вам сейчас расскажу. От железнодорожного вокзала я шел по улице Т. Барамзиной.
Воспитатель: — Дети, а мы с вами знаем, кем была Татьяна Барамзина и почему улица названа ее именем. Кто расскажет?
Ответы детей:
- В годы Великой Отечественной войны в городе Подольске на улице Плещеевской поселка Цементного завода была организована Женская школа по подготовке снайперов. Снайперы — это самые меткие стрелки из винтовок. В этой школе были курсантами только женщины.
- На всех фронтах Великой Отечественной войны воевали девушки-снайперы, выпускницы этой школы, многие дошли от Подольска до Берлина, уничтожили много немецких солдат и офицеров. Но многие девушки — снайперы отдали свои жизни в борьбе с врагом. Их подвиг высоко оценен Родиной.
- Герой Советского Союза, снайпер и телефонист стрелкового батальона, ефрейтор Татьяна Николаевна Барамзина была одной из самых лучших выпускниц школы снайперов. Только за один бой она уничтожила 20 вражеских солдат. В 1944 году в одном из боев Татьяна Барамзина отстреливалась до последнего патрона. Когда патроны закончились, она была схвачена и расстреляна. Татьяна погибла. В честь ее бессмертного подвига одна из улиц Подольска носит ее имя.
Турист: — И вышел я к парку имени В.Талалихина.
Дети:
1. — А можно я расскажу, кем был В.Талалихин?
Виктор Талалихин был летчиком, он закончил летную школу, любил прыгать с парашютом. С самого начала войны он служил в авиационном полку. В одну из ночей в бою у него закончились боеприпасы, и Виктор решил сбить немецкий самолет своим и пошел на таран. Вражеский самолет упал на землю и сгорел, а Виктор выпрыгнул с парашютом. Он остался жив.
2. «…Но Виктор не дрогнул при встрече,
А ринулся в яростный бой…
Послушно взревела машина,
Заход — и удар с высоты.
И вниз полетела гробина,
На свалку — срывая кресты…» (В.Козюков)
3. — Подвиг В.Талалихина потом повторили многие летчики. За этот подвиг ему и было присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя носит парк в нашем городе, и при входе — стоит памятник, одна из улиц города Подольска носит имя В.Талалихина. А еще недалеко от аэродрома Кузнечики на высокой горе возвышается памятник Виктору Талалихину, он стоит, одетый в военную форму летчика.
Турист: — Потом я сел в автобус и поехал. По дороге я увидел площадь, на которой стоит памятник и горит Вечный огонь.
Воспитатель: — А наши дети знают, что 9 Мая — в День Победы, после торжественного митинга, на площади выступают коллективы самодеятельности, в том числе и наши дети.
Танец «Аист на крыше» — музыка Д.Тухманова, слова А.Поперечного.
Турист: — Доехал я до сквера имени Подольских курсантов и увидел памятник.
Дети:
1. — Этот памятник стоит в честь Подольских курсантов, защищавших в первые месяцы Великой Отечественной войны подступы к Москве. В нашем городе было военное училище, где готовили артиллеристов. Им дано было задание: задержать немцев и продержаться 5 дней.
2. — Курсанты продержались не 5–7 дней, а 13, потому что мужественно, стойко сражались с врагом. Многие из них погибли, но они выполнили свой долг:
«Начинает сердце стучать –
Не забыть знаменательной даты:
Уходили на фронт воевать
За Москву из Подольска курсанты». (А.Полякова)
3. — Подвиг Подольских курсантов не забыт, каждый год в День Победы мы ходим к памятнику и возлагаем цветы. В нашем городе есть не только сквер Подольских курсантов, их именем названа одна из улиц.
Турист: — Спускаюсь вниз по улице Парковой и вижу указатель — «Улица Маштакова –Военный госпиталь».
Дети:
- Я хочу рассказать про военного врача Николая Ивановича Маштакова, в честь которого названа эта улица. В 1913 году Николай Иванович окончил медицинский факультет московского императорского университета, 3 войны прошел он за свою жизнь. На его счету сотни спасенных жизней.
- Во время Великой Отечественной войны в городе Подольске было несколько военных госпиталей. В одном из них работал очень талантливый хирург — Николай Иванович Маштаков. За сутки он успевал сделать до 10–12 операций, не было даже ни одной минутки для отдыха. Это был настоящий подвиг для военного врача.
- В марте месяце в имении Ивановском проходила выставка, где были представлены документы, фотографии, личные вещи Николая Ивановича Маштакова. До последнего дня Маштаков занимался любимым делом, он провел сложнейшую операцию на сердце и спас больного. В память о замечательном хирурге в Подольске появилась новая улица, а хирургическое отделение Подольской центральной больницы носит его имя.
Турист: — Какой интересный стенд?
Дети:
- — Это Пионеры-герои: Валя Котик, Леня Голиков, Марат Козей, Галя Комлева. Это школьники, им совсем немного лет, но они помогали взрослым в борьбе с немецкими захватчиками. Они воевали в партизанских отрядах, на боевых катерах, в катакомбах.
- — Это Володя Дубинин — он был одним из членов партизанского отряда вблизи города Керчи. Ему было всего 13 лет. Он воевал наравне со взрослыми. Когда враги замуровали входы в каменоломню, где находился отряд бойцов, Володя подносил снаряды, боеприпасы, воду, питание, ходил в разведку. Поскольку он был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами.
- — Володя погиб, когда разминировали подход к каменоломням. Юный разведчик награжден посмертно Орденом Красного знамени. В честь маленького отважного героя одна из улиц нашего города носит его имя.
Экскурсовод — Марина Анатольевна Вуйчик: — Дети, обратите внимание на эти блестящие капельки между лучиками ордена Победы — это тоже род войск, но особенный, это труженики тыла. Все мужчины ушли на фронт. В городах и селах оставались женщины и дети, но и они тоже помогали: рыли окопы, изготавливали снаряды, ставили «ежи», шили одежду для воинов, вязали варежки.
— Посмотрите на эти экспонаты: вот варежки, которые связала женщина для бойцов. А вот висят шинели, когда-то во время войны их носили солдаты, а сшили женщины на фабрике Зингера в нашем городе. Со временем они обветшали, постарели, но это очень ценные вещи, так как они тоже помогали воевать и одерживать победу бойцам нашей Армии. Вот лежат снаряды. Их изготовили на заводе нашего города во время войны труженики тыла.
— Русские люди никогда не забудут тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков. На нашей Подольской земле много памятников погибшим героям. В День Победы — 9 мая к памятникам и к Вечному огню возлагают цветы.
Дети исполняют песню А.Филиппенко «Вечный огонь»
Экскурсовод — Марина Анатольевна Вуйчик: — А теперь я хочу объявить Минуту молчания.
Давайте вспомним тех, кто погиб в этой страшной войне, склоним головы и помолчим.
Минута молчания (звучит музыка «Реквием» Моцарта) (На экране идут кадры возложения цветов к памятнику В.Талалихина из архивов Краеведческого музея).