Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 21.05.2020

Статья просмотрена: 1340 раз

Библиографическое описание:

Баландина, К. В. Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста и его особенности в процессе игровой деятельности / К. В. Баландина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5270/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются особенности музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Сформулированы задачи музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: музыкально-ритмическое развитие, восприятие, деятельность, игра, музыкальное-ритмическое движение.

Развитие музыкальных способностей, формирование фундамента музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте, об этом свидетельствуют современных научные исследования. Развивая музыкальные способности, ребенку необходимо дать возможность проявить себя в различных видах музыкальной деятельности, первым из которых является музыкальное движение [5, 7].

Музыкальная игра помогает решать дидактические задачи без особых усилий. Игра создает непринужденную атмосферу, способствует освоению духовных ценностей музыкального искусства. В музыкально-игровой деятельности дошкольник чувствует игровую ситуацию, анализирует, создает свое отношение к происходящему, взяв за основу собственный эмоциональный опыт. Музыкально-ритмическая игра активизирует эмоциональные проявления и познавательную деятельность, выступает стимулом творческого самовыражения, помогает решению проблемных задач [1].

Музыкально-ритмическое развитие воздействует на эмоционально-образную сферу ребенка, на мышление, на развитие опорно-двигательного аппарата. Кроме того, ребенок становится более эмпатильным к окружающему миру, миру искусства, обществу.

Музыкально-ритмическое движение — это прием прочувствования музыкальных образов, где все телодвижения становятся формой эмоционально-образного выражения содержания музыкального произведения [6].

Ветлугина Н. А определяет музыкальную деятельность дошкольников как различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие [3, 4].

Развитие музыкально-ритмических навыков строится по определенным педагогическим правилам. Систематичность, постепенность и последовательность. Порядок упражнений, выстроен по условию «от простого к сложному», где представлены все музыкально-ритмические навыки [8].

Можно сформулировать шесть задач музыкально-ритмического развития дошкольников:

1) формировать красивую осанку, обучать выразительным, пластичным движениям;

2) способствовать развитию восприятия музыкальных образов, способности выражать музыкальные образы в движении, согласовывая с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;

3) совершенствовать танцевальные движения, используя все виды шага;

4) выразительно и качественно исполнять танцы с различными предметами, давая собственную интерпретацию;

5) укреплять овладение техническими приемами, мимикой и жестом, выражению своих эмоций в осанке и позах;

6) способствовать развитию творческого потенциала каждого ребенка, поощрять создание собственного игрового образа, персонажа; импровизацию пляски на основе комбинирования различных элементов физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений [2].

Музыкальная деятельность состоит из множества действий, ребенок, усваивая музыкально-ритмические навыки воспринимает музыку, стремиться к правильной передаче эмоционально-образного содержания музыкального произведения, стремиться начинать и заканчивать движение в соответствии с музыкой, чувствовать метроритм музыки. Действия, повторяющееся многократно, постепенно переходят в навыки. Приобретенные навыки, в последствии, позволяют ребенку справиться с более сложными действиями.

Благодаря музыкально-ритмической деятельности дети дошкольного возраста знакомятся с разными видами движений и способами их воспроизведения: о слиянии эмоционального содержания музыки и движений, об экспрессии игрового образа музыки, о средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, пауза). Дети получают знания о разновидностях танцевальных шагов, танцев, хороводов. Большое значение при музыкально-ритмической деятельности, уделяется умения импровизировать под музыку: осуществлять разнообразные перестроения, запомнить последовательность движений танца, сымпровизировать свой танец, применяя известные движения.

Формирование восприятия музыкально-ритмического содержания и экспрессии движения следует проводить, придерживаясь общепедагогических принципов:

Принцип воспитывающего обучения осуществляется через привитие любви к красоте в окружающем мире и искусстве, развитие духовного мира ребёнка, формирование внимания, воображения, мышления, речи.

Принцип доступности содержит в себе объём знаний о музыке, методов и приёмов обучения и восприятия их детьми уровню возрастного и индивидуального развития ребенка.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности заключается в последовательном переходе от имеющихся знаний ребенка к новым. Этот принцип дает возможность более легкого усвоения знаний и приобретения навыков, придаёт детям уверенность в своих силах и повышает интереса к музыкально-ритмической деятельности.

Принцип наглядности заключается в соединении слухового и зрительного восприятия. Основной приём — это образец исполнения музыкального произведения. Наглядность в процессе музыкально-ритмической деятельности формирует у детей интерес к музыке, способствует более легкому восприятию музыкального материала.

Принцип закрепления. Консолидация знаний о музыкально-ритмической деятельности должна происходить не только через повторение, а осознанным, желаемым его воссозданием. От осознанного воссоздания знакомого материала зависит прочность восприятия.

Принцип адаптивности, гибкости. Данные принципы упрощают планирование дальнейшей деятельности, способствуют последовательному усложнению репертуара, отбору и смене возрастных границ репертуара на свое усмотрение, вариативно и креативно применять разработанные ранее конспекты.

Принцип интеграции — это совокупность деятельности воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога [4].

Цели педагогов в музыкально-ритмическом развитии детей дошкольного возраста: помощь в становлении музыкально-эстетического понимания и обучения в движении передавать эмоционально-образное содержание музыкального произведения; развивать музыкальный вкус; способствовать развитию музыкально-культурного интереса личности. Данные цели развивают креативные способности детей дошкольного возраста, совершенствуя изящность движений, их ритмичность, экспрессивность в музыке, инициативу, самостоятельность при компилировании танцевальных комбинаций, варьирование музыкальных игр и упражнений, инсценирование песен.

Таким образом, музыкально-ритмическое развитие будет успешным при учёте возрастных особенностей детей дошкольного возраста, использовании педагогических принципов, выверенном составлении музыкального репертуара.

Литература:

  1. Баландина, К. В. Игра как средство музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста / Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции, г. Челябинск, 27 апреля 2017 г. — Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. — 272 с.
  2. Барсукова, Н. Г. Музыка в детском саду: Тематические и комплексные занятия /сост. Н. Г. Барсукова и др. — М.: Учитель, 2015. — 191с.
  3. Вендрова, Т. Е. Воспитание музыкой / Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарёва — М., 1980. -183с.
  4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1981. — 240 с.
  5. Запорожец, А.В., Маркова, Т.А., Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова — М.- 1978. -214с.
  6. Ипполитова, Н. Анализ понятия «Педагогические условия»: сущность, классификация. / Ипполитова Н., Стерхова Н.- Generaland Professional Education. № 11. 2012. С. 8–14. ISSN 2084–1469.
  7. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Педагогика, 1988. — 432 с.
  8. Сергеева, Г. П. Программа повышения квалификации специалистов по предмету «Музыка» (с методическими материалами) / Г. П. Сергеева, -М.: 1995. -500 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, музыкально-ритмическая деятельность, музыкальное произведение, ребенок, движение, музыкально-ритмическое развитие, музыкально-ритмическое развитие детей, музыкальная выразительность, музыкальная деятельность, музыкальное искусство.

Ключевые слова

игра, деятельность, восприятие, музыкально-ритмическое развитие, музыкальное-ритмическое движение

Похожие статьи

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства

В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ри...

Развитие музыкально-ритмической одарённости детей дошкольного возраста средствами ритмопластики

В статье рассматриваются особенности развития музыкально-ритмической одарённости детей дошкольного возраста средствами ритмопластики. Раскрыты понятия «одарённость», «музыкально-ритмические движения», «ритмопластика».

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы, посвященные слушанию музыки как средству развития психоэмоционального состояния дошкольников раннего возраста. Автор обозначает основные задачи и исследует методы и приёмы данного вида музыкальной деятельности, вклю...

Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...

Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития

В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Похожие статьи

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Развитие чувства ритма и координации у дошкольников средствами хореографического искусства

В исследовании актуализированы проблемы в развитии ритмического чувства и координации у детей, связанные с гиподинамией, отсутствием потребности в многообразных координирующих усилиях. Выявлены педагогические возможности и условия развития чувства ри...

Развитие музыкально-ритмической одарённости детей дошкольного возраста средствами ритмопластики

В статье рассматриваются особенности развития музыкально-ритмической одарённости детей дошкольного возраста средствами ритмопластики. Раскрыты понятия «одарённость», «музыкально-ритмические движения», «ритмопластика».

Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье раскрывается сущность методики организации занятий по ритмопластике с детьми дошкольного возраста. Более подробно описана структура проведения занятий по ритмопластике и значение данных занятий в физическом и художественно-эстетическо...

Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы, посвященные слушанию музыки как средству развития психоэмоционального состояния дошкольников раннего возраста. Автор обозначает основные задачи и исследует методы и приёмы данного вида музыкальной деятельности, вклю...

Особенности проявления саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности

В статье рассматриваются особенности саморегуляции детей старшего дошкольного возраста в процессе организации двигательной деятельности. Предлагаются способы, которые могут повлиять на повышение уровня саморегуляции у детей дошкольного возраста на за...

Методические аспекты коррекционной работы на музыкальных уроках с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития

В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

В статье анализируются психологические особенности детей дошкольного возраста.

Развитие ритмопластики у детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

В данной статье раскрываются методологические основы занятий по развитию ритмопластики, а также приводятся примеры музыкально-ритмических упражнений, обладающих эффективностью в развитии ритмопластики дошкольников.

Задать вопрос