Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду
Автор: Крутых Екатерина Васильевна
Научный руководитель: Мычко Елена Иосифовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.
Дата публикации: 04.05.2020
Статья просмотрена: 484 раза
Библиографическое описание:
Крутых, Е. В. Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду / Е. В. Крутых. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5183/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных способностей дошкольников посредством речевых задач. Представлены основные задачи, направления и формы работы по воспитанию звуковой культуры речи у младших дошкольников в условиях детского сада.
Ключевые слова: звуковая культура речи, воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников, речевые умения, речевое развитие, развитие связной речи, речевая задача.
The article deals with the key concepts of «sound speech culture» and «education of sound speech culture in younger preschoolers». The article analyzes pedagogical approaches in modern educational programs to the development of speech skills and communicative abilities of preschool children through speech tasks. The main tasks, directions and forms of work on the education of sound speech culture in younger preschoolers in kindergarten are presented.
Key words: sound culture of speech, education of sound culture of speech in younger preschoolers, speech skills, speech development, development of coherent speech, speech task.
Понятие звуковая культура речи имеет междисциплинарное значение и изучается в психологии, лингвистике, логопедии, дошкольной педагогике. Лингвистические, психологические и педагогические взгляды Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина, Н. Х. Швачкина, А. А. Шахматова, В. А. Богородского, А. Н. Гвоздева, Ф. И. Фрадкиной, Ф. А. Сохина, А. М. Шахнаровича и др. составляют основу развития речи в дошкольном детстве [8, с.22]. В дошкольной педагогике проблемы обучения родному языку, задачи и методы воспитания звуковой культуры речи дошкольников рассматриваются в научных работах и учебно-методических пособиях А. М. Леушиной, Е. И. Радиной, Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. И. Максаковым, М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, О. С. Ушаковой и др. [8, с.24].
Понятие «Звуковая культура речи» достаточно широкое, включает в себя составные части: фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность речи и четкую дикцию [4, с.212–213]. В педагогической литературе понятие «звуковая культура речи» охватывала все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слогов и слов; громкость и скорость речевого высказывания; ритм; паузы; тембр; логическое ударение; интонационную выразительность речи. В звуковой культуре речи важна роль разных элементов стороны речи при построении любого высказывания. Каждый из этих элементов по-разному влияет на звуковое оформление изложения текста. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина отмечают, что от темпа речи, ее громкости, от дикции во многом зависит понимание содержания, смысловое восприятие произносимого высказывания, сила и глубина его воздействия на слушателя [8, с. 18].
Многие исследователи отмечают, что при благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой культуры системы языка происходит к четырем — пяти годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передавать интонации вопроса, просьбы, восклицания). Поэтому, чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем [8, с. 9].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) рассматривает звуковую культуру речи как одну из речевых задач. Этот документ уточняет компоненты речевой работы: владение речью, как средством общения; развитие звуковой культуры речи и интонационной выразительности речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Таким образом, можно сделать вывод о том, то в младшем дошкольном возрасте рассматривается как предпосылка к формированию устной речи, а в среднем и старшем возрасте связана с подготовкой дошкольников к обучению грамоте.
Развитие речевых и коммуникативных способностей — важнейшая задача развивающего образования, воспитания культуры личности. Под ней понимается не только владение нормами родного языка, но и умение использовать выразительные средства родного языка в различных условиях общения. В настоящее время в основе обучения родному языку, развитию речи в детском саду используется комплексный подход, разработанный Г. П. Беляковой, Ф. А. Сохиным, Г. А. Тумаковой, О. С. Ушаковой, Т. М. Юртайкиной [10, с.3]. Приоритетные направления работы этих речевых задач направлены на развитие связной речи у дошкольников, так как эта задача содержит в себе все стороны речи (фонетическую, лексическую, грамматическую). При этом первостепенное значение имеет полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный период. Речевая работа по воспитанию звуковой культуры речи проводиться с целью, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частях состоят [10, с. 9].
Рассмотрим речевые задачи, особенности содержания работы по воспитанию звуковой культуры речи в младшем дошкольном возрасте в комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство» и парциальной программе «Развитие речи у детей 3–7 лет» О. С. Ушаковой, разработанных в соответствии с ФГОС ДО [5], [10]. В воспитании звуковой культуры речи младших дошкольников пристальное внимание уделяется работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания, поскольку в этих умениях заложено важное условие становления связной речи. В младшем дошкольном возрасте нечеткость произношения звуков рассматривается как возрастное несовершенство речи. У многих детей это связано с началом посещания детского сада, обычно с 3–4 лет. Поэтому в этот период, важным является овладение детьми 3–4 лет коммуникативными и речевыми умениями. Характеристики речевого развития детей 3–4 лет предполагают владение фразовой разговорной речью, использование простых предложений, при рассказывании использовать интонацию целого предложения и др.
Направления работы по воспитанию звуковой культуры речи младших дошкольников во второй младшей группе [10, с. 37]:
− развитие артикуляционного и голосового аппарата;
− развитие речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха и различных средств интонационной выразительности: тон, тембр, ударение);
− работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования четкой артикуляции всех звуков родного языка, а также, приучить детей вслушиваться в речь взрослых, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания; вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подходит к пониманию терминов «звук», «слово»;
− научение ребенка отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также регулировать темп речи в связном высказывании;
− научение ребенка учитывать соответствие высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказывания и от слушателей.
В работе по воспитанию звуковой культуры речи О. С. Ушакова, М. М. Струнина выделяют следующие речевые умения, эмоционально-коммуникативные умения и сложные речевые навыки по формированию артикуляционных и интонационных способностей:
− речевые умения: отличная вербальная память, языковое чутье, то есть правильный отбор языковых средств, логическое построение и изложение высказывания, умение ориентироваться на речь собеседника, общая эрудиция.
− эмоционально-коммуникативные умения: инициативность в беседах, самостоятельность, умение вступать в разговор, вызвать интерес у слушателя, активность, эмоционально-оценочное реагирование.
− сложные речевые навыки по формированию артикуляционных и интонационных способностей, предполагает формирование слуховых и артикуляционно-произносительных умений в широком смысле слова: умения, которые помогают детям на слух определить звуковой состав слова, место ударения в слове, развивают чувство рифмы и ритма, формируют четкую дикцию, вырабатывают умение передавать разные интонационные характеристики слова, фразы, предложения и др.
В работе по воспитанию звуковой культуры речи Ф. А. Сохин выделяет следующие речевые задачи по развитию звуковой культуры речи [7, c. 49]: Развитие артикуляционного аппарата; Развитие голосового аппарата и работа над голосом; Работа по слуховому восприятию; Развитие речевого слуха; Работа над интонационной выразительностью; Работа над темпом речи, дикцией, орфоэпией. Приведем примеры характеристик некоторых речевых задач по воспитанию звуковой культуры речи по Ф. А. Сохину (см. табл. 1).
Таблица 1
Направления работы по воспитанию звуковой культуры речи (поФ.А.Сохину)
Речевые задачи |
Содержание |
Развитие голосового аппарата и работа над голосом |
1) развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса — силу и высоту; 2) приучать детей говорить без напряжения, вырабатывать у них умение пользоваться голосом в соответствии с различными ситуациями (тихо — громко) [7, c. 49] |
Работа над развитием речевого дыхания |
1) используя специальные игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох; 2) путем подражания речи педагога воспитывать умение правильно, рационально использовать его (произносить небольшие фразы на одном выдохе) [7, с.48] |
Слуховое восприятие |
развивать слуховое сосредоточение или слуховое внимание (слушания) [7, с.21] |
Развитие речевого слуха |
умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания: правильность произношения звуков, четкость, ясность произнесения слов, повышение и понижение, голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембральную окраску (просьба, повеление и т. д.) [7, с. 46] |
Работа над интонационной выразительностью |
уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания [7, с. 46] |
Работа над темпом речи |
выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо [7, с.52] |
Работа над дикцией |
воспитывать у детей речь в медленном темпе, с ясным произношением всех слов во фразах [7, с.51] |
Работа над орфоэпией |
контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов, своевременно исправляет их ошибки, давая образец правильного произношения [7, с.52] |
По нашему мнению, эти речевые задачи и их характеристика соответствует современному комплексному подходу к решению речевых задач по развитию речи и не потеряла своей значимости и актуальности в настоящее время.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в детском саду работа по воспитанию звуковой культуры речи предполагает три основных направления: развитие речевых умений, эмоционально-коммуникативных умений и сложных речевых навыков по формированию артикуляционных и интонационных способностей.
Вышеизложенные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи реализуются через создание педагогических условий. Педагогические условия направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды [2]. Нормативно-правовые вопросы обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях регламентируется основными нормативно-правовыми документами: Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 544н от 18 октября 2013 г. [1], [3] и др.
Представим педагогические условия по развитию речи и воспитанию звуковой культуры речи дошкольников в детском саду:
- Целостность образовательного процесса по речевому развитию дошкольников предусматривает использование основной (комплексной) программы и квалифицированным подбором парциальных программ по развитию речи. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивает полноценное развитие личности детей и соответствует принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие (программы «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой; «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [5], [6]). Дополнительно используются парциальные программы (локальные, специализированные) как дополнительный компонент образовательной парадигмы, реализация которого способствует расширению педагогических возможностей по одному или нескольким образовательным областям. Главное требование к реализации этих программ в воспитательно-образовательной деятельности — это использование программного содержания, методов, приемов работы по развитию речи соответствующих возрастной группе детей дошкольного возраста (вторая младшая — дети 3–4 лет, средняя — дети 4–5 лет, старшая — 5–6 лет, подготовительная — 6–7 лет). Так, например, к современным парциальным программам по образовательной области «Речевое развитие» относится комплексная программа «Программа развития речи дошкольников» О. С. Ушаковой, направленная на развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста 3–7 лет в условиях ДОУ и семье, соответствующих ФГОС ДО [10].
- В детском саду работа по развитию речи и воспитанию звуковой культуры речи с детьми младшего дошкольного возраста во второй младшей группе осуществляется в разных видах деятельности в следующих организационных формах:
− в организованной образовательной деятельности на фронтальных (групповых) занятиях по развитию речи в непосредственно-образовательной деятельности один раз в неделю по 15 минут. Используется комплексный подход к решению речевых задач и принцип взаимосвязанность разных речевых задач, когда на одном занятии решаются задачи: связной речи, словаря и грамматики, развития звуковой культуры речи. Тематика и содержание занятий соответствуют основной программе и дополнительных парциальных программа. Интеграция речевого развития с другими образовательными областями осуществляется на всех других занятиях организованной образовательной деятельности (социализация, музыкальные занятия, занятия по ознакомлением с окружающим миром, занятия по художественному творчеству, сенсорному развитию);
− сопровождение детской деятельности в режимных моментах (дежурство, прогулка, игра, наблюдения и др.) во всех видах деятельности, во время которых воспитатель мотивирует детей на речевую активность и четкое произношение слов, предложений в разговорной речи детей;
− поддержки инициативы и самостоятельной деятельности детей в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам, и в различных видах культурных практик. Воспитатели создают необходимые условия для речевой активности и развития связной речи младших дошкольников, помогают детям организовать игровые ситуации, сопровождают, поддерживают и направляют игровое общение;
− в индивидуальной работе с детьми 3–4 лет по развитию артикуляционных и интонационных способностей, речевых и коммуникативных умений.
- Взаимодействие с семьей с целью решения образовательных задач по развитию речи и речевому общению детей рассматривается как условие полноценного формирования личности ребенка дошкольника. Педагоги знакомят родителей знакомят родителей с публикациями, проводят родительские собрания, приглашают их на конференции и семинары, на которых обсуждают проблемы развития речи дошкольников.
- Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие развития речи и речевого общения. Организуется с учетом возрастных и речевых, познавательных возможностей. Организация различных игровых уголков в группе и оснащение необходимым игровым материалами (игрушками, куклами, детской мебелью, книжными уголками и др.) способствует развитию речевых и коммуникативных умений младших дошкольников.
- Готовность и способность воспитателей, педагогов дошкольных образовательных учреждений повышать квалификацию, участвовать в различных мероприятиях. Участвовать в совместной игровой деятельности в различных видах культурных практик, проводить совместные игры, индивидуальную работу с детьми.
Можно заключить, что педагогические условия в детском саду рассматриваются как совокупность содержания, форм и методов обучения для обеспечения эффективного усвоения детьми норм и правил родного языка.
Таким образом, звуковая культура речи — это составная часть речевой культуры. Она является необходимым компонентом как для воспитания полноценной личности ребенка в целом, так и выступает необходимым условием для успешной подготовки ребенка к школе.
Литература:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N1155).
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 544н от 18 октября 2013 г. (с изм. на 5.08.2016 г.).
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 400 с.
- Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Разработана на основе и в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. — 352 с.
- Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Соответствует ФГОС. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 368 с.
- Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраст: Учеб. — метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 287 с.
- Ушакова О. С. Развитие речи детей 3–5 лет. Развиваем речь. — 3-е изд., дополн. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 192 с.
- Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. — 4-е изд., перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018, — 96 с. (Развиваем речь).
Ключевые слова
речевые умения, речевое развитие, звуковая культура речи, воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников, развитие связной речи, речевая задачаПохожие статьи
Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр
В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...
Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями
В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...
Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры
Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...
Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития
В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством
В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...
Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.
Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки
В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...
Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...
Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...
Похожие статьи
Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр
В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...
Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями
В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...
Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры
Данная статья освещает проблемы развития звуковой культуры речи дошкольников старшего возраста в системе учебно-воспитательного процесса дошкольного образования. В статье рассматриваются этапы усвоения и формирования звуковой стороны языка, системати...
Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития
В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена значимости развития речи дошкольников, рассмотрены особенности развития, педагогические методы и приемы, применяемые в дошкольных учреждениях при работе педагогов с детьми дошкольного возраста.
Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством
В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...
Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.
Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки
В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...
Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с русской народной культурой
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми старшего дошкольного возраста для решения задач развития речи дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества, а также закладка таких качеств речи,...
Формирование координационных способностей детей дошкольного возраста средствами оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении
В статье рассматриваются способы формирования координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ. На базе общего подхода к физическому воспитанию выработаны конкретные пути и средства совершенств...