Формирование языковой личности как фактор развития языковой способности у детей дошкольного возраста
Авторы: Башмакова Елена Алексеевна, Фадеева Людмила Николаевна, Соколова Ирина Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 06.05.2020
Статья просмотрена: 924 раза
Библиографическое описание:
Башмакова, Е. А. Формирование языковой личности как фактор развития языковой способности у детей дошкольного возраста / Е. А. Башмакова, Л. Н. Фадеева, И. Н. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5219/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье поднимается вопрос о формировании языковой личности как фактора развития языковой способности у детей дошкольного возраста. Подтверждается гипотеза о том, что развитие речи ребенка — это сложный творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого с участием собственной речевой активности. Описаны предикторы формирования языковой личности.
Ключевые слова: языковая личность, развитие речи, дошкольники, явления языка и речи, эмоциональное развитие, художественное творчество.
Введение. Актуальность исследования формирования и развития языковой личности в дошкольном возрасте обусловлена социальными, психологическими и педагогическими причинами. С педагогической точки зрения постановка проблемы вызвана реализацией нацпроекта «Образование» и гуманизацией системы образования, т. е., ориентацию на создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Понятие «языковая личность» появилось в лингвистике в 80-х годах прошлого столетия. Оно определяется как совокупность способностей человека, позволяющих общаться с другими людьми на основе знаний языка.
Ю. Н. Караулов считает, что у языковой личности имеется совокупность способностей к созданию и восприятию речевых текстов [2].
О. С. Ушакова обращает внимание на формирование языковой личности в когнитивном аспекте, и на то, как это обусловлено языковой картиной мира, хранящейся в языковом сознании ребенка, отражающей индивидуальные способы хранения и поиска языковой информации [4].
В. А. Маслова, сопоставляя понятия «языковая личность» и «языковое сознание», выявила закономерность, в которой они взаимосвязаны, так как эти явления зависят от общества и от культуры: «…человек или группа людей совместно, посредствам собственной деятельности создают культуру и живут в ней, поэтому всякая культура личностна» [3].
Е. М. Беспаленко рассматривает процесс речевого общения, где говорящий выступает не как личность с социальными особенностями, а как личность, проявляющаяся в одной или нескольких своих социальных ролях и психологических особенностях. Автор рассматривает речевое поведение в трех аспектах: влияние внешних условий общения; влияние социально-психологического характера; внутриязыковые закономерности разделения общества [1].
Изучению языковой личности и развития языковой способности посвятили свои работы А. С. Андреева, И. В. Башкова, Е. М. Беспаленко, Г. И. Богин, С. Ю. Годунова, Н. А. Мартынова, Л. П. Халяпина, Н. Н. Шпильная и др.
Изучение научных и философских трудов по проблеме исследования позволило сформулировать цель — выявление особенностей формирования языковой личности как фактора развития языковой способности у детей дошкольного возраста.
Объект исследования — дошкольник как языковая личность.
Предмет исследования — факторы развития языковой способности у детей дошкольного возраста.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144» г. Воронеж с 2017 по 2020 г. Участвовало несколько групп детского сада. Использовался сопоставительный метод. Методом сбора материала стала организация образовательных событий и праздников в дошкольной образовательной организации.
Результаты и их обсуждение
Темпы овладения речью зависят от следующих факторов: особенностей личности ребенка; уровня его когнитивных способностей; речевой среды, в первую очередь семейной; от содержания методики развития речи в ДОО.
Развитие языковой способности у детей дошкольного возраста направлено на: развитие и воспитание дошкольника; социализацию; развитие интеллектуальных качеств; овладение языком как средством общения; развитие способности к коммуникациям; воспитание звуковой культуры речи; формирование способности осознавать языковые и речевые явления; приобретение компетентности в сфере родного языка.
При проведении образовательных событий, непосредственной образовательной деятельности, занятий по речевому развитию воспитатели ориентируются на реализацию основных функций языка: коммуникативная, когнитивная, эмотивная. Необходимой предпосылкой формирования системы языковых связей является потребность ребенка в речевом общении, возникающая в ходе игровой деятельности.
Особую роль в становлении речи играет эмоциональное развитие дошкольников. С этой целью педагогами проводятся конкурсы для детей, задействованы средства дополнительного образования, творческие мастерские и др.
Например, формирование языковой личности проходит более эффективно в танцевальном искусстве. В данном случае, фактором развития языковой способности становится язык жестов, движений, пластика и мимика, пространственный рисунок, композиция, костюм, выражение эмоций.
Рис. 1. «Северное сияние»
Эмоциональное здоровье детей зависит от создания условий для развития их творческих способностей. В данном случае — это танец.
Речь ребенка дошкольного возраста мы рассматриваем в контексте его общения с взрослыми и сверстниками, а также в его умения говорить, используя усвоенные речевые средства. Языковая личность проявляет себя в процессе коммуникации, поэтому важной составляющей оказываются потребности в общении и социальное поведение, манера общения, которые проявляются в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Следующим фактором развития языковой способности является участие в конкурсе чтецов. 04.03.2020 года на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144» г. Воронежа прошел районный отборочный тур по номинации «Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение». Художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки, способствует развитию темпа речи, умению правильно дышать при чтении стихов, соблюдать логические ударения, понимать смысл сказанного.
Выводы: языковая компетентность дошкольников — это элементарное осознание явлений и фактов языка и речи, формирование способности употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.
Языковая личность формируется под влиянием культуры определенного народа. Основным свойством языковой личности является способность к речевой деятельности. Процесс формирования языковой личности начинается с овладения ребенком родным языком, а в дальнейшем происходит совершенствование речевых навыков и умений. Несомненно, велика роль педагогов дошкольной образовательной организации в формировании языковой личности. Планирование образовательной деятельности должно учитывать интеграцию развивающих заданий, игр, событий.
Формирование языковой личности в аспекте развития познавательных процессов обусловлено языковой картиной мира, хранящейся в языковом сознании ребенка. Развитие языковой способности тесно связано с понятиями «речевая культура», «культура общения», «коммуникативные навыки» и немаловажную роль играет эмоциональный интеллект в речевом развитии ребенка.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Прагмалингвистика как средство диагностирования личностных качеств человека / Е. М. Беспаленко. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 178–181. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46493/ (дата обращения: 02.05.2020).
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 2010. -264 с.
- Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: Тетросистемс, 2008. — 272 с.
- Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. — М., «Сфера», — 2014.
Ключевые слова
развитие речи, художественное творчество, языковая личность, дошкольники, эмоциональное развитие, явления языка и речиПохожие статьи
Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе психолого-педагогического сопровождения
В статье рассматривается значимая проблема современной дефектологии. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разно...
Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО
Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...
Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста
Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...
Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра
В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...
Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника
В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...
Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития
В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...
Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни
В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...
Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...
Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности
Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...
Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования. Делается вывод, что констр...
Похожие статьи
Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе психолого-педагогического сопровождения
В статье рассматривается значимая проблема современной дефектологии. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разно...
Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО
Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...
Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста
Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...
Особенности логопедической работы по формированию коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра
В статье доклада рассматриваются основные концепции развития коммуникативных навыков ребенка с расстройством аутистического спектра, специфические особенности развития речи дошкольника, затрагиваются вопросы коррекционного сопровождения дошкольника с...
Формирование социально-психологической компетентности младшего школьника
В статье рассматривается понятие социально-психологическая компетентность как важнейший психологический компонент культуры и коммуникации младшего школьника, который изучался отечественными психологами. А также раскрывается проблема социализации в ко...
Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития
В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...
Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни
В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...
Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...
Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности
Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...
Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования. Делается вывод, что констр...