Детская художественная литература о природе как средство воспитания экологической культуры у детей подготовительной к школе группы (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 30.04.2020

Статья просмотрена: 919 раз

Библиографическое описание:

Безрукова, М. И. Детская художественная литература о природе как средство воспитания экологической культуры у детей подготовительной к школе группы (из опыта работы) / М. И. Безрукова, Т. Н. Алексеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5181/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время, в современном мире остро встают проблемы экологической обстановки. Люди всё больше становятся частью этой проблемы, именно они ухудшают экологию. В связи с этим уже с детства необходимо менять образ жизни, мировоззрение и экологическое сознание ребёнка. Детей нужно учить беречь, сохранять и восстанавливать природу.

Дошкольное детство — это время становления личности ребёнка, когда формируются основы его личностной культуры. Общаясь с природой, ребёнок становится добрее, у него расширяется кругозор, обогащается его духовный мир. Следовательно, одной из главнейших современных проблем является проблема формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Экологическую культуру дошкольников Н. А. Рыжова определяет как качество личности, компонентами которой являются: [2 стр.31]

– интерес к природе и проблемам ее охраны;

– знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;

– нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

– экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (совместно со взрослыми);

– мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

Основной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры. С раннего детства ребёнку необходимо прививать любовь и уважение к окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

В нашей стране проблеме формирования экологической культуры в педагогике принадлежит важное место, поэтому необходимо всестороннее рассмотрение и изучение её как на теоретическом, так и на практическом уровне (организации практической работы с детьми).

В своей работе по ознакомлению с природой, воспитанию любви к ней воспитатель всегда обращается к художественной литературе, которая способствует развитию речи ребёнка, даёт возможность делиться впечатлениями о прочитанном произведении, способствует умению мыслить, рассуждать, поэтому художественная литература выступает как одно из важнейших средств развития интереса к природе у детей дошкольного возраста.

К выбору литературных произведений нужно подходить серьёзно. Существуют общие принципы отбора произведений, традиционно сложившиеся в дошкольной педагогике:

– доступность произведений детскому пониманию. Ещё К. Д. Ушинский говорил о том, что произведение может воздействовать на чувства ребёнка, только когда понятно ему. [3 стр.58]

– Реалистичность. Необходимо использовать литературные произведения, раскрывающие реальную жизнь животных в природе, их повадки, внешний вид, жилища.

– Привлекательность для детей. В работе с детьми желательно подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребёнка. [1 стр.121]

Знакомясь с тем или иным произведением художественной литературы, ребёнок узнаёт много нового о жизни животных и растений других климатических зон, о приметах, явлениях природы, которые они не могут непосредственно наблюдать. Книги о природе, раскрывая детям явления неживой природы, помогают устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Прививая любовь к природе через произведения художественной литературы, в работе с детьми подготовительной группы, прежде всего используют художественную литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, А. Фета, А. Ремизова, В. Сухомлинского, К. Паустовского, Л. Толстого, К. Ушинского, С.Маршака, В. Бианки, П. Соловьёвой, Э.Шима. Также знакомят детей с произведениями о природе других замечательных авторов: А. Н. Майкова, С. Есенина, Е. Трутневой, В. Бианки, Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. К. Толстова, М. Исаковского, И. Токмаковой и мн.др. При использовании дополнительной литературы для детей, педагог должен учитывать ее воспитательное и обучающее воздействие, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Чтение произведения всегда сопровождаются иллюстрациями к тексту, а затем беседой по прочитанному тексту, рисунками детей к данному произведению. В своих произведениях писатели и поэты с большой любовью описывают природу, показывая её красоту и великолепие, с нежностью рассказывают о животных и птицах, что непременно закладывается и остаётся в душе и сознании ребёнка. В дальнейшем у детей возникает желание беречь и заботиться о природе самостоятельно.

Особое внимание в работе с детьми уделяется художественным произведениям русского фольклора: пословицам, поговоркам, сказкам, загадкам. Они способствуют более глубокому пониманию окружающей действительности, воспитывают бережное отношение к природе с малых лет. В сказках раскрывается тесная взаимосвязь человека и природы. Обсуждая с детьми прочитанное произведение, необходимо обратить внимание на то, что природа всегда помогает положительным героям, учит их мудрости, доброте. Герои произведений следуют и живут по народным приметам. Во время беседы с детьмипо прочитанным произведениям, у ребёнка обогащается словарный запас, развивается связная речь, образное мышление.

В работе с детьми воспитатель использует загадки о природе. Дети с интересом слушают и отгадывают их. Загадки помогают развивать слуховое восприятие, способствуют расширению у детей представлений о природе. Вместе с родителями дети изготавливают книжки-малышки с загадками о животных и растениях. Они с особым интересом рассматривают и показывают другим детям в группе книжки, сделанные своими руками.

С детьми заучиваются стихотворения о природе, о временах года. Ребята с удовольствием участвуют в конкурсе чтецов, который проходит в детском саду, многие из них выбирают стихи о природе. Уже в дошкольном детстве ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.

В книжном уголке подготовительной группы помещена подборка художественной литературы, которая способствует закреплению знаний о природе и периодически обновляется. Дети имеют возможность самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и рассмотреть её. Рассматривая книги и иллюстрации, дети обмениваются впечатлениями, предлагают прочитать заинтересовавшую их книгу.

С детьми проводятся экологические викторины «Знатоки природы», «Мой край», «Растения и животные Красной книги», направленные на обобщение и систематизацию знаний о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях, о редких видах растений и животных. Задания викторин составлены так, чтобы дети не только отвечали правильно, но и старались рассуждать, логически мыслить, делать выводы.

Большое внимание уделяется наблюдениям. В процесс наблюдения за объектами живой и неживой природы используется художественное слово (стихи, загадки, народные пословицы, поговорки). Задача воспитателя: умело сочетать художественное слово с непосредственными наблюдениями детей. Например, осенью дети гуляли по территории детского сада, любовались красотой осенних деревьев.Наблюдая за листопадом, они выучили отрывок из стихотворения Бунина «Листопад». Во время прогулок детям предлагается пофантазировать и составить небольшой рассказ на различные темы. (Например, «Для чего мы вешаем кормушку?», «О чем думает яблоня?», «Почему птицы улетают на юг?»).

Наш детский сад тесно сотрудничает с сельской библиотекой. Работники библиотеки приходят в детский сад с интересными мероприятиями, подготовленными для детей, а также, по приглашению библиотекарей, дети посещают библиотеку.

В этом году дети подготовительной группы были приглашены на выставку «Детская художественная литература о природе» и на громкие чтения «Лесные сказки» к 100-летию со дня рождения писателя-натуралиста Николая Ивановича Сладкова. Ребята с интересом слушали его произведения и рассматривали иллюстрации к творчеству писателя.

Таким образом, художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, а порой и на всю жизнь. Ребёнок начинает понимать, что необходимо всему живому, возникает чувство ответственности за жизнь животных и растений. Так закладывается понимание необходимости охранять природу.

Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке.

Литература:

  1. Богина Т. Л. «Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях», М. Мозаика — Синтез, 2014 г.
  2. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду», 2001г.
  3. Ушинский К. Д. «О нравственном элементе в русском воспитании». Состав. Лебедев П. А.,М., 1998 г.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, художественная литература, детский сад, произведение, дошкольное детство, экологическая культура, бережное отношение, дошкольный возраст, неживая природа.

Похожие статьи

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Внеурочная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников в условиях группы продленного дня (из опыта работы)

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы)

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Внеигровой фольклор как основа формирования у младших школьников навыка продуцирования текста

Похожие статьи

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)

Внеурочная деятельность как средство формирования гражданской идентичности младших школьников в условиях группы продленного дня (из опыта работы)

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы)

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Внеигровой фольклор как основа формирования у младших школьников навыка продуцирования текста

Задать вопрос