Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Растения, которые лечат»
Автор: Родина Наталия Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.
Дата публикации: 05.06.2020
Статья просмотрена: 859 раз
Библиографическое описание:
Родина, Н. Н. Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Растения, которые лечат» / Н. Н. Родина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5362/ (дата обращения: 19.12.2024).
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Р. Рождественский
Срок: краткосрочный (4 недели).
Тип: познавательный.
Цель: Привлечение внимания детей к проблеме потери знаний о лекарственных растениях. Ознакомление дошкольников с многообразием лекарственных растений и их целительными свойствами для организма человека.
Задачи:
- Изучить с детьми внешний вид лекарственных растений и их целебные свойства.
- Провести с детьми эксперименты по практическому использованию целебных растений в лечебных и профилактических целях для сохранения здоровья.
- Развивать у детей навыки самостоятельной работы и умение делать выводы.
- Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природе.
Методы исследования:
– Словесные: беседа, чтение художественной литературы, консультация для родителей, объяснение, словесная инструкция, вопросы проблемно-поискового характера.
– Наглядные: рассматривание растений, иллюстраций, наблюдения.
– Практические: сбор лекарственных трав, рисование, оформление альбома о лекарственных растениях, экспериментирование — применение лекарственных трав детьми.
Участники проекта:
– Дети старшего дошкольного возраста (6–7лет);
– Воспитатели;
– Родители.
Планируемый результат:
Дети знают:
– Виды лекарственных растений, способы их сбора и применения.
– Значение лекарственных растений в жизни человека.
– Стихи о лекарственных растениях.
Дети умеют:
– Отличать лекарственные растения от других видов.
– Соблюдать правила поведения в природе.
– Проявлять любознательность, стремление узнать больше о целебном мире растений.
Этапы и сроки проведения проекта:
Первый этап (подготовительный) — 1 неделя.
– Анализ и подбор литературы: методической, художественной.
– Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
– Чтение детям литературы о лекарственных растениях и рассматривание иллюстраций с их изображением. Беседа о пользе лекарственных трав и местах их произрастания.
– Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта.
– Определение тематики проблемных вопросов.
– Подбор дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.
– Оформление дидактического материала: альбома загадок о лекарственных растениях; лото и т. д.
– Разработка памятки «Сборщику лекарственных трав» (см. Приложение).
– Подбор инвентаря для сбора целебных трав.
– Проведение диагностических методик на выявление знаний детей о лекарственных растениях.
Второй этап (практический) — 2 недели.
– Беседа «Растения, которые лечат».
Цель: выявить уровень знаний дошкольников о лекарственных растениях, уточнить и приумножить представления о мире целебных растений, их пользе для человека.
– Чтение «Сказки о лекарственных растениях» М. А. Кузнецовой, А. С. Резниковой, рассказов А.Плешакова «Зеленые страницы», «Энциклопедии лекарственных растений» и т. д.
Цель: обогащать знания детей о мире лекарственных растений, развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.
– Дидактическая игра «Узнай и назови».
Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
– Дидактическая игра «Съедобное — несъедобное».
Цель: закрепить знания детей о ядовитых и лекарственных растениях.
– Дидактическая игра «Растения — доктора простудных заболеваний».
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках лекарственных растений, помогающих при простудных заболеваниях.
– Подвижно-дидактическая игра «Кто быстрее найдет растение по названию».
Цель: упражнять детей в быстром нахождении лекарственного растения по названию, ориентироваться в пространстве
– Дидактическая игра «Интервью с лекарственными растениями».
Цель: развивать эмоционально-чувственную сферу личности старших дошкольников в процессе познания ими природы.
– Дидактическая игра «Определи по запаху».
Цель: учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.
– Дидактическая игра «Вершки и корешки».
Цель: закрепить представления детей о том, какие части растений используются для лечения.
– Дидактическая игра «Третий лишний».
Цель: учить детей отличать растения по их значению для человека.
– Экскурсия по территории детского сада.
Цель: познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений, способами их сбора.
– Наблюдение «Строение растения».
Цель: уточнить знания детей о частях растения.
– Рисование «Ромашки».
Цель: учить передавать характерные особенности растения и свои впечатления об изучаемом объекте в рисунке.
– Аппликация «Одуванчик».
Цель: учить детей передавать характерные особенности растения: удлиненные зубчатые, зеленые листья и желтые, пушистые цветы.
– Сбор лекарственных растений и их высушивание — дети собирают вместе с родителями, воспитателями и самостоятельно (самостоятельная деятельность детей).
– Оформление гербария «Лекарственные растения» (с помощью родителей).
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений с их назначением; привлекать родителей в процесс экологического воспитания детей.
– Оформление альбома «Зеленая аптека» (с описанием).
Цель: привлекать родителей в работу по проекту, в процесс экологического воспитания детей.
– Дидактическая игра «Что лечит это растение?»
Цель: закрепить умение детей узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.
Третий этап (заключительный) — 1 неделя.
– Фитобар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом).
Цель: подведение итогов проекта, уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях. Обмен мнением детей, выводы детей о лекарственных растениях.
– Проведение диагностических методик на выявление знаний детей о лекарственных растениях.
В процессе работы над проектом детьми были изучены, собраны и использованы следующие лекарственные растения: одуванчик, крапива, календула, мать-и-мачеха, мята, пижма, подорожник, ромашка, тысячелистник, душица.
Дети вместе с воспитателем изучили целебные свойства каждого растения и проверили на себе. Выводы детей по результатам использования лекарственных растений после двухнедельного применения: у Димы, Кати и Оли, после применения настоя ромашки, перестало болеть горло. Настой одуванчика улучшил аппетит у Коли, Лены, Тани. Настой из мяты излечил Леру от головной боли. Подорожник быстро помог залечить ссадины у Вовы. Отвар крапивы сделал длинные волосы Ирины крепкими и блестящими. Лекарственные растения помогут человеку выздороветь без лекарств и врачей.
Пейте чай из мяты, добавляйте в щи крапиву, делайте салаты; одуванчик вам улучшит аппетит, сладким медом угостит, а ромашка обезболит, воспаленье остановит, раны заживит и здоровье возвратит.
«Всем, кто хочет быть здоров, обойтись без докторов: знайте, собирайте и употребляйте лекарственные растения целебного назначения».
Фитотерапия — метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений и комплексных препаратов из них.
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта «Растения, которые лечат» дошкольникам предоставлялась необходимая информация о пользе и значении целебных растений для человека. В процессе работы проекта у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, сформировались представления о правилах поведения в природе.
Реализация проекта проходила в тесной взаимосвязи с родителями дошкольников, что способствовало их осознанию необходимости работы по экологическому воспитанию в семье — соблюдение правил поведения в природе, расширения кругозора детей.
Для родителей воспитанников были оформлены буклеты на тему: «Лекарства от природы» (о лекарственных растениях).
Итоги проекта мною были отражены в презентации «Лечение без врачей» (о лекарственных растениях).
В ходе работы над данным экологическим проектом предполагаемые результаты были достигнуты:
– воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, экологически грамотное отношение поведение, доброту и отзывчивость.
– расширение кругозора и пополнение словарного запаса дошкольников;
– расширение и углубление представлений детей о лекарственных растениях, их полезных свойствах для человека и применении их на практике;
– обогащение опыта детей в уходе за растениями, методами их сбора и заготовки без ущерба для природы;
– развитие воображения, мышления, любознательности у дошкольников в ходе поисково-познавательной деятельности экологического проекта;
– формирование навыков элементарной исследовательской деятельности у детей в процессе проекта;
– развитие любознательности и наблюдательности, впечатлений детей от проекта отразились в их рисунках и других видах продуктивной деятельности.
Вывод: На основании итоговданногоэкологическогопроекта «Растения, которые лечат» мы убедились, что он положительно повлиял на формирование и воспитание дошкольников. Дети стали более самостоятельными в процессе работы над проектом, а их отношение к окружающему миру — более осознанным. Природа дала все травы для излечения и только от человека зависит, воспользуется он ими или нет. Можно сказать, что природа — это великий учитель и целитель для человека.
Очень верны слова Луксория (6 век н. э.): «Я полагаю, что сад — это неба частица, где правят боги: ведь травам дано самую смерть победить»
Приложение
Памятка «Сборщику лекарственных растений».
– Лекарственные растения собирают в солнечную погоду: листья и стебли — во время цветения, цветы — в начале цветения, плоды — в период полного созревания, корни — осенью.
– Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
– Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
– Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
– Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.
– В природе встречаются ядовитые растения, которые нельзя нюхать, пробовать на вкус, рвать. Они ядовиты! Растительные яды в малых дозах используют как лекарства.
Лекарственные растения (Р. Белая)
Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой разбирались, кто же прав:
Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней,
«Я черники много лучше», — земляника говорит,-
Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит,
Ещё жажду утоляю, и желудку помогаю,
Мой лекарственный настой — от простуд рецепт простой.
Я давление снижаю, биться сердцу помогаю,
Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!»
Возразила ей черника: «Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я — на сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей,
Обладаю я уменьем лечить горло у детей.
При гастрите и колите мой настой поможет всем,
При ожогах, стоматите, всех избавлю от проблем!»
Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.
Он сказал: «Все вы полезны, вы — лекарства для людей,
Помогаете от болезней, только каждый от своей.
Спорить быстро перестаньте, и не тратьте время зря,
А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»
***
«Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезней травы!»
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Лекарственные растения