Использование интерактивной приставки Mimio в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Авторы: Столяренко Алла Николаевна, Бикетова Наталья Викторовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.
Дата публикации: 13.04.2020
Статья просмотрена: 186 раз
Библиографическое описание:
Столяренко, А. Н. Использование интерактивной приставки Mimio в работе с детьми старшего дошкольного возраста / А. Н. Столяренко, Н. В. Бикетова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5147/ (дата обращения: 16.11.2024).
С каждым годом наиболее важным фактором развития современного общества становится его глобальная информатизация, которая активно проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Дошкольное образование в этом случае не является исключением. «Внедрение информационных технологий в образовательную отрасль становится национальным приоритетом государственной политики, что требует от педагога идти в ногу со временем и поиска обновленных форм и методов работы с детьми» [4]. В силу этих преобразований дошкольные организации начинают активно использовать современное техническое оборудование в образовательной деятельности с детьми. «Информационные технологии позволяют обеспечить:
– динамичность подачи учебного материала,
– повышение мотивации дошкольников к восприятию новой информации
– активизацию познавательной деятельности дошкольников;
– комплексное воздействия на систему анализаторов;
– интенсификацию образовательного процесса с дошкольниками» [1].
Анализ педагогической практики показал, что в настоящее время в детских садах созданы материально-технические условия (кабинеты развивающего обучения, групповые помещения, оборудованные компьютерной и мультимедийной техникой). Интерактивное оборудование отвечает принципам многофункциональности, простоты и доступности в работе как педагога, так и самих детей. Среди ассортимента такого интерактивного оборудования хорошим спросом в дошкольных организациях пользуются «интерактивные приставки Mimio, которые помогают создавать интерактивную обучающую среду в том месте и в то время, которые необходимы педагогам для решения конкретной образовательной задачи» [3].
В нашем детском саду «Снежинка» использование интерактивной приставки Mimio реализуется в процессе музыкальной деятельности и при обучении чтению детей старшего дошкольного возраста. Открывает для педагогов огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Например, при разучивании песенного репертуара с детьми на музыкальных занятиях, приставка помогает упростить для детей процесс запоминания текста, восприятия мелодического и ритмического рисунка. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Для «записывания» текста песен я использую картинки по содержанию. Здесь приставка выступает в роли мнемотаблицы. Для ритмического рисунка — долгие и короткие черточки. Для мелодического рисунка — стрелки. Сначала кодируется почти каждое слово. Постепенно от песни к песни количество картинок сокращается. Кодируется только основной смысл строчки.
Запоминание текстов становится увлекательной игрой. По закодированной в картинках песенке дети с удовольствием и легко воспроизводят текст, ритмический и мелодический рисунок. Первое исполнение песни с использованием интерактивной приставки проходит с моей помощью. Я пропеваю текст и показываю картинки. Кроме того, что дети запоминают по картинкам текст, они еще исполняют мелодию, указанную стрелками, прохлопывают ритмический рисунок по графическому изображению. При определении ритма и движения мелодии дети постоянно повторяют и поют текст песни. На последующих занятиях дети самостоятельно во время пения определяют движение мелодии и ритмический рисунок, дают сравнительную характеристику мелодии и ритма песни. Таким образом, они не только постепенно запоминают текст песни, но и развивают звуковысотный и ритмический слух, внимание и память.
В дальнейшем ребята сами составляют схемы разучиваемого материала. Самостоятельно отбирают картинки, которые они хотели бы использовать по тексту песни. Занятия с использованием интерактивной приставки Mimio всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Проводя изучение сформированности познавательно-речевой активности у детей 5–6 лет, я увидела, что они затрудняются в выделении звука в слове и в определении его местоположения в слове, нуждаются в дополнительной помощи воспитателя в проведении звукового анализа слов и дифференцировании звуков. Для преодоления этих трудностей были разработаны технологические карты к электронным дидактическим играм, конспекты непосредственной образовательной деятельности с включением интерактивной приставки Mimio, составлен перспективный план работы с детьми.
Образовательная деятельность по обучению чтению была организована таким образом, чтобы дети при выполнении игровых заданий работали у доски самостоятельно, а не пассивно воспринимали объяснения педагога.
Для повышения эффективности образовательного процесса использовались разнообразные способы организации детей в работе с интерактивной приставкой:
– поточный, где дети поочередно выполняют задание у доски;
– групповое выполнение задания у доски двумя-четырьмя детьми с использованием стилуса и маркеров;
– самостоятельное выполнение одним ребенком задания у доски; в это время другие дети работают в рабочих тетрадях на местах и в последующем проверяют и оценивают деятельность ребенка у доски.
«Каждая игра содержала проверочное задание (звуковой эффект, наглядный образец, графику, детскую песенку, анимированный персонаж или отрывок развивающей мультипликации), что, с одной стороны, обеспечивало развлекательный характер предложенного детям образовательного содержания с гарантированной сохранностью высокой степени внимания и мотивации в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, а с другой стороны, способствовало созданию условий для самостоятельного оценивания ребенком своих действий с сохранением возможности обратной связи, так как для ребенка становилось очевидным, что он сделал правильно, а где у него возникли трудности, тем самым предоставляя педагогу возможность помочь ребенку найти правильное решение» [2].
Использование интерактивной приставки Mimio в практике работы с детьми дало такие результаты: дети стали самостоятельно разбирать пяти-звуковые слова, правильно называть звуки и характеризовать их, заполняя соответствующими фишками (цветовыми маркерами) схемы звукового состава заданных слов. Научились самостоятельно подбирать слова на заданный воспитателем звук, без ошибок распределять предметные картинки (трех-, четырех-, пяти-звуковых слов) к заданным звуковым схемам, в то время как раньше, при выполнении аналогичных заданий, ребятам требовалась помощь воспитателя. Также было отмечено наличие детей со слоговым уровнем чтения и возросшим интересом к образовательной деятельности по обучению грамоте и чтению.
Наибольшую эффективность использования Mimio в работе с детьми можно было отследить в следующих показателях:
– овладение звуковым анализом слов, построение модели 5-звукового состава слова;
– овладение умением различать гласные и согласные, мягкие и твердые звуки;
– овладение умением вычленять словесное ударение;
– способность называть слова на заданный звук.
Результаты мониторинга и наблюдений позволили констатировать следующее: при работе с использованием интерактивной приставки Mimio дети стали более активны, возросла мотивация к успешному овладению чтением. Сформирован положительный эмоциональный фон к изучаемому материалу, развиваются и тренируются психические процессы: внимание, память, мышление, воображение и восприятие. Совершенствуются навыки работы с техническим оборудованием, воспитывается самостоятельность, целеустремлённость, сосредоточенность, стремление достичь положительного результата.
Таким образом, использование интерактивной приставки Mimio в процессе музыкальной деятельности и в обучении чтению детей старшего дошкольного возраста открыло новые возможности, позволило сделать занятия еще более интересными и увлекательными, чем раньше, «совместить наглядность с активной деятельностью детей».
Литература:
- Каракозова Н. Ю. К вопросу о сущности понятия «технологическая компетентность педагога дошкольного образования» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 4. С. 232–234.
- Mаслячкина Р. В. «От А до Я»: практическое руководство по обучению старших дошкольников чтению с использованием интерактивной приставки Mimio /Р. В. Маслячкина и др. — Тольятти: Кассандра, 2017.63 с.
- Михалева И. А. Информационные технологии в детском саду: учеб.-метод. пособие / И. А. Михалева,В. Н. Сараева, Л. А. Овчинникова; под ред. Н. Ю. Каракозовой. — Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. 96 с
- Руденко И. В. Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. –2017.–№ 2 (24). — С. 423–426.