Особенности подготовки ребенка к школе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белая, Р. Ю. Особенности подготовки ребенка к школе / Р. Ю. Белая, Л. Н. Катаева, Н. Н. Терехова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5349/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова: детский сад, школа, ребенок, родители, подготовка к школе.

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой учебной деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия [1]. Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Для многих родителей дошколят шести-семи лет наступает пора волнений и тревог. Самые волнующие родителей вопросы: «А готов ли мой ребенок к обучению в школе? Достаточно ли он развит? Не будет ли ему сложно учиться? Когда лучше идти в школу, с шести или семи лет?». Вопрос о том, в каком возрасте отдать ребенка в школу, сложен и не имеет однозначного ответа. Сегодня у родителей есть выбор: ребенка примут в школу и в шесть лет, и в семь. Принимая это важное решение, необходимо учитывать возрастные особенности шестилетних детей: ярко выраженную игровую мотивацию, низкий уровень усидчивости, неустойчивое сосредоточенное внимание, а также общий уровень готовности к школе как ребенка, так и родителей. Внимание нужно обратить на следующие моменты:

− интеллектуальная зрелость ребенка — степень его интеллектуальной готовности (внимание, мышление, память);

− эмоциональная зрелость — насколько ребенок собран, может принимать взвешенные решения и поступки, следовать правилам;

− мотивационная зрелость ребенка — его желание учиться;

− физическая и физиологическая зрелость — насколько развита у ребенка усидчивость, развитие мелкой моторики рук;

− социальная зрелость — насколько развито умение устанавливать социальные контакты со сверстниками и взрослыми;

− самостоятельность.

Разобраться в этих вопросах родителям помогут специалисты: психолог проверит интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную и социальную зрелость; врач педиатр оценит физиологическую зрелость.

Подготовка к школе является настоящим испытанием для детей и их родителей. Наиболее актуальный вопрос, занимающий родителей: «Когда же нужно приступать к подготовке в школу — за год, полгода или достаточно пройти курс подготовки за месяц до школы?». Психологи советуют обращаться к ним за консультацией в ноябре-декабре, месяцев за девять до поступления в школу. Обусловлено это тем, что диагностика и полученная по ее результатам консультация специалиста поможет родителям грамотно скорректировать дальнейшее развитие познавательных и развивающих процессов ребенка. Будет время на то, чтобы устранить выявленные проблемы. Если за подобной консультацией обратиться весной, то времени на корректировку, если таковая понадобится, останется совсем мало. Обращаться за консультацией раньше назначенного времени также нецелесообразно, так как в этом возрасте развитие познавательных процессов у ребенка происходит очень быстро, некоторые функции формируются непосредственно перед началом школьного обучения, и очень важно увидеть их динамику.

Психологи настоятельно рекомендуют пройти еще и профилактические осмотры у таких врачей как невропатолог, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, логопед и педиатр, последний, в свою очередь, может порекомендовать консультацию у других специалистов-медиков.

Логопед поможет оценить состояние речи и фонематический слух. Впервые посетить логопеда необходимо, когда ребенку исполнится четыре с половиной года, особенно это нужно сделать тем детям, которые не посещают детский сад. И хотя звукопроизношение формируется к пяти годам, но специалист уже в этом возрасте сможет определить, стоит ли вам ожидать сложностей в этой области. Если у ребенка выявятся какие-либо проблемы, то необходимо будет посещать занятия у логопеда с пятилетнего возраста. Важно, чтобы до поступления в школу эти вопросы были решены по максимуму.

Невропатолог поможет оценить состояние нервной системы ребенка. Необходимо, чтобы центральная и периферическая нервные системы были готовы к увеличению умственной и физической нагрузкам.

Не следует пренебрегать и визитом к окулисту. Если ребенок жалуется на головные боли или прищуривается, когда рассматривает предметы, то консультация врача просто необходима. Врач сможет распознать заболевание или предрасположенность к нему на ранней стадии и купировать его.

Ортопед поможет оценить состояние опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы ребенка. Это крайне важно, поскольку нарушения в работе костно-мышечной системы влекут за собой нарушения в работе сердца, сосудов, легких и головного мозга. Особенно это актуально в наши дни, когда дети много времени проводят перед телевизорами и компьютерами, ведут малоподвижный образ жизни. Современные дети все меньше и меньше двигаются, поэтому контроль над состоянием костно-мышечной системы обязателен.

Стоит прислушаться и к рекомендациям специалистов по выбору школьной программы. Если ребенок часто болеет, ему будет сложно учиться по усиленной программе. При слабом развитии фонематического слуха, скорее всего, будут наблюдаться проблемы в развитии речи, и ребенку будет сложно учиться в школе с углубленным изучением родного и иностранных языков. Если у ребенка слабый позвоночник, он не сможет проводить по несколько часов за фортепиано или перед мольбертом. Поэтому, принимая ребенка на ту или иную программу, родителей просят принести медицинскую карту или справку от врача, ведь одна из задач образования — сохранение здоровья обучающихся.

Еще один вопрос, на который родители детей предшкольного возраста часто ищут ответ: «Какие выбрать курсы для подготовки к школе, и нужны ли вообще эти курсы?». Нормативная база данный вопрос не регулирует, и решение о посещении курсов по подготовке к школе остается за родителями. Необходимо отметить, что курсы различаются между собой по следующим параметрам: длительность; специализация ведущего педагога; местонахождение; реализуемая программа; цель; ребенок из детского сада или «домашний». Продолжительность курсов варьируется от десяти недель до двух-трех лет. Недельные курсы, как правило, проводятся в частных детских организациях, задачей которых является знакомство детей со школьной обстановкой. На подготовительных школьных курсах данные услуги несут развивающий характер, но больше нацелены на комплектацию классов и адаптацию детей к школе. Государственные учреждения дополнительного образования предлагают занятия в этом направлении от девяти месяцев до двух лет в детских развивающих центрах. Их главная цель — развитие и обучение. Они подходят как для «домашнего», так и для «детсадовского» ребенка.

Студия развития «Дошкольник плюс» отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» является одним из наиболее востребованных объединений Дворец творчества детей и молодежи города Оренбурга в области подготовки обучающихся к школе.

Педагоги студии занимаются с детьми дошкольного возраста, развивая в них творческие и интеллектуальные способности, параллельно с ними свою работу проводят педагог-психолог и логопед. Только положительные отзывы и слова благодарности приходят в адрес педагогов от родителей уже состоявшихся учеников за полученные навыки и знания, которые служат детям серьезной основой для учебы в школе. Родители, выступающие не только нашими социальными заказчиками, но и социальными партнерами студии развития «Дошкольник плюс» вместе с педагогами отдела объединяют усилия для достижения высоких результатов детей. Ведется активная деятельность в восполнении «воспитательных пробелов» родителей, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, тесном взаимодействии и уважении интересов друг друга: проводятся собрания, тренинги, консультации как групповые, так и индивидуальные.

Исходя из многолетнего опыта работы с родителями студии развития «Дошкольник плюс», можно сделать вывод о том, что к обучению в школе должен быть готов не только ребенок, но и сами родители. Ведь с поступлением в школу изменится уклад семейной жизни. Новые правила, новые обязанности, новые заботы — все это придется делить всем членам семьи поровну. Поэтому родителям очень важно быть аккуратными в своих суждениях и выводах, щедрыми на похвалу, любящими, понимающими и главное — терпеливыми.

Литература:

  1. Лаврентьева, М. В. Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе в условиях детского сада / М. В. Лаврентьева. — Текст: электронный // Образовательный портал «Слово»: [сайт]. — URL: https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36694.php (дата обращения: 31.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, родитель, детский сад, дошкольный возраст, костно-мышечная система, курс, социальная зрелость, физиологическая зрелость, фонематический слух.

Похожие статьи

Организация взаимодействия детского сада с родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение

Формирование элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с учетом требований обновленной системы образования

Исследование психологической готовности детей к обучению в школе

В данной статье рассматривается психологическая готовность детей дошкольного возраста. Опытным путем доказана необходимость психологической помощи при поступлении ребенка в школу для того, чтобы устранить возможные отклонения.

Варианты психологической помощи первоклассникам в период вхождения в школьную жизнь

Осознанное родительство как важное условие взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Похожие статьи

Организация взаимодействия детского сада с родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение

Формирование элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с учетом требований обновленной системы образования

Исследование психологической готовности детей к обучению в школе

В данной статье рассматривается психологическая готовность детей дошкольного возраста. Опытным путем доказана необходимость психологической помощи при поступлении ребенка в школу для того, чтобы устранить возможные отклонения.

Варианты психологической помощи первоклассникам в период вхождения в школьную жизнь

Осознанное родительство как важное условие взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе

В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Задать вопрос