Проектная деятельность как профилактика школьной дезадаптации воспитанников ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 22.04.2020

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Шашерина, Р. В. Проектная деятельность как профилактика школьной дезадаптации воспитанников ДОО / Р. В. Шашерина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 55-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5157/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье описан опыт работы педагога — психолога ДОО по профилактике школьной дезадаптации детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дезадптация, проект, воспитанники ДОО, школа.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечена важность именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина качественного образования.

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации остается необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей» следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить любому ребенку дошкольного возраста, проживающему в России, независимо от благосостояния семьи, места проживания и национальной принадлежности, для получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.

Современное образование должно обеспечить комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребенка определенных знаний, умений и навыков, но и как основа всестороннего развития личности ребенка, учитывающая его психологические особенности.

Отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой и является главной проблемой на пути гармоничного развития ребенка. Сложилась парадоксальная ситуация, когда низшее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему, высшему.

Проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее острых проблем в современном отечественном дошкольном и начальном образовании.

Для нашего детского сада проблема актуальна, так как ежегодно в ДОО функционирует подготовительная группа, кроме того уходят в школу воспитанники группы коррекционной направленности для детей с ЗПР и ОНР, группы с 24 — часовым пребыванием детей. Ежегодно выпускается в школу 25–35 ребят.

Анализируя данные учителей начальных классов об успеваемости бывших воспитанников, мы отметили, что при общей положительной тенденции есть слабо успевающие дети, которые в детском саду составляли так называемую «интеллектуально пассивную» группу. Поэтому формирование познавательных интересов и его предпосылок, начиная с дошкольного возраста — актуальная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и познавательной деятельности, в которой проявляются и формируются интересы.

В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений — повышенный уровень тревожности. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.

К моменту поступления в школу необходимо сформировать у будущего первоклассника желание учиться, ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение в школе. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.

Именно поэтому был организован проект, в котором будущие школьники смогли понять, что же такое новая социальная роль «ученик» и как научиться с ней жить.

Проект «Растим будущего школьника» позволяет детям получить полную информацию о школе, повысить качество образования, создать эффективные условия для выравнивания стартовых возможностей для детей разных социальных групп и слоев населения при поступлении в первый класс, повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школе, научиться помогать и заботиться о тех, кому это необходимо, с целью развития эмпатии у детей дошкольного возраста.

Цель проекта заключается в повышении интереса к школе и формировании у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению, подготовке к принятию новой социальной позиции «школьника», создании условий для выравнивания уровня развития интеллектуальной, физической и психологической готовности детей к поступлению в начальную школу, придавая педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Задачи проекта:

– формирование у дошкольников мотивации учения и интереса к школе, процессу обучения;

– оказание психолого-педагогической поддержки детям старшего дошкольного возраста с целью обеспечения плавного, бесстрессового перехода от игровой к учебной деятельности;

– снятие тревожности у воспитанников;

– организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

– привлечение родителей к взаимодействию в процессе подготовки детей к школе;

– укрепление связи со школой по вопросам преемственности.

В проект были включены занятия педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста, направленные на создание мотивации и благоприятного настроя для обучения в школе, снятие эмоционального напряжения, снижение уровня тревожности. Ведущий вид деятельности в дошкольном детстве — игра, поэтому проект проходил в игровой форме. В рамках проекта была организована встреча с сотрудниками ГИБДД. которые рассказывали дошкольникам о правилах поведения на дороге, проигрывали с ними познавательные ситуации.

Был организован праздничный концерт, посвященный 9 мая, на котором присутствовал ветеран ВОВ, ребята были непосредственными участниками праздника: рассказывали стихи, пели песни. С целью развития эмпатии будущие первоклассники взяли шефство над детьми младшего дошкольного возраста, выходили с ними на прогулку, проводили игры, показывали спектакль, делали для малышей подарки собственными руками.

Заключением была встреча с выпускника Гимназии № 8, на которой ребята задавали волнующие их вопросы: кормят ли в школе, будут ли спать и другие.

В рамках проекта ребята познакомились с обитателями клуба «Романов на Мурмане», которые приходили в наше дошкольное учреждение с целью снижения уровня тревожности и благоприятного эмоционального настроя. Самое важное, главное впечатление на будущих школьников оказали питомцы клуба. Ребята сами предлагали организовать сбор корма для животных, увлеченно рассказывали о своих домашних питомцах.

Была проведена предварительная работа с детьми, где они подготавливали рассказы о своих домашних питомцах, обсуждали необходимость заботы о братьях наших меньших. Проект проходил весной, поэтому праздник Великой Победы не остался не замеченным. Рассказывали детям о подвигах, которые совершали собаки на войне. После была организована выставка рисунков, где воспитанники рисовали собак, которые помогали на войне, получились чудесные работы, наполненные теплом, любовью и заботой о животных.

Дошкольники были рады встрече с питомцами клуба, стеснение, неудобство пропало сразу, как вышел первый гость. Дети активно взаимодействовали с питомцами, играли, гладили и даже кормили. После проведенного новыми друзьями концерта были выбраны победители выставки рисунков и награждены дипломами, а участники получили красочные сертификаты об участии в конкурсе.

Важно то, что среди детей старшего дошкольного возраста были особенные дети, для которых эта встреча оказалась очень важной. Тактильные ощущения, взаимодействие с животными, забота о них, улыбки, которые вызывали собаки — неоценимо для таких ребят. Поэтому с этого года будет проходить проект для особенных детей при участии клуба «Романов на Мурмане». Мы очень рады такому сотрудничеству!

Литература:

  1. Бодалев А. А. Рабочая книга практического психолога. — М.ВЛАДОС. — 2010. — 298с.
  2. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И. А. Сырова, О. Г. Чеховских. — Самара: Изд-во СФМГПУ. — 2009. — 72с.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, начальная школа, детский сад, дошкольное детство, дошкольное образование, положительное отношение, Российская Федерация.

Ключевые слова

школа, проект, дезадптация, воспитанники ДОО

Похожие статьи

Проблема педагогической коррекции школьной дезадаптации первоклассников

В статье определяются особенности педагогической коррекции школьной дезадаптации первоклассников.

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Ресурсный центр руководителей по охране труда — одна из форм работы по созданию безопасных условий в образовательной организации

Авторы делятся опытом работы ресурсного центра, по изучению условий охраны труда в ДОО города Чебоксары.

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната

Статья раскрывает особенности воспитательной деятельности в коррекционной школе-интернате. Описан опыт работы по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Разработана и апробирована модель воспитания детей с ограниченными возмо...

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Психолого-педагогические технологии преодоления школьной дезадаптации

В статье рассматриваются понятие дезадаптация, а также условия ее преодоления и психолого-педагогические технологии работы со школьной дезадаптацией.

Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к развитию учебной мотивации у младших школьников

В статье обсуждается проблема подготовки будущих педагогов-психологов к формированию учебной мотивации младших школьников. На основе результатов экспериментального исследования особенностей учебной мотивации младших школьников авторами представлена с...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Похожие статьи

Проблема педагогической коррекции школьной дезадаптации первоклассников

В статье определяются особенности педагогической коррекции школьной дезадаптации первоклассников.

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Ресурсный центр руководителей по охране труда — одна из форм работы по созданию безопасных условий в образовательной организации

Авторы делятся опытом работы ресурсного центра, по изучению условий охраны труда в ДОО города Чебоксары.

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната

Статья раскрывает особенности воспитательной деятельности в коррекционной школе-интернате. Описан опыт работы по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Разработана и апробирована модель воспитания детей с ограниченными возмо...

Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду

В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...

Психолого-педагогические технологии преодоления школьной дезадаптации

В статье рассматриваются понятие дезадаптация, а также условия ее преодоления и психолого-педагогические технологии работы со школьной дезадаптацией.

Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к развитию учебной мотивации у младших школьников

В статье обсуждается проблема подготовки будущих педагогов-психологов к формированию учебной мотивации младших школьников. На основе результатов экспериментального исследования особенностей учебной мотивации младших школьников авторами представлена с...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Задать вопрос