Конструкт НОД «Проделки Бабы Яги» (для среднего дошкольного возраста)
Автор: Корелина Вера Васильевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 18.05.2020
Статья просмотрена: 59 раз
Библиографическое описание:
Корелина, В. В. Конструкт НОД «Проделки Бабы Яги» (для среднего дошкольного возраста) / В. В. Корелина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 97-106. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5012/ (дата обращения: 16.11.2024).
Технология: проблемно-игровая (логико-математическая игра) с элементами технологии ТРИЗ
Форма организации: подгрупповая
Материалы иоборудование кзанятию:
Демонстрационный материал: конверт с письмом от Бабы Яги, для сказочного леса (тропинка; пеньки; деревья); домик — «Теремок»; кольца Луллия; коробка-посылка (оформленная атрибутами Бабы Яги), 2 длинные веревки; картинки животных (верблюд, зебра, кенгуру, лиса); 2 конверта с заданиями: «Футбол с Бабой Ягой» и «Волшебные звуки».
Раздаточный материал: геометрические фигуры: 2 маленьких треугольника желтого цвета, 2 больших круга желтого цвета, 1 большой зеленый квадрат и 2 маленьких квадрата синего цвета, 2 маленьких прямоугольника голубого цвета, 2 маленьких овала голубого цвета; цифры от 1 до 7, листы картона зелёного цвета, маленькие круги разного цвета (синий, жёлтый, красный, зелёный, оранжевый); 10 подносов с цветными фишками.
Использование ТСО: аудиозапись голоса героя.
Предварительная работа: дети получили письмо с приглашением в гости к Лесовичку.
Цель: приобщать детей к активной умственной деятельности и развитию познавательной активности, воспитывать интерес к занятиям математикой.
Задачи:
Обучающие:
– упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, в сравнении фигур по трем признакам (цвет, форма, размер);
– учить элементам анализа, побуждать замечать общие признаки путем их сравнения;
– совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги (верхний правый угол, нижний правый угол, в центре (посередине) и т. д.)
– упражнять в счете до 7;
– вырабатывать умение выделять главные свойства в решении математических задач.
Развивающие:
– способствовать развитию у детей познавательно-творческих способностей в логико-математической деятельности, развитие сообразительности, внимания и смекалки;
– тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, развивать память, внимание, речь, фантазию, воображение, слуховое и зрительное внимание;
– стимулировать речевую активность во время игры.
Воспитывающие:
– воспитывать у детей дружеские отношения, умение выслушивать спокойно друг друга;
– доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Планируемые результаты: дети имеют представление о порядковом счёте до 7, представление о геометрических фигурах, способны разбивать группу предметов по определённому признаку, удерживают в памяти при выполнении математических действий нужное условие, с интересом участвуют в логико-математической деятельности, сосредоточенно действуют в течение 15–20 минут.
Этапы совместной деятельности |
Содержание деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемые результаты |
Вводно-организационный этап: психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности.
|
Дети приглашаются в музыкальный зал в гости к Лесовичку, в зале обстановка сказочного леса. Воспитатель: — Ребята, смотрите, в какой сказочный лес мы попали! — А где же хозяин этого сказочного леса? (В это время раздается стук в дверь, и передают коробочку). Воспитатель: — Посмотрите какую посылку нам принесли! Интересно от кого она? Мне интересно ваше мнение. — Как вы думаете, что в ней? (в коробке — диск, подписано «от Бабы Яги») — Ребята, посылка от Бабы Яги. Прослушаем послание от нее? |
Педагог стимулирует детей к деятельности |
Дети осматриваются Дети рассматривают, отвечают на вопросы педагога, высказывают свои версии |
Включенность детей в деятельность |
Основная часть. Актуализация имеющихся знаний, представлений. |
Голос на пленке: Вашего друга я украла, я его околдовала, Вы вернуть его хотите? (пауза) Три заданья получите. Выполнить заданья срочно Нужно верно, быстро, точно! Тогда Лесовичок вернётся, В этом вам Яга клянётся!» Воспитатель: — Так вот почему нет нашего друга Лесовичка. — Что мы можем сделать, чтобы его выручить? — Послушаем первое задание? Голос на пленке: звучит аудиозапись По тропинке вы пойдете, и налево там свернете, Там налево за углом, есть пенёк покрытый мхом, А под ним и задание. На полу — 3 дорожки-веревочки (направо, прямо, налево) |
Воспитатель дает прослушать аудиозапись — голос, записанный на диск. Воспитатель из-под пенька достает задание |
Дети прослушивают аудиозапись Дети высказывают свое мнение. Ответ: выполнить задания, которые даёт Баба Яга Дети проходят по веревочке |
|
Введение нового приема технологии ТРИЗ
|
«Превратиться вгеометрические фигуры и поселить их вТеремок». Игра «Теремок» — Выберите себе фигуры. — Стоит в поле Теремок, он не низок, не высок. Бежал мимо квадрат. —Терем — теремок. Кто в теремочке живет? Никто не отозвался. Зашел квадрат в теремок и стал в нём жить. Пробегали мимо треугольники: — Тук-тук-тук! Мы треугольники. Кто в теремочке живет? Пустите нас к себе жить. — Пустим, если скажете, чем вы треугольники похожи на нас, квадраты (по форме) Затем мимо пробегали круги — Тук-тук-тук! Мы круги. Кто в теремочке живет? Пустите нас к себе жить. — пустим, если скажете, чем вы, круги, похожи на нас, треугольников (по цвету) Потом пришли овалы — Тук-тук-тук! Мы овалы. Кто в теремочке живет? Пустите нас к себе жить. — пустим, если скажете, чем вы, овалы, похож на круги (по форме) А потом увидели Теремок Прямоугольники. — Тук-тук-тук! Мы прямоугольники. Кто в теремочке живет? Пустите нас к себе жить.
— пустим, если скажете, чем вы, прямоугольники, похожи на нас, на овалы. — Ребята, по каким признакам мы поселили фигуры в теремок? — А как можно назвать их одним словом? — Ребята, как вы думаете, мы справились с этим заданием? Смогли фигуры в Теремок заселить? — Молодцы ребята, вы были очень внимательные и недопустили ни одной ошибки. |
Воспитатель предлагает детям выбрать фигуры из «Чудесного мешочка» Воспитатель исполняет первую роль «квадрата» |
Дети выбирают геометрические фигуры. Выполняют условия игры Дети высказываются: — цвет, форма, размер — геометрические фигуры Дети высказывают свое мнение. |
Дети различают геометрические фигуры по форме, цвету, размеру. |
Введение нового приема технологии ТРИЗ: «Круги Луллия» |
Воспитатель: Послушаем следующее задание? Голос на пленке: Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа, Без счета не будет на улице света, Без счета не сможет подняться ракета, И в прятки сыграть не сумеют ребята. Беритесь ребята скорей за работу Учиться считать, чтоб не сбиться со счету. Посчитайте животных, которых я видела.
— Ребята, я сейчас прочитаю текст, а вы внимательно слушайте, как только услышите, что я называю животное — берите фишку и выкладывайте перед собой. 2 Влесу заповедном Яга была, Зверей она кормила: Верблюда, зебру, кенгуру И длиннохвостую лису. Всех покормить она смогла. Скажите мне скорей, друзья, Сколько зверей перечислила я?
— Давайте проверим, правильно ли вы сосчитали. Я прочитаю еще раз, а вы проверяйте. — Ребята, вы были очень внимательные и правильно сосчитали всех животных. — Как вы думаете, справились мы со вторым заданием? |
Воспитатель дает прослушать аудиозапись — голос, записанный на диск. Воспитатель определяет с детьми содержание задания и порядок работы с текстом. Воспитатель текст читает 2 раза (на второй раз выставляет изображения животных). |
Дети прослушивают аудиозапись. Считают до 4, слушают стихотворение, выделяют главное в тексте с помощью педагога. Дети проверяют выполненное задание и оценивают свою деятельность на данном этапе |
Дети считают до 4, имеют представление о порядковом счете. Способны внимательно слушать стихотворение, выделять главное в тексте с помощью педагога. Дети умеют соотносить цифры и количество предметов в пределах 7. |
— Как хорошо и быстро у вас всё получается. Чтобы вы сильно не устали, давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Разбежались». Физминутка Игра «Разбежались» — девочки — мальчики; — есть карманы — нет карманов; — длинные волосы — короткие; — кого в д. с. привел папа — кого не папа; — длинные рукава — короткие рукава; — у кого есть красный цвет в одежде — у кого нет; — у кого на одной руке 5 пальчиков — а кого больше — Ребята, будем третье задание слушать? Голос на пленке: Волшебный ящик мой возьмите, И круги в нём покрутите, Нужную цифру к картинке найдите.
Воспитатель: — Ребята, где же ящик Бабы Яги? — (Имя ребенка), на круге, расположенном справа, выбери любую картинку, какая тебе нравится. — Что (или кто) изображёно? — Давай посчитаем, сколько … на картинке. — какую цифру мы выберем? — Почему ты выбрал эту цифру?
Воспитатель: — Ребята мы успешно справились со всеми заданиями? Что-то Баба-Яга не спешит отпускать нашего друга Лесовичка. — Ребята, какое ваше мнение, что нам делать? — Давайте дослушаем диск до конца, может и правда есть еще какая-то информация от Бабы Яги? Голос на пленке: Что ж, вы дети молодцы, я не ожидала Да еще вы храбрецы, трех заданий для вас мало. Так как Бабка я Яга — злая и коварная, Вот вам ещё два заданья. Под пенечком лежат.
Первое задание: «Волшебные звуки» Сейчас нужно закрыть глаза. Слушать внимательно, сколько раз сыграет металлофон — такую цифру покажите.
Второе задание: «Футбол сБабой Ягой» |
Воспитатель проводит физминутку. Воспитатель дает прослушать аудиозапись — голос, записанный на диск. Воспитатель помогает детям пользоваться кругами Луллия. Воспитатель дает прослушать аудиозапись — голос, записанный на диск. Воспитатель ударяет молоточком по металлофону определенное количество раз. Воспитатель читает задание |
Дети разбегаются (направо — налево) по внешним признакам. Дети прослушивают аудиозапись Ребенок выбирает на правом диске картинку, прокручивая второй диск (расположенный слева) — подбирает правильный ответ |
Дети быстро и точно реагируют на слуховые сигналы, правильно соотносят цифру и количество прозвучавших звуков. |
|
|
Голос на пленке: Хе-хе-хе! Придётся отпустить вашего друга! Я хоть и вредная Баба Яга, но честная, всегда сдерживаю свои обещания! Хе-хе-хе! До свиданьице! Выходит «Лесовичок». — Ребята, скажите, а вам было очень трудно? — Преодолели все трудности? — Какие задания вам понравились больше всех? — Что лучше всего получилось? Вы большие молодцы! Я очень рад, что у вас в группе такие отзывчивые ребята! — Я хочу отблагодарить вас, ребята. Я дарю вам на память интересные математические задания, которые вы сможете выполнить у себя в группе. |
Воспитатель дает прослушать аудиозапись — голос, записанный на диск. Выходит «Лесовичок» — каждому ребенку жмет руку, благодарит за помощь, воспитатель проводит анализ образовательной деятельности |
Дети прослушивают аудиозапись, находят ещё два задания под пенёчком. Дети внимательно слушают и показывают нужные цифры Дети выполняют задания на листах. |
Дети правильно ориентируются на листе бумаги. |
Заключительный этап Рефлексия Открытость |
Воспитатель: Я желаю вам, ребята, хорошего дня и хорошего настроения! |
Дети осуществляют оценку своей деятельности. Выражают свои эмоции посредством слов и мимики. |
Сформированность элементарных навыков самоконтроля (умение оценивать свои возможности) |
Литература:
- Петерсон Л.Г, Кочемасова Е. Е. «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников». Издательство «Ювента» 2010.