Формирование коммуникативной компетентности, преодоление застенчивости и снятие тревожности у дошкольников посредством проекта «Мы вместе» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Силина, Е. Ю. Формирование коммуникативной компетентности, преодоление застенчивости и снятие тревожности у дошкольников посредством проекта «Мы вместе» / Е. Ю. Силина, А. В. Бердникова, Е. Г. Казакова, В. В. Чернова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5215/ (дата обращения: 19.12.2024).



В русле последних тенденций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития.

Коммуникативный компонент — способность налаживать речевое взаимодействие с партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от ситуации общения, на наш взгляд, имеет приоритетное значение в общем составе коррекционного воздействия.

Проблема тревожности у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, педагоги должны помочь детям преодолеть барьеры тревожности и страха в своём сознании.

Тема проекта выбрана не случайно, исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе — проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.

Идея совместного проекта музыкального руководителя и психолога возникла, так как музыка — это мощный фактор физиологического и психологического воздействия на организм человека. Результат коррекционно-развивающей работы улучшается в разы с применением средств музыкального воздействия.

Участники проекта: дети средней и старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, администрация и специалисты ДОО.

Цель: организация психолого-педагогического сопровождения, создание условий к социализации и успешной адаптации в обществе, коррекция тревожности детей дошкольного возраста.

Предмет психокоррекции: тревожность, как эмоциональное состояние, сопровождающее ребенка.

Задачи:

  1. Формировать навыки общения, эмоционального и телесного самовыражения, уверенности в себе.
  2. Способствовать снятию психического напряжения, страхов, преодоление негативных переживаний.
  3. Способствовать развитию чувства ритма, слухового внимания, общей, мелкой, артикуляционной моторики.
  4. Развивать синхронность и координацию речи и движения.

Срок реализации проекта: 2,5 месяца

Прогнозируемый результат:

Дети:

Педагоги:

Родители:

-Сформированность коммуникативной компетенеции;

—снижение тревожности;

—снижение количества страхов;

—повышение уверенности в себе.

-Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу

—установление положительного психологического климата между психологом и воспитателями.

—проявление заинтересованности педагогов по данному направлению

-Появление интереса к данной проблеме

—Активное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Повышение компетенции родителей по вопросам снятия тревожности.

Проект включает несколько взаимосвязанных направлений:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  2. Психолого-педагогическое просвещение педагогов;
  3. Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей;
  4. Организация деятельности по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников, преодоление застенчивости и снятие тревожности.

Основные формы, средства иметоды реализации:

Форма организации — групповая; форма проведения — игровая.

Технологии иметодики, используемые вработе проекта:

Дискуссии, беседы, этюды, чтение психотерапевтических сказок, тематическое рисование, упражнения (творческого и подражательного характера), игры с правилами, творческие игры, чтение художественных произведений, рассказ взрослого и рассказы детей, аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки), элементы сказкотерапии, игротерапия, элементы арт-терапии.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ проблемы. Кроме того, было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.

Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий в соответствии с тематическим планированием.

На данном этапе основными направлениями работы являлись:

– формирование положительного настроя на занятиях;

– привлечение внимания к сверстникам;

– обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;

– введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на процесс коммуникации.

На заключительном этапе будет осуществлено подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности. Демонстрация опыта работы по данной теме для педагогов ДОО.

В рамках данного проекта еженедельно проводились занятия, соответственно тематическому перспективному плану. Упражнения, игры, песни, этюды закреплялись на музыкальных занятиях, в совместной деятельности с воспитателями в группе, на занятиях с другими специалистами ДОО, а также в играх и упражнениях с родителями в домашних условиях.

Занятия проводились в форме игр-драматизаций на увлекательные для детей темы. Каждое упражнение включало в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения и речь ребёнка так, чтобы через механизм их функционального единства ребёнок учился произвольно воздействовать на каждый из этих элементов. На занятиях не фиксируется внимание на неудачах: не бывает правильных и неправильных действий; здесь всё у всех получается, все проявляют себя как могут и как хотят.

Таким образом, реализация проекта «Мы вместе» способствовала эмоциональной раскрепощённости, снятию напряжения, тревожности и установлению взаимодействия со сверстниками.

Литература:

  1. Костина Л. М., «Игровая терапия с тревожными детьми» Санкт-Петербург: «Речь», 2005.
  2. Арефьева Т. А., Галкина «Преодоление страхов у детей» Тренинг, Издательство Института психотерапии, Москва, 2005.
  3. «Лабиринт души: Терапевтические сказки» под редакцией Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е., Москва Академический Проект: Трикста, 2005.
  4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа — Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2005.
  5. Панфилова М. А. «Игротерапия общения» Тесты и коррекционные игры. Москва Издательство ГНОМ и Д, 2002
  6. Катаева Л. И. «Работа психолога с застенчивыми детьми», — Москва: Книголюб, 2004.
  7. https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-uverenosti-i-preodolenie-strahov-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-smelye-rebjata.html
  8. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-razvitiyu-uverenosti-v-sebe-i-preodolenie-strahov-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-smelye-rebjata.html
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольный возраст, занятие, музыкальный руководитель, проект, ребенок, снятие тревожности.

Похожие статьи

Проект «Учимся безопасности»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума

Активизация познавательных мыслительных процессов у старших дошкольников с помощью кейс-технологии

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Тренинг для родителей «Развитие эмоционального интеллекта как способа повышения коммуникативной компетенции в социуме»

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Формирование ценностного отношения к воде у младших школьников с помощью технологии «Лэпбук»

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

Похожие статьи

Проект «Учимся безопасности»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Тренинг как метод активного социально-психологического формирования коммуникативной компетентности у студентов техникума

Активизация познавательных мыслительных процессов у старших дошкольников с помощью кейс-технологии

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Тренинг для родителей «Развитие эмоционального интеллекта как способа повышения коммуникативной компетенции в социуме»

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения

Формирование ценностного отношения к воде у младших школьников с помощью технологии «Лэпбук»

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

Задать вопрос