Проект «Зимний сад в ДОУ» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 26.04.2020

Статья просмотрена: 1230 раз

Библиографическое описание:

Бурцева, С. Е. Проект «Зимний сад в ДОУ» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 81-85. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5163/ (дата обращения: 16.11.2024).



Основная идея иактуальность:

Посадкой растений дети нашей группы занимаются давно, с младшей группы, ведь на участке нашей группы есть огород и клумбы, цветники и рабатки. Дети сами сажают семена, поливают, рыхлят и пропалывают растения. Все работы проводятся в теплый период года. И растения радуют нас и весь детский сад пышным цветением, до самой поздней осени.

Прошлой осенью, дети сказали: «Как жаль, ведь теперь мы не увидим зелени и цветов до следующей весны». «А давайте сделаем зимний сад!»- предложили дети. «Пусть у нас всегда будет много зелени и красивых, экзотических растений». Решили и принялись за дело. По договоренности с заведующей нам выделили пустующий методический кабинет и дали полную свободу действий. К реализации задуманного дети подошли со всей ответственностью. Они изучили всю имеющуюся в группе литературу, справочники, энциклопедии, даже наборы открыток с комнатными растениями. Узнали, что растения, выращиваемые как комнатные, на самом деле приехали к нам из разных стран и континентов, им требуются разные условия для роста и развития, разная температура, разный полив и разная освещенность. Все это дети с помощью взрослых учли при проектировке зимнего сада. Растения мы с детьми выращивали из семян и отростками, которые нам стали приносить все, кто узнал о нашем новом проекте. Семена мы купили в специализированном магазине, дети долго рассматривали маленькие семечки и не верили, что из них можно вырастить большие, красивые растения. Купили специальную землю для посадки и ребята узнали, что она состоит из разных компонентов, там есть торф, песок, удобрения. Ребята сами посеяли семена, и каждый день наблюдали, как появляются всходы, появляются новые листочки. В процессе проведения. Дети выясняли, что для нормального роста и развития растению необходим солнечный свет, полив и подкормки минеральными удобрениями.

Кроме наземных растений мы с детьми посадили и водные в специально оборудованном аквариуме.

Выращенные растения разместили в нашем зимнем саду, туда дети часто приходили ухаживать за растениями и наблюдать за их ростом и цветением.

Цель: Познакомить детей с понятием «зимний сад». Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе посева семян, отростков и выращивания растений.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.
  2. Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.

Развивающие:

  1. Развивать речь детей, умение поддерживать беседу, задавать вопросы.
  2. Развивать инициативу детей в процессе выполнения проекта.
  3. Развивать внимание и воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
  2. Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.

Ресурсное обеспечение:

Принадлежности для посева и выращивания растений: грунт, семена, отростки растений, совочки, лейки, контейнеры для рассады, цветочные горшки. Аквариум, элементы декораций.

Ожидаемые результаты:

Дети узнают, что такое «зимний сад». Они познакомятся с комнатными растениями, узнают их происхождение, научатся самостоятельно сеять семена и выращивать рассаду. Узнают, как правильно посадить отростки, а также узнают, что нужно растению для роста и развития. Научатся ухаживать за растениями.

Методы исредства реализации:

Образовательные области

Совместная деятельность детей ивоспитателей

Совместная деятельность детей иродителей

Самостоятельная деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

Беседа с детьми: «Что такое зимний сад и чем он отличается от обычного сада»

Беседа с детьми: «Зачем нужны комнатные растения и почему они так называются?»

Беседа с детьми: «Какие бывают растения? И где они растут в природе?»

Беседа с детьми «Почему люди выращивают растения дома?»

«Из каких стран приехали растения, которые растут у нас дома?»

Игра «Я садовником родился…»

Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?).

Заседание детско-взрослого клуба «Задоринка» — тема: «Какие растения растут у вас дома?» инсценировка родителей вместе с детьми сказки «Цветик — семицветик»

Рассматривание в книжном уголке

Открыток с изображением комнатных растений.

Совместная сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин».

Познавательное развитие

НОД

«Знакомство детей с понятием «растение», его частями (корень, стебель, листья, цветы)».

«Формирование понятия о растении как живом организме, нуждающемся в солнечном свете, воде и питательных веществах находящихся в почве»

«Формирование понятий о необходимости специальных условий для комнатных растений. Все комнатные растения были завезены из разных стран и континентов и для роста и правильного развития им требуются специальные условия и поэтому они не могут расти в нашем климате на улице».

«Сенсорное развитие в процессе ознакомления с листьями, формами стеблей и цветов разных растений»

Посещение зимнего сада в здании старшей школы.

Посещение родителями вместе с детьми Ботанического сада МГУ

«Аптекарский огород».

Посещение главного ботанического сада РАН им.Н. В. Цицина. Посещение Фондовой оранжереи.

Дидактические игры «Цветочное лото» «Цветочное домино»

Разрезные картинки

«Собери цветок».

Конструктор «Собери клумбу»

Речевое развитие

Чтение детям сказки В Катаева «Цветик-семицветик»

НОД

«Ознакомление детей с стихотворениями Ю. Мориц, З.Александровой, Е.Благининой, Г.Виеру, О.Высоцкой, Л.Квитко, И Токмаковой о цветах и комнатных растениях»

Домашнее задание: «Домашнее чтение стихотворений русских поэтов о цветах»

Придумать дома с родителями проект зимнего сада для дошкольного отделения и рассказать о нем другим детям в группе.

Рассматривание книг и энциклопедий в книжном уголке по теме «Комнатные цветы». Беседы о том, как вырастить растение.

Художественно-эстетическое развитие

НОД

Рисование: «Мое любимое комнатное растение», «Цветок для мамы»

«Наш зимний сад»

Лепка: «Пластилиновая картина -Цветы»,

«Растение в горшке»

Апликация: «Цветик — семицветик», «Объемные цветы»

Прикладное творчество «Изготовление цветов и растений из ткани и лент для игры «Цветочный магазин»

Домашнее задание: нарисовать, как может выглядеть зимний сад в дошкольном учреждении.

Рисование, лепка,

аппликация в свободное время.

В книжном уголке рассматривание иллюстраций и репродукций разных художников по теме: «Цветы, растения»

Физическое развитие

Подвижные игры на прогулке: «Цветы», «Я садовником родился»,

«Цветы и ветерки», «На окне», русская народная игра «Первоцвет»

Заседание взросло-детского клуба «Задоринка» «Мама папа я –спортивная семья (игры и эстафеты по теме: «Цветы»).

Подвижные игры в свободное время по выбору детей.

Этапы реализации

сроки

Виды деятельности

цель

исполнители

подготовительный

Сентябрь-ноябрь

Изучение с детьми энциклопедий: «Я познаю мир. Мир растения» и «Я познаю мир. Ботаника» «От земли до неба. Атлас -определитель», «Все о комнатных растений»

Беседы с детьми о растениях, о том, что нужно им для роста и развития почва, солнечный свет, полив, подкормки минеральными удобрениями»

Рассказать детям, что есть растения, которые живут и растут только в воде и предложить оборудовать для таких растений аквариум.

Рассматривание картинок с изображениями различных комнатных растений, выбор растений для выращивания.

Изображение растений, которые хотим вырастить.

Покупка семян, грунта.

Познакомить детей понятием, что такое растение и как его вырастить.

Познакомить детей с разными видами комнатных растений и способами их выращивания.

Воспитатели, дети, родители, учитель — логопед.

основной

Декабрь-март

Подготовка контейнеров для посадки.

Посев семян.

Полив и наблюдения за всходами.

Пикировка растений в отдельные горшочки.

Исследовательская деятельность детей по изучению строения растения.

Укоренение отростков, посадка отростков.

Размещение растений в зимнем саду, в зависимости от потребностей растений к свету, температурному режиму, влажности.

Оборудование аквариума для водных растений.

Создание композиций для оформления зимнего сада.

Создание огорода «на окне»

Для всех групп детского сада.

Научить детей сеять семена и ухаживать за рассадой.

Знакомство детей с понятием «пикировка».

Научить располагать растения в зимнем саду в зависимости от потребностей растения.

Воспитатели, дети, родители, учитель-логопед

заключительный

Апрель-май

Проведение экскурсий по зимнему саду для детей других групп, рассказ о растениях, растущих в нашем зимнем саду.

Проведение мастер — классов по посадке, пикировки и уходу за растениями.

Украсить здание детского сада красивыми комнатными растениями.

Познакомить детей других групп с тем как можно самим вырастить растение из семян или из отростков.

Дети

Воспитатели,

Учитель-логопед

Итоговые мероприятия:

Представление своей работы на научно-практической конференции «День Науки» в Школе № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника. Участие в конкурсах. Экскурсии для детей из других отделений комплекса.

Рефлексия:

Дети познакомились с различными комнатными растениями, узнали их происхождение, научились самостоятельно сеять семена и выращивать рассаду. Узнали, как правильно посадить отростки, а также узнали, что нужно растению для роста и развития. Научились ухаживать за растениями.

Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект помог сплотить детей, сформировать детскую общность.

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
  2. Плешаков А. А. «От земли до неба. Атлас — определитель» М. «Просвещение».
  3. Касаткина Ю. Н. Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника» М. АСТ 2009.
  4. Багратионова Л. А. Энциклопедия «Я познаю мир. Мир растений» М. АСТ. 2008
  5. Захарченко В. Р. «Зимний сад в квартире, доме, офисе» М. Центрполиграф 2010
  6. Хессаон Д. Р. «Все о комнатных растениях» М. АСТ. 2014
Основные термины (генерируются автоматически): растение, зимний сад, ребенок, детский сад, книжный уголок, семя, солнечный свет, цветок, домашнее задание, свободное время.
Задать вопрос