Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования
Автор: Москвина Светлана Леонидовна
Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.
Дата публикации: 24.04.2020
Статья просмотрена: 407 раз
Библиографическое описание:
Москвина, С. Л. Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования / С. Л. Москвина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5166/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.
Ключевые слова: игра, русские традиции, игровой интерес, «игровая дистрофия».
The article considers the problems of gambling activities at children of preschool age. The author presents a project aimed at acquaintance with Russian folk games.
Keywords: game, Russian traditions, games interest.
Игра — это деятельность, представляющая всем ее участникам право свободного самовыражения.
О. А. Карабанова
В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольный период рассматривается как первоначальная ступень образования ребенка [5].
Важным требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является обеспечение преемственности программ. Реализации этого требования служат возможное достижение воспитанниками социально-нормативных характеристик — целевых ориентиров [4].
В целевых ориентирах говориться о том, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, одним из которых является игра [4]. Игра является важнейшей сферой жизнедеятельности ребенка, является жизненной школой. Игра всегда интересна детям, она обладает богатейшими возможностями обучения и воспитания на этапе дошкольного детства.
Игра развивает ум, мышление, фантазию, память, учит общаться, постигать законы товарищества, помогает познать окружающий мир. Игра как часть культуры народа помогает ребенку в развитии его самосознания.
Игра помогает выплеснуть накопившуюся энергию, направить её в нужное русло, избавит от комплексов, проявит свои лучшие качества.
Однако, одной из самых актуальных проблем дошкольного образования, сегодня является проблема игровой дистрофии.
Термин «дистрофия» в медицинской терминологии определяется как сложный патологический процесс, связанный с нарушением питания, ведущий к истощению внутренних органов или организма в целом (Толковый словарь под ред. С. А. Кузнецова) [1].
С педагогическую науку и практику понятие игровой дистрофией ввел В. П. Зинченко [3]. Она, как и в медицинском значении предполагает истощение, только в данном случае истощение игровой деятельности у детей.
Современные дети не знают многих традиционных игр, взрослые не играют с ними, заменяя игру обучающимися занятиями. Воспитатели детских садов, практически отмечают, что у детей фактически нет времени на игру: обилие развивающих и обучающих занятий вытеснило игру из жизни дошкольников. Не пройдя уроков этой школы, ребенок не может до конца состояться, стать полноценной личностью. В будущем это проявиться в нарушении коммуникации, скованности, закомплексованности.
Потеря многих социальных черт у подростков, юношей и взрослых нередко происходит из-за того, что они в детстве не доиграли, что игра не стала посредником между миром детства и внешним миром.
Образовательный процесс выстраивается в рамках учебной деятельности, не адекватной дошкольному возрасту, однако проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может сказаться на его дальнейшей жизни.
Психологи Е. О. Смирнова и О. В. Гударева [2], исследовав современное состояние детской игры, отмечают, что большинство игр дошкольников имеют низкий уровень развития. Из собственных наблюдений было выявлено, что в свободное время дети не играют, а занимают себя рисованием, конструированием, рассматриванием книжек, предметными действиями с машинками, мячом. Чаще всего игра организуется по инициативе воспитателя и продолжается лишь до тех пор, пока взрослый принимает в ней участие.
В. П. Зинченко говорил: «Игровая дистрофия остается на всю жизнь». Преодолеть «игровую дистрофию» можно, только организовав полноценную игровую деятельность. Для решения проблемы преодоление игровой дистрофии был разработан и реализован проект «Волшебная страна народных игр».
Цель проекта: формирования игрового интереса у детей дошкольного возраста через русское народное творчество.
Задачи проекта:
- Обогатить игровой опыт детей в старшем дошкольном возрасте.
- Побуждать интерес к творческим проявлениям в игре.
- Способствовать игровому общению со сверстниками.
- Приобщать к русскому народному творчеству.
Данный проект относится к творческо-игровым, долгосрочным.
Участниками проекта выступили дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Прогнозируемый результат:
Повышение степени контактности ребенка в микросреде и интереса к явлениям жизни.
Улучшает психологического самочувствия; снижение негативных эмоциональных проявлений, тревожность.
Развитие познавательной и творческой активности, участие в различных видах деятельности.
Работа по формированию игрового интереса через русское народное творчество проводилась в несколько этапов.
Этапы работы над проектом:
1-й-подготовительный:
постановка цели и задач,
определение направления,
приемов и методов работы,
предварительная работа с детьми (беседа о русской народной игре)
беседа с родителями (знакомство с проектом),
подбор методической, художественной литературы иллюстративного материала;
2-й — основной этап предполагал проведение следующих мероприятий:
цикл занятий «Об историческом наследии русского народа и русских народных подвижных игр»;
беседа о традициях русских народных праздниках, знакомство с русской избой, русским костюмом;
конкурс скороговорок, считалок;
проведение игр с детьми и родителями.
3-й Заключительный этап: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление знаний, формулировка выводов и составление рекомендаций.
Таким образом, русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, развивают интерес к народному творчеству. Русские народные подвижные игры — это наше богатство. Они созданы народом, так же как сказки и песни. Русские народные игры имеют много вековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Эти традиции позволяют преодолеть проблему «игровой дистрофии».
Литература:
- Большой толковый словарь русского языка / по ред. С. А. Кузнецова. — М.:Норинт, 2008. — 1536 с.
- Смирнова Е. О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников / Е. О. Смирнова, О.В Гударева // Психологическая наука и образование — 2005 — № 2 — C.76–86
- Зинченко В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии // В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс.
Ключевые слова
игра, русские традиции, игровой интерес, «игровая дистрофия»Похожие статьи
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...
Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания
В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.
Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы)
Статья посвящена приобщению младших дошкольников к культуре родного края через игровые технологии.
Игра как средство всестороннего развития дошкольников
В статье автор исследует всестороннее развитие дошкольников посредством дидактических игр.
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Роль игры в воспитании личности ребёнка
В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста
В статье автор исследует роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста.
Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста
В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.
Нейтрализация негативного отражения социальной действительности в играх дошкольников
В статье представлены материалы исследования по проблеме нейтрализации негативного отражения социальной действительности в играх дошкольников. Представлена система работы дошкольной образовательной организации по данной проблеме.
Похожие статьи
Игровая деятельность в жизни дошкольника
В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста. Проанализирована психолого-педагогическая литература по данному вопросу, представлены различные варианты организации игровой деятельности с дошкольниками...
Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания
В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.
Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы)
Статья посвящена приобщению младших дошкольников к культуре родного края через игровые технологии.
Игра как средство всестороннего развития дошкольников
В статье автор исследует всестороннее развитие дошкольников посредством дидактических игр.
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Роль игры в воспитании личности ребёнка
В данной статье рассматривается игра как форма организации жизни и деятельности детей в детском саду, исследуется роль игровой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста
В статье автор исследует роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста.
Использование музыкально-игровой деятельности как средство успешной социализации детей раннего дошкольного возраста
В статье авторы рассматривают вопросы успешной социализации детей раннего дошкольного возраста посредством включения в режимные моменты музыкально-игровой деятельности.
Нейтрализация негативного отражения социальной действительности в играх дошкольников
В статье представлены материалы исследования по проблеме нейтрализации негативного отражения социальной действительности в играх дошкольников. Представлена система работы дошкольной образовательной организации по данной проблеме.