Потребность в аффилиации в межличностном общении дошкольников
Авторы: Засимская Татьяна Геннадьевна, Вяткина Галина Анатольевна, Семенова Юлия Сергеевна, Мошкина Ирина Владимировна
Рубрика: Психологическая служба
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.
Дата публикации: 04.06.2020
Статья просмотрена: 124 раза
Библиографическое описание:
Засимская, Т. Г. Потребность в аффилиации в межличностном общении дошкольников / Т. Г. Засимская, Г. А. Вяткина, Ю. С. Семенова, И. В. Мошкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5359/ (дата обращения: 16.11.2024).
Изучается стремление дошкольников быть в обществе других детей, потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с другими детьми и людьми. Доказано, что формирование аффилиации обусловлено характером взаимоотношений дошкольников с родителями. Выявлено, близость в семье приводит к снижению тревожности у дошкольников, смягчая последствия физиологического и психологического стресса.
Ключевые слова: аффилиация, дошкольники, семья, тревожность, взаимоотношения, потребность, эмоции.
Введение. Потребность дошкольников в аффилиации — это потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с другими детьми и взрослыми. От удовлетворения этой потребности во многом зависит психологическое благополучие личности ребенка. Актуальность исследования обусловлена проблемой многогранного изучения развития аффилиации у дошкольников и её диагностики. В настоящее время нет достаточной разработанности в педагогике и психологии потребности в аффилиации детей дошкольного возраста. При всем многообразии социологических исследований в области коммуникативных взаимодействий и развития общения до настоящего времени недостаточно рассматривалось изучение взаимосвязи стилей поведения в конфликте мотивации аффилиации у дошкольников. Взаимосвязь мотивов и потребностей, т. е. мотив формируется через нужду, потребность, то аффилиация — это нужда в понимании ребенка и его эмоций другими людьми, в первую очередь, родителями.
В. С. Мухина пишет: «В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье. Для ребенка семья — это источник трепетных эмоциональных переживаний» [2, с.95].
Е. М. Беспаленко акцентирует внимание на понятии «эгоречь», которое связано со стремлением человека говорить о себе, о своих проблемах и заботах, во имя реализации функций выплескивания, что весьма полезно и адаптивно в биологическом смысле [1].
Изучением потребности ребенка в общении и признании занимались многие педагоги и психологи (Б. Г. Ананьев, Г. С. Андреева,Е. М. Беспаленко, М. В. Битянова, Н. И. Бордовская, А. А. Леонтьев, И. С. Кон, Р. С. Немов, А. Д. Урсул, А. А. Реан, и др.). Через процесс общения ребенок, как и взрослый удовлетворяет собственные потребности в эмоциях и впечатлениях, в признании и поддержке, в умении понимать эмоции других людей.
Одной из острых проблем ребенка дошкольника при недостатке аффилиации — одиночество. Чувство одиночества возникает по ряду причин: в адаптационный период не может разобраться, как вести себя с окружающими в детском саду; заниженная самооценка: высокий уровень тревожности; недоверие к окружающим. И те дети, которые не могут проявить свою индивидуальность стараются избегать контактов с другими детьми и со взрослыми, происходит самоизоляция и уход в свои детские переживания. В связи с этим возникает проблема исследования — как мотивировать на реальное общение дошкольников с учетом аффилиационной составляющей.
Цель исследования — изучение мотивации аффилиации в межличностном общении у дошкольников как потребности.
Предмет исследования — аффилиация у дошкольников различных возрастных групп.
Объект исследования — потребность и мотивы аффилиации у дошкольников.
Гипотеза исследования: потребность в аффилиации у дошкольников связана со спецификой социальной ситуации развития, на которую оказывают влияние социальные, семейные, личностные, факторы.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники различных возрастных групп МБДОУ «ЦРР — Детский сад № 166» г. Воронежа. Начало исследования 2018 год. Методы исследования: образовательные кейсы; проблемные ситуации; сюжетно-ролевые игры.
Результаты и их обсуждение
Образовательные кейсы повышают интерес детей к теме обсуждения, развивают активность, коммуникативные навыки, умение слушать, вести диалог с взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию, формировать собственную точку зрения.
Суть образовательного кейса в работе с детьми заключается в том, чтобы стимулировать эмоционально-волевое развитие через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. Реальная ситуация или ситуация кейсам предполагает несколько вариантов решений и максимально приближена к личному опыту детей. Кейс-ситуации были взяты из сказок, рассказов и придуманы воспитателями.
Например, кейс ситуация «Несчастный птенчик». Описание кейса-ситуации: «Дети играли во дворе и увидели, что чья-то кошка держит в зубах живого птенца, выпавшего из гнезда. Птенец пищал и старался вырваться из зубов кошки. Дети взволновались, стали решать, как вызволить птенца. Они собрались и стали планировать спасение птенца…».
Решение кейса детям предлагается по схеме:
Используя схему, дети оценивают ситуацию, предполагают, что будет, если птенца не вызволить из беды и ищут решение по спасению. Вариантов предлагается множество: обмануть кошку; отвлечь кошку чем-то вкусным; позвать на помощь взрослых и т. д. В конечном итоге птенец спасён, и дети решают, что его нужно показать ветеринару. В процессе решения кейсов воспитатель наблюдает за активностью детей, их потребностью быть причастными к событию.
Что относительно второго метода исследования — проблемные ситуации по С. Л. Рубинштейну, то они касались эмоционально-нравственных норм поведения.
Сюжетно-ролевые игры служили констатирующим экспериментом, по взаимодействию в игре оценивалась потребность в аффилиации каждого ребенка.
Потребность аффилиации в межличностном общении у дошкольников изучалась при проведении образовательных событий и занятий, указанных выше с использованием метода научного наблюдения (все данные потребности в аффилиации отражались в журнале наблюдений).
В таблице приведены сравнения критериев аффилиации в 2018 году и феврале 2020 года. Данные обобщены и имеют результат среднего арифметического значения. Для удобства были взяты только 5 критериев.
Таблица 1
Сравнительный анализ мотивации аффилиации вмежличностном общении удошкольников как потребности
№ |
Критерии |
2018 г |
2020 г. |
1 |
Трудно адаптируется и сходится с другими детьми |
3,67 |
4,45 |
2 |
Стесняются обратиться за помощью к воспитателю или другим детям |
3,32 |
4,49 |
3 |
Старается не конфликтовать, предпочитает одиночество |
2,74 |
3,45 |
4 |
Нуждается в любви и внимании родителей |
4,67 |
4,78 |
5 |
Переживает из-за того, что с ним не хотят дружить дети |
3,89 |
4,23 |
По данной шкале изучалась эмоция страха отвержения и неприятия другими детьми или взрослыми. Каждый наблюдаемый поступок оценивался 1 балл. Чем выше был, тем более сильно выражена потребность в аффилиации. Полученные данные показали, что большинство детей имеет потребность в аффилиации. Многие не ощущают своей значимости для собственных родителей, хотя внешне выглядят семьи как благополучные, а родители заботливые. Дети объясняют, что родители мало с ними общаются, дома заняты своими делами.
Вывод. Проведенное исследование показало, что большинство детей нуждается в реальном общении с родителями и сверстниками. Не у всех детей удовлетворяется потребность быть в обществе детей и иметь роль «лидера», быть «лучшим». Очевидно, это связано с самооценкой, которую формируют в данном возрасте детям взрослые. В связи с полученными данными планируется совместная работа с педагогом-психологом по психолого-педагогическому сопровождению детей с потребностью в аффилиации.
Литература:
- Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: /В. С. Мухина//учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание. Издательский центр «Академия» Москва. — 656 с.
Похожие статьи
Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации
Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста
На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...
Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии
В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать не...
Коррекция отклоняющегося поведения у старших дошкольников в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации
Уделяется внимание фактору, накладывающему отпечаток на характер поведения ребенка и его отношения с другими людьми. Выявлено, что акцентуации характера, как психологический и биологический фактор могут стать причиной отклоняющегося поведения. Доказа...
Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений
Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...
Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения
В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...
Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект
В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...
Успешная социальная адаптация дошкольников как фактор здоровьесбережения
Статья посвящена изучению взаимосвязи социальной адаптации дошкольников с психосоматическими заболеваниями. Выявлено, что дети, легко приспособившиеся к социальным условиям детского сада с удовольствием, посещают образовательную организацию, болеют р...
Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций
Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...
Похожие статьи
Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации
Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста
На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...
Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии
В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать не...
Коррекция отклоняющегося поведения у старших дошкольников в деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации
Уделяется внимание фактору, накладывающему отпечаток на характер поведения ребенка и его отношения с другими людьми. Выявлено, что акцентуации характера, как психологический и биологический фактор могут стать причиной отклоняющегося поведения. Доказа...
Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений
Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...
Межличностная коммуникация как важная составляющая детей подросткового возраста с нарушениями зрения
В статье рассматриваются особенности межличностного взаимодействия подростков с нарушениями зрения, роль межличностных отношений в их жизни. Выделены особенности общения нормотипичных детей, детей с патологией, а также особенности коммуникации между ...
Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект
В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...
Успешная социальная адаптация дошкольников как фактор здоровьесбережения
Статья посвящена изучению взаимосвязи социальной адаптации дошкольников с психосоматическими заболеваниями. Выявлено, что дети, легко приспособившиеся к социальным условиям детского сада с удовольствием, посещают образовательную организацию, болеют р...
Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций
Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...