Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 02.06.2020

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Бован, Е. Ю. Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы) / Е. Ю. Бован. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5350/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена приобщению младших дошкольников к культуре родного края через игровые технологии.

Ключевые слова: ханты, манси, родной край, ребенок, дошкольный возраст, игра.

Тема краеведения во все времена была близка человеку. С каждым прошедшим годом мы понимаем важность и необходимость изучения истории, быта и традиций родного края.

Мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе, коренные жители которого — ханты и манси. Поэтому знакомство с традиционной культурой коренных народов Севера будет способствовать не только расширению кругозора и развитию познавательного интереса у детей, но и формированию духовно-нравственных качеств, бережного отношения к культуре других этносов.

Все мы знаем, что перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задач — формирование с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Одним из направлений решения данной задачи является формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста через изучение родного края.

Успешность развития детей дошкольного возраста при знакомстве с родным краем возможна через предметную и трудовую деятельность, общение, игру. Последний компонент особенно важен, так как игра — это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Исходя из возрастных особенностей детей, работа по данному направлению носит практико-ориентированный характер и строится нами на основе метода интеграции образовательных областей по следующим направлениям:

  1. непрерывная образовательная деятельность;
  2. режимные моменты;
  3. воспитательные мероприятия (с социальными партнерами);
  4. воспитательные мероприятия (с родителями).

Так, например, при организации непрерывной образовательной деятельности, с целью развития познавательного интереса у воспитанников, в своей работе применяем такие игровые приёмы как: «Подбери ёлочку», «Кто где спит», «Бесконечная классификация», «Загадай картинку».

В содержание НОД включаем игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (например, «Для кого этот домик родной?», «Помоги малышу вернуться домой»).

Также применяем игровые технологии в режимных моментах. В нашем учреждении имеются разнообразные дидактические игры для ознакомления воспитанников с родным краем, разработанные как издательским учреждением, так и творческой инициативой педагогов, родителей. Они используются ребятами в совместной и самостоятельной деятельности, например: «Узнай по описанию», «Растения Югры», «Животный мир заповедной тайги», «Кто где обитает», «Волшебный мешочек», «Исправь ошибку», «Волшебные кубики», «Геральдика округа», «Родные места», «Коллекция», «Закончи орнамент», «Реставраторы».

Активно используем в своей работе разнообразные настольно-печатные дидактические игры «Узнай по силуэту», «Сложи картинку», «Собери грибы в корзинку», атлас — пазлы «Собери мир», атлас с наклейками «Собери животных» и др.

Организуем и проводим занятия в технике «Оригами» («Чум», «Северная собака», «Нарты», «Северный олень», «Воронёнок»), пальчиковые игры («Волшебные лапки», «Ёжика иголки», «У кого какая шуба», «Заячьи прятки», «Лесное население», «Голодная мышка», «Ёлочка зимой»), психологические этюды «Таёжные жители» (превращение в животных и передача движений и эмоций, например, злой волк, трусливый заяц), сюжетно-ролевые игры («Путешествие в Залесье», «Зачарованное озеро», «Хозяин тайги», «Захватывающий поход»), игры на развитие ориентировки в пространстве, на развитие сенсомоторных координаций, игры со строительным материалом, обучающие сюжетно-дидактические игры (обучение правилам поведения в различных ситуациях) — вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.

Наличие в группах грамотно построенной развивающей предметно-пространственной среды — уголка родного края, включающего в себя сюжетные картины, иллюстрации, тематические альбомы, трафареты для рисования, альбомы с раскрасками, лэпбуки «Большие правила юного Югорчанина», «Народные ремёсла ханты и манси», «Богатства Югры» и т. д., вызывают у детей живой интерес и желание играть — всё это стимулирует активность детей, создаёт положительный эмоциональный настрой для развития знаний о родном крае.

Через театрализованную деятельность наиболее эффективно осуществляется знакомство детей младшего дошкольного возраста с родным краем. Так, были инициированы постановки «Гордый Олень», сказки «Теремок» и «Заячья избушка», адаптированные с учётом животных нашего региона и др.

Большой интерес у ребят вызывают словесные, речевые игры, например, «Закончи предложение» (воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что…») или игра «Да — нет». Также в работе используем вопросы природоведческого характера. Неожиданными и интересными для детей становятся задания типа: «Кто быстрее посчитает, сколько берёзок на нашем участке?», «Послушайте, как чирикает воробей. Сколько раз он чирикнул?», «Узнай, сколько точек на крылышках и спинке у божьей коровки?»

Используя технологию «Сочини сам» дошкольники активно создают собственные произведения — «Сказки моего леса», «Бывает — не бывает», «Узорчатый кузовок» (о значении деревьев в жизни обских угров с применением фольклорного материала). Через применение такого рода игровых технологий осуществляется уточнение, обобщение и закрепление у детей знаний о флоре и фауне, о природе родного края.

Огромное значение для детей имеют такие режимные моменты, как прогулки, во время которых мы тоже не забываем играть, например, «Я — экскурсовод», «Четвёртый лишний», «Живая природа», «Зоопарк», «Цепочка», «Игра в слова», «С какой ветки детки», «Где что зреет», «Какого растения не стало», «Узнай и назови».

В формировании у детей позитивного эмоционального отношения к родному краю, находясь на свежем воздухе, проводим с инструктором по физической культуре простые по содержанию подвижные игры, способствующие развитию смекалки, силы, ловкости: «Медведь», «Перетяни канат», «Ловля оленей», «Рыбаки и рыбки», «Волк и оленята».

Особое внимание уделяем работе с родителями, которые являются активными участниками образовательного процесса. Они всегда с удовольствием оказывают поддержку и содействие во всех предлагаемых мероприятиях, одними из таких являются совместные с детьми и родителями мастер-классы по созданию игрового материала (кукол, игрушек, национальных атрибутов), например, «Амулет», «Хантыйский бубен», «Северяне», «Глухарь», «Ветка с шишками», «Панорама тайги

Таким образом, разнообразные игровые технологии, формы и методы работы в рамках изучения этнокультурного компонента позволяют усилить многостороннюю работу по развитию познавательной активности дошкольников, что стимулирует их к творческому поиску и развитию воображения, созданию собственных фантазийных образов, формированию широкого круга интересов, стимулирует желание попробовать свои силы в различных областях знаний.

Литература:

1. Баранов Н. Н., Горшков С. В., Зыков А. П. и др. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней. — Екатеринбург: НПМП «Волот», 1999.

2. Мифы, предания, сказки хантов и манси. — Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990.

3. Соколова З. П. Ханты и манси: взгляд из XXI века. — Наука, 2009.

4. Этномир: Образование и культура/Сборник научно-методических работ. — Выпуск 1. — Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, дошкольный возраст, игра, ребенок, бережное отношение, непрерывная образовательная деятельность, познавательный интерес, работа, формирование.

Похожие статьи

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор

В статье описывается опыт работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению игрового фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования

В статье раскрывается работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры.

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Мордовская культура как воспитательный потенциал поликультурного образования в дошкольном учреждении

В статье авторы пытаются раскрыть средства приобщения детей к культуре мордовского народа.

Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования

В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр

В статье авторы рассказывают о проблемах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры

Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре. Статья рекомендована...

Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)

В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.

Развитие дружеских отношений дошкольников посредством игровой деятельности

Статья посвящена проблеме дружбы и дружеских отношений между дошкольниками. Это обязательная форма общения детей в формирующейся группе дошкольников. Игра определяет организацию детского коллектива, поэтому очень важно, чтобы он отражал положительные...

Похожие статьи

Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к историческому наследию своего края в социокультурной среде через игровой фольклор

В статье описывается опыт работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации по применению игрового фольклора в патриотическом воспитании дошкольников.

Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования

В статье раскрывается работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры.

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Мордовская культура как воспитательный потенциал поликультурного образования в дошкольном учреждении

В статье авторы пытаются раскрыть средства приобщения детей к культуре мордовского народа.

Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования

В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством авторских игр

В статье авторы рассказывают о проблемах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры

Авторы рассказывают о значении приобщения дошкольников к народной культуре, определяют задачи работы с детьми, обозначают необходимые условия для работы, выделяют наиболее интересные формы по приобщению детей к народной культуре. Статья рекомендована...

Повышение мотивации у обучающихся младшего школьного возраста (из практики преподавателя отдельной дисциплины)

В статье автор анализирует психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также представляет практические приемы повышения уровня мотивации у обучающихся.

Развитие дружеских отношений дошкольников посредством игровой деятельности

Статья посвящена проблеме дружбы и дружеских отношений между дошкольниками. Это обязательная форма общения детей в формирующейся группе дошкольников. Игра определяет организацию детского коллектива, поэтому очень важно, чтобы он отражал положительные...

Задать вопрос