Проект «Зимний сад в ДОУ»
Авторы: Бурцева Светлана Евгеньевна, Смирнова Татьяна Михайловна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.
Дата публикации: 26.04.2020
Статья просмотрена: 1256 раз
Библиографическое описание:
Бурцева, С. Е. Проект «Зимний сад в ДОУ» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 81-85. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5163/ (дата обращения: 20.12.2024).
Основная идея иактуальность:
Посадкой растений дети нашей группы занимаются давно, с младшей группы, ведь на участке нашей группы есть огород и клумбы, цветники и рабатки. Дети сами сажают семена, поливают, рыхлят и пропалывают растения. Все работы проводятся в теплый период года. И растения радуют нас и весь детский сад пышным цветением, до самой поздней осени.
Прошлой осенью, дети сказали: «Как жаль, ведь теперь мы не увидим зелени и цветов до следующей весны». «А давайте сделаем зимний сад!»- предложили дети. «Пусть у нас всегда будет много зелени и красивых, экзотических растений». Решили и принялись за дело. По договоренности с заведующей нам выделили пустующий методический кабинет и дали полную свободу действий. К реализации задуманного дети подошли со всей ответственностью. Они изучили всю имеющуюся в группе литературу, справочники, энциклопедии, даже наборы открыток с комнатными растениями. Узнали, что растения, выращиваемые как комнатные, на самом деле приехали к нам из разных стран и континентов, им требуются разные условия для роста и развития, разная температура, разный полив и разная освещенность. Все это дети с помощью взрослых учли при проектировке зимнего сада. Растения мы с детьми выращивали из семян и отростками, которые нам стали приносить все, кто узнал о нашем новом проекте. Семена мы купили в специализированном магазине, дети долго рассматривали маленькие семечки и не верили, что из них можно вырастить большие, красивые растения. Купили специальную землю для посадки и ребята узнали, что она состоит из разных компонентов, там есть торф, песок, удобрения. Ребята сами посеяли семена, и каждый день наблюдали, как появляются всходы, появляются новые листочки. В процессе проведения. Дети выясняли, что для нормального роста и развития растению необходим солнечный свет, полив и подкормки минеральными удобрениями.
Кроме наземных растений мы с детьми посадили и водные в специально оборудованном аквариуме.
Выращенные растения разместили в нашем зимнем саду, туда дети часто приходили ухаживать за растениями и наблюдать за их ростом и цветением.
Цель: Познакомить детей с понятием «зимний сад». Создать условия для развития познавательных способностей детей в процессе посева семян, отростков и выращивания растений.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.
- Совершенствовать у детей знания, умения и навыки необходимые для выполнения своего замысла.
Развивающие:
- Развивать речь детей, умение поддерживать беседу, задавать вопросы.
- Развивать инициативу детей в процессе выполнения проекта.
- Развивать внимание и воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
- Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.
Ресурсное обеспечение:
Принадлежности для посева и выращивания растений: грунт, семена, отростки растений, совочки, лейки, контейнеры для рассады, цветочные горшки. Аквариум, элементы декораций.
Ожидаемые результаты:
Дети узнают, что такое «зимний сад». Они познакомятся с комнатными растениями, узнают их происхождение, научатся самостоятельно сеять семена и выращивать рассаду. Узнают, как правильно посадить отростки, а также узнают, что нужно растению для роста и развития. Научатся ухаживать за растениями.
Методы исредства реализации:
Образовательные области |
Совместная деятельность детей ивоспитателей |
Совместная деятельность детей иродителей |
Самостоятельная деятельность детей |
Социально-коммуникативное развитие |
Беседа с детьми: «Что такое зимний сад и чем он отличается от обычного сада» Беседа с детьми: «Зачем нужны комнатные растения и почему они так называются?» Беседа с детьми: «Какие бывают растения? И где они растут в природе?» Беседа с детьми «Почему люди выращивают растения дома?» «Из каких стран приехали растения, которые растут у нас дома?» Игра «Я садовником родился…» Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?). |
Заседание детско-взрослого клуба «Задоринка» — тема: «Какие растения растут у вас дома?» инсценировка родителей вместе с детьми сказки «Цветик — семицветик» |
Рассматривание в книжном уголке Открыток с изображением комнатных растений. Совместная сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». |
Познавательное развитие |
НОД «Знакомство детей с понятием «растение», его частями (корень, стебель, листья, цветы)». «Формирование понятия о растении как живом организме, нуждающемся в солнечном свете, воде и питательных веществах находящихся в почве» «Формирование понятий о необходимости специальных условий для комнатных растений. Все комнатные растения были завезены из разных стран и континентов и для роста и правильного развития им требуются специальные условия и поэтому они не могут расти в нашем климате на улице». «Сенсорное развитие в процессе ознакомления с листьями, формами стеблей и цветов разных растений» Посещение зимнего сада в здании старшей школы. |
Посещение родителями вместе с детьми Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород». Посещение главного ботанического сада РАН им.Н. В. Цицина. Посещение Фондовой оранжереи. |
Дидактические игры «Цветочное лото» «Цветочное домино» Разрезные картинки «Собери цветок». Конструктор «Собери клумбу» |
Речевое развитие |
Чтение детям сказки В Катаева «Цветик-семицветик» НОД «Ознакомление детей с стихотворениями Ю. Мориц, З.Александровой, Е.Благининой, Г.Виеру, О.Высоцкой, Л.Квитко, И Токмаковой о цветах и комнатных растениях» |
Домашнее задание: «Домашнее чтение стихотворений русских поэтов о цветах» Придумать дома с родителями проект зимнего сада для дошкольного отделения и рассказать о нем другим детям в группе. |
Рассматривание книг и энциклопедий в книжном уголке по теме «Комнатные цветы». Беседы о том, как вырастить растение. |
Художественно-эстетическое развитие |
НОД Рисование: «Мое любимое комнатное растение», «Цветок для мамы» «Наш зимний сад» Лепка: «Пластилиновая картина -Цветы», «Растение в горшке» Апликация: «Цветик — семицветик», «Объемные цветы» Прикладное творчество «Изготовление цветов и растений из ткани и лент для игры «Цветочный магазин» |
Домашнее задание: нарисовать, как может выглядеть зимний сад в дошкольном учреждении. |
Рисование, лепка, аппликация в свободное время. В книжном уголке рассматривание иллюстраций и репродукций разных художников по теме: «Цветы, растения» |
Физическое развитие |
Подвижные игры на прогулке: «Цветы», «Я садовником родился», «Цветы и ветерки», «На окне», русская народная игра «Первоцвет» |
Заседание взросло-детского клуба «Задоринка» «Мама папа я –спортивная семья (игры и эстафеты по теме: «Цветы»). |
Подвижные игры в свободное время по выбору детей. |
Этапы реализации |
сроки |
Виды деятельности |
цель |
исполнители |
подготовительный |
Сентябрь-ноябрь |
Изучение с детьми энциклопедий: «Я познаю мир. Мир растения» и «Я познаю мир. Ботаника» «От земли до неба. Атлас -определитель», «Все о комнатных растений» Беседы с детьми о растениях, о том, что нужно им для роста и развития почва, солнечный свет, полив, подкормки минеральными удобрениями» Рассказать детям, что есть растения, которые живут и растут только в воде и предложить оборудовать для таких растений аквариум. Рассматривание картинок с изображениями различных комнатных растений, выбор растений для выращивания. Изображение растений, которые хотим вырастить. Покупка семян, грунта. |
Познакомить детей понятием, что такое растение и как его вырастить. Познакомить детей с разными видами комнатных растений и способами их выращивания. |
Воспитатели, дети, родители, учитель — логопед. |
основной |
Декабрь-март |
Подготовка контейнеров для посадки. Посев семян. Полив и наблюдения за всходами. Пикировка растений в отдельные горшочки. Исследовательская деятельность детей по изучению строения растения. Укоренение отростков, посадка отростков. Размещение растений в зимнем саду, в зависимости от потребностей растений к свету, температурному режиму, влажности. Оборудование аквариума для водных растений. Создание композиций для оформления зимнего сада. Создание огорода «на окне» Для всех групп детского сада. |
Научить детей сеять семена и ухаживать за рассадой. Знакомство детей с понятием «пикировка». Научить располагать растения в зимнем саду в зависимости от потребностей растения. |
Воспитатели, дети, родители, учитель-логопед |
заключительный |
Апрель-май |
Проведение экскурсий по зимнему саду для детей других групп, рассказ о растениях, растущих в нашем зимнем саду. Проведение мастер — классов по посадке, пикировки и уходу за растениями. |
Украсить здание детского сада красивыми комнатными растениями. Познакомить детей других групп с тем как можно самим вырастить растение из семян или из отростков. |
Дети Воспитатели, Учитель-логопед |
Итоговые мероприятия:
Представление своей работы на научно-практической конференции «День Науки» в Школе № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника. Участие в конкурсах. Экскурсии для детей из других отделений комплекса.
Рефлексия:
Дети познакомились с различными комнатными растениями, узнали их происхождение, научились самостоятельно сеять семена и выращивать рассаду. Узнали, как правильно посадить отростки, а также узнали, что нужно растению для роста и развития. Научились ухаживать за растениями.
Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательно-исследовательских и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект помог сплотить детей, сформировать детскую общность.
Литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
- Плешаков А. А. «От земли до неба. Атлас — определитель» М. «Просвещение».
- Касаткина Ю. Н. Энциклопедия «Я познаю мир. Ботаника» М. АСТ 2009.
- Багратионова Л. А. Энциклопедия «Я познаю мир. Мир растений» М. АСТ. 2008
- Захарченко В. Р. «Зимний сад в квартире, доме, офисе» М. Центрполиграф 2010
- Хессаон Д. Р. «Все о комнатных растениях» М. АСТ. 2014