Формирование коммуникативной компетентности, преодоление застенчивости и снятие тревожности у дошкольников посредством проекта «Мы вместе»
Авторы: Силина Елена Юрьевна, Бердникова Агата Викторовна, Казакова Елена Генадьевна, Чернова Виктория Владимировна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (32) май 2020 г.
Дата публикации: 02.05.2020
Статья просмотрена: 92 раза
Библиографическое описание:
Силина, Е. Ю. Формирование коммуникативной компетентности, преодоление застенчивости и снятие тревожности у дошкольников посредством проекта «Мы вместе» / Е. Ю. Силина, А. В. Бердникова, Е. Г. Казакова, В. В. Чернова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 5 (32). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5215/ (дата обращения: 17.11.2024).
В русле последних тенденций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими, как залога их благополучного развития.
Коммуникативный компонент — способность налаживать речевое взаимодействие с партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от ситуации общения, на наш взгляд, имеет приоритетное значение в общем составе коррекционного воздействия.
Проблема тревожности у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, педагоги должны помочь детям преодолеть барьеры тревожности и страха в своём сознании.
Тема проекта выбрана не случайно, исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе — проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Идея совместного проекта музыкального руководителя и психолога возникла, так как музыка — это мощный фактор физиологического и психологического воздействия на организм человека. Результат коррекционно-развивающей работы улучшается в разы с применением средств музыкального воздействия.
Участники проекта: дети средней и старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, администрация и специалисты ДОО.
Цель: организация психолого-педагогического сопровождения, создание условий к социализации и успешной адаптации в обществе, коррекция тревожности детей дошкольного возраста.
Предмет психокоррекции: тревожность, как эмоциональное состояние, сопровождающее ребенка.
Задачи:
- Формировать навыки общения, эмоционального и телесного самовыражения, уверенности в себе.
- Способствовать снятию психического напряжения, страхов, преодоление негативных переживаний.
- Способствовать развитию чувства ритма, слухового внимания, общей, мелкой, артикуляционной моторики.
- Развивать синхронность и координацию речи и движения.
Срок реализации проекта: 2,5 месяца
Прогнозируемый результат:
Дети: |
Педагоги: |
Родители: |
-Сформированность коммуникативной компетенеции; —снижение тревожности; —снижение количества страхов; —повышение уверенности в себе. |
-Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу —установление положительного психологического климата между психологом и воспитателями. —проявление заинтересованности педагогов по данному направлению |
-Появление интереса к данной проблеме —Активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Повышение компетенции родителей по вопросам снятия тревожности. |
Проект включает несколько взаимосвязанных направлений:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Психолого-педагогическое просвещение педагогов;
- Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей;
- Организация деятельности по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников, преодоление застенчивости и снятие тревожности.
Основные формы, средства иметоды реализации:
Форма организации — групповая; форма проведения — игровая.
Технологии иметодики, используемые вработе проекта:
Дискуссии, беседы, этюды, чтение психотерапевтических сказок, тематическое рисование, упражнения (творческого и подражательного характера), игры с правилами, творческие игры, чтение художественных произведений, рассказ взрослого и рассказы детей, аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки), элементы сказкотерапии, игротерапия, элементы арт-терапии.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ проблемы. Кроме того, было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.
Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий в соответствии с тематическим планированием.
На данном этапе основными направлениями работы являлись:
– формирование положительного настроя на занятиях;
– привлечение внимания к сверстникам;
– обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;
– введение невербальных средств общения, регулирующих и воздействующих на процесс коммуникации.
На заключительном этапе будет осуществлено подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности. Демонстрация опыта работы по данной теме для педагогов ДОО.
В рамках данного проекта еженедельно проводились занятия, соответственно тематическому перспективному плану. Упражнения, игры, песни, этюды закреплялись на музыкальных занятиях, в совместной деятельности с воспитателями в группе, на занятиях с другими специалистами ДОО, а также в играх и упражнениях с родителями в домашних условиях.
Занятия проводились в форме игр-драматизаций на увлекательные для детей темы. Каждое упражнение включало в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения и речь ребёнка так, чтобы через механизм их функционального единства ребёнок учился произвольно воздействовать на каждый из этих элементов. На занятиях не фиксируется внимание на неудачах: не бывает правильных и неправильных действий; здесь всё у всех получается, все проявляют себя как могут и как хотят.
Таким образом, реализация проекта «Мы вместе» способствовала эмоциональной раскрепощённости, снятию напряжения, тревожности и установлению взаимодействия со сверстниками.
Литература:
- Костина Л. М., «Игровая терапия с тревожными детьми» Санкт-Петербург: «Речь», 2005.
- Арефьева Т. А., Галкина «Преодоление страхов у детей» Тренинг, Издательство Института психотерапии, Москва, 2005.
- «Лабиринт души: Терапевтические сказки» под редакцией Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е., Москва Академический Проект: Трикста, 2005.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа — Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2005.
- Панфилова М. А. «Игротерапия общения» Тесты и коррекционные игры. Москва Издательство ГНОМ и Д, 2002
- Катаева Л. И. «Работа психолога с застенчивыми детьми», — Москва: Книголюб, 2004.
- https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-uverenosti-i-preodolenie-strahov-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-smelye-rebjata.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-razvitiyu-uverenosti-v-sebe-i-preodolenie-strahov-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-smelye-rebjata.html
Похожие статьи
Проект «Учимся безопасности»
Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.
Похожие статьи
Проект «Учимся безопасности»
Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.