Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития»
Автор: Лялигина Юлия Александровна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 01.06.2020
Статья просмотрена: 1843 раза
Библиографическое описание:
Лялигина, Ю. А. Семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития» / Ю. А. Лялигина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5294/ (дата обращения: 16.11.2024).
«Педагогическая опытность – что это такое?» К. Д. Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».
Семинар-практикум — одна из форм методической работы в ДОУ, так как помогает системно изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
12 марта 2020 г. на базе нашего Детского сада № 237 ОАО «РЖД» прошел районный семинар-практикум «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития». Цель данного мероприятия — повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых.
В работе семинара приняли участие педагоги из разных садов района. Программа семинара была насыщенной и разнообразной. Гостям было предложено совершить путешествие на поезде по станциям. В начале путешествия педагоги приобрели билеты в «билетной кассе», где кассиром были воспитатель и ребенок старшей группы. И вот путешествие началось!
«Начальником поезда» была заведующий Детским садом.
Гостям предстояло совершить остановки на 9 станциях. Каждая станция — это группа, музыкальный зал, физкультурный зал и методический кабинет. На каждой станции их встречал «проводник». В роли проводника были воспитатели и дети старшей и средней группы. На каждой станции гостей знакомили с группой и с играми по профориентационой работе.
Конечной станцией стал музыкальный зал. Педагоги и дети Детского сада № 237 приготовили музыкальную открытку. Был исполнен флешмоб «Железная дорога», прозвучал гимн ДОУ «Романтики железных дорог».
В рамках распространения педагогического опыта педагоги представили содержательный материал в презентациях и фильмах.
- «Взаимодействие с родителями по ранней профориентации в условиях ФГОС ДО»: родители, работающие на железной дороге, активно помогают нам в проведении экскурсий на железнодорожный вокзал, на станцию, контору ПЧ, где рассказывают детям, о своей работе, дети с большим интересом слушают и наблюдают. Вошли в традицию «Встречи с интересными людьми”, к проведению которых привлекаются родители как, работники вокзала, путейцы и многие другие. Приглашаем родителей на Дни открытых дверей, на проведение занятий, рассказов родителей о трудовых буднях на ж/д транспорте с целью ознакомления детей с ж/д профессиями. Также наши родители активно помогают в проведении занятий, посвященных железнодорожным профессиям. Родителям оказалась эта тема близка и очень интересна. В течении года каждый родитель рассказывает детям о своей профессии. Родители активно участвуют в подготовке и проведению мероприятий, посвященных железной дороге. Одной из самых удачных и интересных, по нашему мнению, формой работы являются конкурсы рисунков и поделок на железнодорожную тематику, где дети совместно с родителями принимают активное участие. Наш детский сад посещают дети, у которых дедушки, бабушки и даже и прабабушки и прадедушки — железнодорожники, поэтому еще одним направлением работы с родителями являются семейные железнодорожные родословные, которые учат малышей гордиться профессией железнодорожника. Особым вниманием детей пользуются альбомы о железнодорожных династиях, которые они оформляют вместе с родителями. Показывая альбом в детском саду, малыши гордятся своими родными и чувствуют себя частицей трудовой династии. Работая в этом направлении мы проводим для родителей выставки детских работ на темы: «Моя железная дорога», «Мои родители железнодорожники», «Рисуем железнодорожный транспорт». Оформляем папки — передвижки для родителей «Что рассказывать детям о железной дороге». Большой популярностью пользуется фестиваль железнодорожной песни, при подготовке к которым много песен нам нашли родители и с удовольствием их исполнили.
- «Экскурсия как форма работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»: такая форма работы с детьми, как экскурсия наглядно показывает работу на ж/д транспорте.
- «Ранняя профориентация дошкольников через дидактические игры в условиях ФГОС ДО»: ведущая роль дошкольного воспитания является игра и поэтому в нашем детском саду очень много различных игр на железнодорожную тематику, для того чтобы уже с раннего возраста, дети знали и понимали что такое железная дорога и какие есть железнодорожные профессии.
- «Физкультурно-оздоровительная работа по ранней профориентации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»: для того, чтобы ребенок развивался здоровым и сильным, нужна оздоровительная программа, которая и ведется в нашем детском саду, направленная на укрепление здоровья детей. Это различные спортивные досуги, развлечения, закаливания, тропа здоровья, витаминизация и многое другое.
- «Железная дорога сквозь время и расстояние». В этой презентации было рассказано и показано история развития забайкальской железной дороги, самые первые поезда, вокзалы, кем и когда началось строительство вот краткое описание из архива: «Строительство дороги проходило в масштабах прокладки Транссибирской магистрали в 1895–1905 гг. В работах участвовало как местное население, так и специалисты из европейской части России. Строительство было очень трудным: болотистая местность, вечная мерзлота, сложный рельеф, пересеченный реками и хребтами, низкие температуры зимой, стихийные бедствия. В январе 1900 г. уже было начато временное движение составов. В 1922 г. вошла в Сибирский округ путей сообщения. В 1923 г. Забайкальская железная дорога стала как самостоятельное подразделение. В 1925-м ее дополнили Читинской. В 1936–1943 гг. имела название Молотовской. В 1959 г. к Забайкальской ж/д была присоединена Амурская»
- «Мы все актеры» – это новое направление в нашей работе по дополнительному образованию. Педагогом совместно с детьми был создан фильм, на тему «Безопасность на железной дороге», где дети сами сыграли главные роли, исполнили песни. Была проведена огромная предварительная работа. Дети вместе с воспитателем придумали сюжет, подобрали себе роль, выучили слова песни. А самое главное дети усвоили все правила поведения на железной дороге.
По итогам семинара большинство участников выразили готовность применять на практике полученный опыт, отметили необходимость осуществления профориентационной работы с дошкольниками, а также поделились своими впечатлениями о прошедшем семинаре.