Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.

Дата публикации: 02.05.2020

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Ключникова, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи / А. В. Ключникова, М. В. Башаран. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 62-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5207/ (дата обращения: 17.10.2024).



Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой комплекс «Букляндия», в котором собраны и систематизированы по определенным направлениям основные виды заданий и упражнений, направленные на предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Использование данного игрового комплекса предполагает совместную работу воспитателя и учителя-логопеда в течение 1 учебного года.

Проблема изучения и коррекции нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из актуальных задач логопедии. По статистике с каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с оптической дисграфией. Дисграфия– это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку — при изучении морфологии и синтаксиса [7].

В то же время формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как одно из ключевых направлений речевого развития дошкольника.

Если вести речь о результативном решении данной проблемы, то нам, как педагогам дошкольного образования, важнее говорить о способах профилактики оптической дисграфии в детском саду, чем о путях ее преодоления у школьников.

Проблему нарушения письменной речи у детей изучали такие авторы, как Г. А. Каше, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, И. Н. Садовникова, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова, Г. В. Чиркина и др. Однако в настоящее время многие аспекты трудностей обучения детей письму исследованы не до конца.

В связи с этим разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. Именно поэтому был создан и успешно апробирован игровой комплекс «Букляндия», в котором собраны и систематизированы по определенным направлениям основные виды заданий и упражнений, направленные на предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Авторская разработка основана на следующей гипотезе: поскольку у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи высока вероятность возникновения предпосылок дисграфии, то ранняя профилактика оптических нарушений способствует формированию функционального базиса к овладению процессами письма.

Объектом работы является процесс формирования письменной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом работы является комплекс игровых заданий и упражнений по профилактике предпосылок оптической дисграфии у старших дошкольников.

В процессе создания и реализации авторской разработки использовались разнообразные методы: анализ литературных источников, анализ анамнестических данных, констатирующее наблюдение, качественный анализ полученных данных.

Игровой комплекс «Букляндия» составлен с учетом следующих принципов [6]:

− принцип комплексности

− принцип развития

− этиопатогенетический принцип

− дидактические принципы

− принцип обходного пути

− принцип системного подхода

− принцип индивидуально-дифференцированного подхода

− принцип поэтапного формирования и закрепления навыков правильного письма

− принцип учета ведущей деятельности.

В рамках реализации авторской разработки были использованы следующие методы и приёмы:

− информационно-коммуникативные технологии [Блок № 1 «Запоминайка» упражнение № 4 «Сложи букву» — вариант 2; Блок № 3 «АБВГДейка» упражнение № 1 «Найди букву» — вариант 2]

− элементы логоритмики и тестопластики [Блок № 1 «Запоминайка» упражнение № 6 «Смастери букву»]

− элементы песочной терапии [Блок № 1 «Запоминайка», упражнение № 1 «Напиши букву», упражнение № 2 «Волшебный карандаш»].

1) Блок № 1 «Запоминайка»

Цель: развитие буквенного гнозиса; развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса.

1. «Напиши букву» (по методике З. Е. Агранович)

Ребенку предлагают написать знакомую ему букву указательным пальцем доминантной руки или кисточкой на сухом песке. [1]

2. «Волшебный карандаш» (по методике З. Е. Агранович)

Ребенку предлагается обвести знакомую букву, ранее изученную, по контуру, заштриховать ее в определенном направлении (сверху вниз, слева направо) и закрасить. Также упражнение можно выполнить, используя песочницу с сухим песком. [1]

3. «Узнай букву» (по методике З. Е. Агранович)

Ребенку закрывают глаза, а педагог проводит по руке ребенка указательным пальцем или карандашом изученную ранее букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке. [1]

4. «Сложи букву»

Вариант 1 (по методике З. Е. Агранович): выкладывание букв по образцу или по памяти из различных материалов: палочек, шнурков или толстых ниток, мозаики, пуговиц, камешков. [1]

Вариант 2: Ребенку предлагается сложить знакомые буквы из нескольких перемешанных частей (задание выполняется с помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142»). [4]

5. «Волшебник»

Вариант 1 (по методике З. Е. Агранович): Ребенку предлагают сложить из счетных палочек знакомую ему букву. Далее «превратить» ее в другую букву, сходную по начертанию. Например: выложить из палочек букву А, а потом «превратить» ее в букву Н и т. д. [1]

Вариант 2 (по методике М. Александровской): Ребенку раздается набор букв (К, Г, Р). Каждая буква — в двух вариантах одинакового размера, но выкрашенных в разные цвета. К примеру, одна буква К с лицевой стороны зеленая, а с изнанки — желтая. А другая — наоборот.

Ребенку дается инструкция: «Положи перед собой две буквы К. Превратите две буквы К в одну букву…» Как только буквы К составят букву Ж, буква получится одного цвета. [2]

http://dob.1september.ru/2008/01/18.jpg

Вариант 3 (по методике С. Н. Федина)

Ребенку предлагается выложить фигуру из семи палочек. Далее педагог может давать следующие инструкции:

− «Убери одну палочку так, чтобы получились буквы Б, О»;

− «Убери две палочки так, чтобы получились буквы Е, П, Р, Н, Ь, У»;

− «Убери три палочки так, чтобы получились буквы С,Ч»;

− «Убери четыре палочки так, чтобы получилась буква Г»;

− «Переложи две палочки так, чтобы получилась буква Ы» [10]

6. «Смастери букву» (по методике С. и Е. Железновых)

Ребенку предлагается изготовить знакомую ему букву из соленого теста. Эту игру мы рекомендуем проводить в сочетании с музыкальными логоритмическими упражнениями (СD-диск Железновых «Пластилиновая азбука: лепим, поем читаем»). [8]

7. «Чудесный мешочек» (по методике З. Е. Агранович)

Педагог кладет в непрозрачный «волшебный» мешочек известные ребенку объемные буквы, которые сделаны из картона, пластмассы или дерева. Ребенок достает из мешочка букву, с закрытыми глазами ощупывает букву двумя руками и называет ее. [1]

8. Игры сзеркалом (по методике М. Александровской)

Вариант 1: Для игры понадобится зеркало средних размеров и буквы из плотного картона (С, Г, К, Р). Педагог подносит к зеркалу одну из имеющихся у него картонных букв, прикладывает так, чтобы плоскость зеркала была перпендикулярна плоскости буквы, и слегка наклоняет в сторону зеркала. В результате вместо буквы Г можно увидеть букву Т (аналогично Р-Ф, Г-П, К-Ж, Р-Ф). [2]

Вариант 2: «Заколдованные» (зеркально написанные) буквы должны «посмотреть на себя» в зеркало, и дети сразу узнают нужную букву. Если дети уже начинают читать, можно так же играть с коротенькими словами, рисуя их зеркально. [2]

2) Блок № 2 «Пальчиковая азбука» (по методике Е. Н. Рыжанковой)

Это система изображений букв с помощью пальцев рук.

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия и представления; развитие мелкой моторики

Этапы работы:

− Закрепление названия пальцев рук с ребенком.

− Рассмотрение рисунка (образ буквы, составленный из пальцев)

− Чтение инструкции, объяснение ее ребенку

− Чтение ребенку стихотворения, заменяющего инструкцию

− Ребенок строит букву по стихотворному описанию самостоятельно

− Проверка правильности построения буквы по рисунку, стихотворному описанию или инструкции

− Ребенок строит свой вариант буквы

− Дидактические упражнения «Живое слово», «Допиши словечко», «Какая буква пропала?».

Например: Буква «А»

Построй по инструкции:

Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом.

Правая рука. Пальцы располагаются так: средний соединяет середину указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на безымянном.

Левая рука. Средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на среднем. [9, с.14]

Построй по стихотворению:

Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средний — перекладиной

Ровно ляжет в нем. [9, с.16]

3) Блок № 3 «АБВГДейка»

Цель: развитие буквенного гнозиса, автоматизация смешиваемых букв, дифференциация графически сходных букв

1. «Обведи букву»

Вариант 1(по методике Р. И. Лалаевой): ребенку предлагается найти и обвести в кружок заданную букву в каждой строке. [5]

Аналогичное задание можно выполнить с помощью логопедического тренажера «Дэльфа-142». [4]

2. «Найди ошибку» (по методике Р. И. Лалаевой)

Ребенку предлагается найти и зачеркнуть неправильно написанные буквы [5]

Вариант 1

http://logoped18.ru/images/igry-s-bukvami-8.gif

Вариант 2 (с усложнением)

3. «Прятки» (по методике Р. И. Лалаевой)

Вариант 1. Дорисуй нижнюю/ правую половинку буквы [5]

Вариант 2 (с усложнением)

4. «Зашумленные буквы» (по методике Р. И. Лалаевой)

Ребенку предлагается найти и назвать буквы [5]

5. «Путаница» (по методике Р. И. Лалаевой)

Ребенку предлагается узнать буквы, написанных с наложением. [5]

Вариант 1. Найди и закрась гласные красным цветом.

http://logoped18.ru/images/obraz-bukvy-6.gif

Вариант 2. Найди и закрась всегда твёрдые согласные синим цветом.

http://logoped18.ru/images/obraz-bukvy-8.gif

Вариант 3 (с усложнением). Найди и закрась буквы, которые есть в словах кот, дым

http://logoped18.ru/images/obraz-bukvy-11.gif

6. «Пуговки» (по методике С. Н. Федина)

Какие буквы можно получить, если по-разному пришить пуговки? [10]

igry-s-bukvami-6

7. «Коврики» (по методике С. Н. Федина)

Какие буквы ты видишь? [10]

igry-s-bukvami-7

8. «Волшебный квадрат» (идея авторов)

Какие буквы «спрятались» в «волшебном квадрате»?

Работа по созданию и реализации авторской разработки проводилась в ГБОУ «Школа № 806» среди 50 детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Данный игровой комплекс предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми подготовительной группы, поскольку в старшей группе умения, способствующие оптически грамотному письму, только формируются.

Профилактическая работа проводится в течение 1 учебного года и делится на 3 этапа:

1 этап (подготовительный): проводится мониторинг уровня развития функциональных предпосылок к овладению оптически грамотным письмом (по методике О. Б. Иншаковой [3]), а также анализ полученных данных. Срок реализации — сентябрь.

2 этап (основной): дети учатся автоматически распознавать буквы, отличать буквы, имеющие графические сходства. Работа с буквенным материалом проводится в определенной последовательности и с учетом постепенного усложнения восприятия зрительных образов графем.

Промежуточные результаты (середина учебного года): автоматизированы зрительные представления графических образов букв.

3 этап (заключительный): проводится итоговый мониторинг уровня развития функциональных предпосылок к овладению оптически грамотным письмом (по методике О. Б. Иншаковой [3]), а также анализ полученных данных. Срок реализации — май.

Итоговые результаты (конец учебного года): сформирована дифференциации букв, имеющих графические сходства; закреплен навык оптически грамотного письма.

По окончании профилактической работы проводится итоговый мониторинг (по методике О. Б. Иншаковой [3]). Он позволяет проанализировать уровень сформированности автоматизации зрительных представлений графических образов букв и дифференциации букв, имеющих оптические сходства. Оцениваются следующие показатели:

− Умение назвать буквы/пары букв;

− Умение найти и назвать неправильно написанные буквы;

− Умение узнать и назвать буквы;

− Умение дорисовать недостающие элементы букв;

− Умение найти и вычеркнуть заданную букву/слог/слово;

− Умение восстановить слова из букв;

− Умение вставить в слово пропущенную букву;

− Умение восстановить слова, используя заданные слоги.

Таким образом, реализуя основные задачи речевого развития в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, можно целенаправленно проводить работу по формированию у дошкольников функциональных предпосылок к овладению оптически грамотным письмом. Данная работа проводится по таким направлениям, как развитие буквенного гнозиса, развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса, развитие зрительно-пространственного восприятия и представления, развитие буквенного гнозиса, автоматизация смешиваемых букв, а также дифференциация графически сходных букв [11]. При этом игровая деятельность является основным средством развивающей работы. Использование игрового комплекса «Букляндия» в процессе совместной работы воспитателя и учителя-логопеда является эффективной технологией, позволяющей своевременно устранить причины появления оптической дисграфии до начала обучения ребёнка грамоте.

Литература:

  1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников — СПб.: Детство-Пресс, 2015.
  2. Александровская М. Свет мой зеркальце, скажи! // «Дошкольное образование» № 01/2008.
  3. Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. — М.: В. Секачев, 2016.
  4. Грибова О. Е. Методика работы с тренажером Дэльфа-142 — М., 2004.
  5. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Ростов н/Д, 2004.
  6. Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
  7. Логопедия: Методическое наследие/ Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. — М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия.
  8. Методические указания к СD-дискам С. и Е. Железновых.
  9. Рыжанкова Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. — М.:Сфера, 2011.
  10. Федин С. Н. Игры с картинками. Весёлые головоломки. 6–8 лет — М.: Айрис-Пресс, 2012.
  11. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида– М.: Просвещение, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): буква, ребенок, методика, игровой комплекс, грамотное письмо, письменная речь, старший дошкольный возраст, упражнение, авторская разработка, дошкольное образование.

Похожие статьи

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Эффективный подход к обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе освещаются особенности организации занятий по плаванию с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предлагается система использования сказочных сюжетов, упражнений и игр на воде; условных сигналов и жестов; приема «за...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности

В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Похожие статьи

Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

На основе практического опыта — автора учителя — логопеда высшей квалификационной категории, работающего на логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении, разработана система индивидуально — подгрупповых занятий по коррекции звукопр...

Эффективный подход к обучению плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе освещаются особенности организации занятий по плаванию с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Предлагается система использования сказочных сюжетов, упражнений и игр на воде; условных сигналов и жестов; приема «за...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности

В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Логоритмика как средство формирования слоговой структуры речи у детей восьми лет с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье представлены конспекты музыкально-логоритмических занятий. Занятия способствуют решению проблемы формирования слоговой структуры речи у детей младшего школьного возраста с нарушением ОДА. Работа проведена в КРОЦ ОСП «Марьино» г. Москва. В не...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице

В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...

Задать вопрос