Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 712 раз

Библиографическое описание:

Титаренко, В. К. Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста / В. К. Титаренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5263/ (дата обращения: 16.10.2024).



Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении, согласно федеральным государственным стандартам, также участвует во внедрении и адаптации авторских коррекционно-развивающих программ, а также разнообразных форм работы с использованием мультимедийных и информационно-коммуникативных технологий. В статье представлен разработанный автором конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 6–7 лет с использованием на разных его этапах возможностей интерактивной доски, целью которого является развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.

Ключевые слова: качество образовательно-воспитательного процесса, информационная культура, компьютерные технологии, модель психологического сопровождения, использование компьютерных сред, фактор сохранения психологического здоровья, программное обеспечение SMART Board, информационно-коммуникативные технологии, развитие познавательной и личностной сферы старших дошкольников, коммуникации различных форматов, профессиональная компетентность педагога-психолога, современные мультимедийное оборудование, образовательные ресурсы, психолого-педагогической деятельности, предметно-развивающая среда.

На сегодняшний день согласно федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, каждое дошкольное учреждение должно повышать качество образовательно-воспитательного процесса через совершенствование информационной культуры и активное использование компьютерных, интерактивных и информационно-коммуникативных технологий.

Педагог-психолог, обеспечивающий психологическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении, также согласно федеральным государственным образовательным стандартам, непосредственно участвует во внедрении и адаптации новых программ, форм работы с использованием мультимедийных, информационно-коммуникативных технологий [2].

Работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт [3], Б. Хантер [4], Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.) подтверждают целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательной и личностной сферы старших дошкольников [7].

В нашей стране, начиная с 1987 г., ведется работа по внедрению информационно-коммуникативных технологий в дошкольное образование на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 г. разрабатываются теоретические основы применения информационно-коммуникативных технологий в образовательно-воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения, начали активно создаваться программы для дошкольников [7].

Специалисты, изучающие использование компьютерных сред (Г. А. Репина, Л. А. Парамонова), высказывают мнение, что их использование в дошкольном образовательном учреждении является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:

− развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);

− обогащение кругозора;

− помощь в освоении социальной роли;  формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);

− формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация);

− организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Использование интерактивной доски на групповых коррекционно-развивающих занятиях со старшими дошкольниками является активным психолого-педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и обладает рядом необходимых функций, влияющих на развитие представлений ребенка об окружающем мире [5].

  1. Познавательная функция. Знакомство с интерактивной доской открывает перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей для проявления самостоятельности и инициативы.
  2. Мотивирующая функция. У дошкольников формируется и развивается интерес к этому виду деятельности, стремление познать новые возможности.
  3. Обучающая функция. Применение интерактивной доски развивает мыслительную деятельность старших дошкольников, умение формулировать желательный результат, умение выстраивать логические цепочки, умение сравнивать и обобщать.
  4. Воспитательная функция. Работа под руководством педагога-психолога, необходимость выполнять его указания, дисциплинирует детей, и постепенно готовит их к обучению в школе, у воспитанников обогащается свой нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам и другим педагогам.
  5. Коммуникативная функция. Развивается умение общаться со сверстниками в группе, социально-коммуникативные навыки.
  6. Регулятивная функция. Осознание значимости, престижности владения интерактивными технологиями формируют у старших дошкольников социальные чувства, влияет на осознание детьми своей полезности обществу, облегчает принятие ими норм поведения в обществе на уровне микрогруппы.
  7. Культурная функция. Развитие умения создавать, использовать и воспринимать материальные и духовные ценности, а следовательно, повышение общей культуры.
  8. Престижная функция. Если ребенок постепенно становится более компетентным и успешным в применении интерактивных технологий, это повышает статус ребенка в коллективе сверстников, повышает самоуважение, оказывается фактором престижа.
  9. Прогностическая функция. Участие в применении интерактивных технологий постепенно подготавливает старших дошкольников к встрече с будущим, к адаптации в новом обществе, новыми видами деятельности и новыми людьми.

В связи с этим каждый педагог-психолог должен продумать и разработать собственную модель психологического сопровождения согласно федеральным государственным образовательным стандартам. При этом к самому педагогу — психологу должны предъявляться новые требования. Профессиональная компетентность педагога-психолога в связи с этим предполагает:

− способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.

− не только умение пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей психолого-педагогической деятельности.

Преобразовать предметно-развивающую среду детского сада позволяет внедрение современных технологических средств [2]. В связи с тем, что ведущим видом деятельности у воспитанников является игровая деятельность [2], на занятиях с педагогом-психологом (групповых и индивидуальных) активно используется интерактивное оборудование SMART Board, с помощью которого воспроизводятся развивающие игры и упражнения, диагностические методики, психологические тесты, наглядный и практический материал для работы с детьми.

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия для детей 6–7 лет.

Тема: «Школа будущего первоклассника».

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе.

Задачи:

− развитие образного и логического мышления;

− развитие зрительной памяти, расширение объёма памяти;

− развитие слухового внимания,

− развитие мелкой моторики;

− формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

− обучение приёмам релаксация и развитие воображения.

Оборудование: интерактивная доска, пакет коррекционно-развивающих заданий, разработанных в программе Smart Вoard, звукозапись со спокойной музыкой, раздаточный материал, цветные карандаши, тетрадь.

Содержание деятельности:

1. Ритуал «Приветствие».

Цель: организация детей, создание положительного эмоционального настроя, развитие навыков общения.

— Доброе утро, ребята! Давайте встанем в круг. Потрите ладони, почувствуйте тепло своих ладоней! А теперь поделимся этим теплом друг с другом: протяните ладони соседям!

Друг на друга посмотрите

И задорно подмигните.

Вправо, влево повернитесь

И соседу улыбнитесь. — Ребята, вы готовы отправиться в школу «Будущего первоклассника»? Для этого произнесем наши волшебные слова: «Кружись, кружись, кружись — в школе первоклассника окажись!» Теперь крепко зажмурьте глаза и посчитайте до 5.

Звучит музыка. На экране появляется заставка: «Школа будущего первоклассника!»

— Ну вот мы и там! Я приглашаю вас занять свои места.

2. Игра «Загадки».

Цель: умение угадывать предмет по словесному описанию его свойств и признаков.

Приложение №1 на интерактивной доске SMART-Board предоставляет возможность самоконтроля выполнения задания дошкольниками.

— Ребята, давайте отгадаем загадки. Что бы проверить свой ответ — нажимаем на картинку и проверяем его на правильность!

1. Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне — глава специй!

Угадали? Это… (Перец)

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар, сладкая. (Морковь)

3. С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

4. Зелёная толстуха

Надела уйму юбок

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина. (Капуста)

5. Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный.

Недостаток лишь один -

Кислый очень, очень. (Лимон)

6. Красный, детки, но не мак.

В огороде — не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали? (Помидор)

7. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко. (Яблоко)

8. Он на юге вырастал

В гроздь плоды свои собрал.

А суровою зимой

Придет изюмом к нам домой. (Виноград)

9. Родом он из жарких стран

Зелёный полосатый шар,

С начинкой алой словно жар,

Лежит на грядке, словно груз,

Скажите, что это? (Арбуз)

10. В кафтане в дом приходит,

И так она важна -

Кафтан она не снимает и будет хороша!

В кафтане её варят, а если его снять,

То можно и пожарить,

А можно и помять. (Картошка)

11. Была зеленой маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Вишня)

3. Упражнение «Парные картинки».

Цель: развитие объема и свойств внимания, зрительной памяти, объёма памяти.

Приложение №2 на интерактивной доске SMART-Board (авторский приём).

— Это задание, ребята, посложнее, и потребует от вас особого внимания. Вам необходимо за короткое время запомнить изображения, которые появляются в окошках (картинки переворачиваются при нажатии) на интерактивной доске. Поочерёдно открываем картинки и ищем парные. (Дети работают друг с другом в паре).

4. Упражнение: «Угадай фигуру» [6].

Цель: развитие умения распознавать геометрические фигуры в изображениях.

Приложение №3 на интерактивной доске SMART-Board (авторский приём).

— Посмотрите дети на картинки и скажите: на какую геометрическую фигуру похож апельсин?

— На круг (ответы детей).

— Мы сейчас проверим. На интерактивной доске можно выбрать перо, которое распознаёт геометрические фигуры. Если мы рисуем правильно фигуру, то оно само заканчивает наше изображение. Под апельсином рисуем круг. Проверяем ответ: правильно апельсин похож на круг.

— На какую геометрическую фигуру похож баклажан, груша и т. д.?

5. Физкультминутка.

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения в ходе занятия.

Раз, два, три, четыре, пять,

Детям нужно тихо встать.

Оглянулись. Потянулись.

Раз — присели, два — прогнулись,

Встать на пятку, на носок.

А теперь все дружно сели,

— Продолжаем наше занятие.

Работа с раздаточным материалом.

6. Упражнение «Четвертый лишний».

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и исключать лишнее; развитие внимания, логического мышления, умения рассуждать и делать выводы; развитие мелкой моторики.

— Ребята, предлагаю вам выполнить следующее задание. Нарисуйте геометрическую фигуру апельсина, еще одну фигуру апельсина, ещё одну и геометрическую фигуру баклажана. Закрасьте лишнюю фигуру любым цветом.

— Ниже под ними нарисуйте геометрическую фигуру баклажана, ещё одну; далее геометрическую фигуру груши; затем геометрическую фигуру баклажана. Закрасьте, пожалуйста, лишнюю фигуру.

— Рисуем геометрическую фигуру: груши, апельсина, груши, груши. Раскрасьте фигуру, которая отличается ото всех остальных.

7. Упражнение «Плывем воблаках» [1].

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

— Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Хорошо.

— Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Сегодня необыкновенно хороший день. Вам тепло, и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие белые пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом медленно и красиво поднимаетесь вверх навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую вершину облака и мягко утопаете в нем. Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, и вы плывете на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас видеть в небе. Когда вы захотите спуститься обратно на землю, скажите своему облаку, и оно плавно и мягко поплывет вниз, станет опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам. Вы улыбаетесь ему. Полет на облаке был так хорош!»

8. Рефлексия итогов занятия.

Ребята, мы сегодня с вами сделали ещё один шаг на встречу школе. Вам понравилось? Что вам сегодня больше всего понравилось в школе будущего первоклассника? Чему вы научились сегодня?

Педагог-психолог хвалит детей за активную работу. Каждому из них аплодируют — за усилия, старание и смекалку.

9. Ритуал окончания занятия.

Цель: закрепление положительного эмоционального эффекта.

Дети, взявшись за руки, произносят следующее четверостишие:

Наша встреча завершилась.

Все убрать уже пора.

Ну-ка, дети, улыбнулись

И сказали: «Всем пока!»

Таким образом, установив программное обеспечение SMART-Board на свой компьютер, педагог — психолог в дошкольном образовательном учреждении сможет создавать собственные интерактивные коррекционно-развивающие занятия с учетом индивидуальных особенностей каждого из дошкольников и актуального интеллектуального потенциала каждой возрастной группы в целом.

Литература:

  1. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе./ Л. И. Катаева. — Изд-во «Книголюб», М., 2004. — 64 с.
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — 336 с.
  3. Пейперт С. Основы использования информационных технологий / С. Пейперт. М: Просвещение, 2011. — 189 с.
  4. Хантер Б. Рекомендации по использованию информационных технологий / Б. Хантер. М: Просвещение, 2010. — 130 с.
  5. Хантимерова И. Информационно-коммуникативные технологии в детском саду/И. Хантимерова. Режим доступа: [https://www.maam.ru/detskijsad/-informaciono-komunikativnye-tehnologi-v-detskom-sadu.html 13.05.2020]
  6. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе. Конспекты занятий/ В. Л. Шарохина. — Изд-во «Книголюб», М.,2012. — 48 с.
  7. Шкнай Л. Информационно-коммуникативные технологии в развитии детей дошкольного возраста: история и современность/ Л. Шкнай. Режим доступа: [https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30558400 13.05.2020]
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, дошкольное образовательное учреждение, ребенок, SMART, психологическое сопровождение, развитие, будущий первоклассник, геометрическая фигура баклажана, мелкая моторика, развитие умения.

Ключевые слова

компьютерные технологии, информационная культура, образовательные ресурсы, информационно-коммуникативные технологии, предметно-развивающая среда, качество образовательно-воспитательного процесса, модель психологического сопровождения, использование компьютерных сред, фактор сохранения психологического здоровья, программное обеспечение SMART Board, развитие познавательной и личностной сферы старших дошкольников, коммуникации различных форматов, профессиональная компетентность педагога-психолога, современные мультимедийное оборудование, психолого-педагогической деятельности

Похожие статьи

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО

В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождени...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Похожие статьи

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Статья содержит материал, позволяющий педагогам организовать коррекционную работу с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС. Автором выделяются основные условия, требования и принципы, необходимые для повышения качества коррекционной работы. Актуальность выбра...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

«Лонгитюд — ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО

В XXI веке само сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, которое позволяет создавать условия для полноценного развития детей. В статье рассматривается «Лонгитюд ЭДК» — как часть психолого-педагогического сопровождени...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Задать вопрос