Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Растения, которые лечат» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 05.06.2020

Статья просмотрена: 859 раз

Библиографическое описание:

Родина, Н. Н. Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Растения, которые лечат» / Н. Н. Родина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5362/ (дата обращения: 19.12.2024).



Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Р. Рождественский

Срок: краткосрочный (4 недели).

Тип: познавательный.

Цель: Привлечение внимания детей к проблеме потери знаний о лекарственных растениях. Ознакомление дошкольников с многообразием лекарственных растений и их целительными свойствами для организма человека.

Задачи:

  1. Изучить с детьми внешний вид лекарственных растений и их целебные свойства.
  2. Провести с детьми эксперименты по практическому использованию целебных растений в лечебных и профилактических целях для сохранения здоровья.
  3. Развивать у детей навыки самостоятельной работы и умение делать выводы.
  4. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природе.

Методы исследования:

Словесные: беседа, чтение художественной литературы, консультация для родителей, объяснение, словесная инструкция, вопросы проблемно-поискового характера.

Наглядные: рассматривание растений, иллюстраций, наблюдения.

Практические: сбор лекарственных трав, рисование, оформление альбома о лекарственных растениях, экспериментирование — применение лекарственных трав детьми.

Участники проекта:

– Дети старшего дошкольного возраста (6–7лет);

– Воспитатели;

– Родители.

Планируемый результат:

Дети знают:

– Виды лекарственных растений, способы их сбора и применения.

– Значение лекарственных растений в жизни человека.

– Стихи о лекарственных растениях.

Дети умеют:

– Отличать лекарственные растения от других видов.

– Соблюдать правила поведения в природе.

– Проявлять любознательность, стремление узнать больше о целебном мире растений.

Этапы и сроки проведения проекта:

Первый этап (подготовительный) — 1 неделя.

– Анализ и подбор литературы: методической, художественной.

– Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

– Чтение детям литературы о лекарственных растениях и рассматривание иллюстраций с их изображением. Беседа о пользе лекарственных трав и местах их произрастания.

– Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта.

– Определение тематики проблемных вопросов.

– Подбор дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

– Оформление дидактического материала: альбома загадок о лекарственных растениях; лото и т. д.

– Разработка памятки «Сборщику лекарственных трав» (см. Приложение).

– Подбор инвентаря для сбора целебных трав.

– Проведение диагностических методик на выявление знаний детей о лекарственных растениях.

Второй этап (практический) — 2 недели.

– Беседа «Растения, которые лечат».

Цель: выявить уровень знаний дошкольников о лекарственных растениях, уточнить и приумножить представления о мире целебных растений, их пользе для человека.

– Чтение «Сказки о лекарственных растениях» М. А. Кузнецовой, А. С. Резниковой, рассказов А.Плешакова «Зеленые страницы», «Энциклопедии лекарственных растений» и т. д.

Цель: обогащать знания детей о мире лекарственных растений, развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.

– Дидактическая игра «Узнай и назови».

Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.

– Дидактическая игра «Съедобное — несъедобное».

Цель: закрепить знания детей о ядовитых и лекарственных растениях.

– Дидактическая игра «Растения — доктора простудных заболеваний».

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках лекарственных растений, помогающих при простудных заболеваниях.

– Подвижно-дидактическая игра «Кто быстрее найдет растение по названию».

Цель: упражнять детей в быстром нахождении лекарственного растения по названию, ориентироваться в пространстве

– Дидактическая игра «Интервью с лекарственными растениями».

Цель: развивать эмоционально-чувственную сферу личности старших дошкольников в процессе познания ими природы.

– Дидактическая игра «Определи по запаху».

Цель: учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них.

– Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Цель: закрепить представления детей о том, какие части растений используются для лечения.

– Дидактическая игра «Третий лишний».

Цель: учить детей отличать растения по их значению для человека.

– Экскурсия по территории детского сада.

Цель: познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений, способами их сбора.

– Наблюдение «Строение растения».

Цель: уточнить знания детей о частях растения.

– Рисование «Ромашки».

Цель: учить передавать характерные особенности растения и свои впечатления об изучаемом объекте в рисунке.

– Аппликация «Одуванчик».

Цель: учить детей передавать характерные особенности растения: удлиненные зубчатые, зеленые листья и желтые, пушистые цветы.

– Сбор лекарственных растений и их высушивание — дети собирают вместе с родителями, воспитателями и самостоятельно (самостоятельная деятельность детей).

– Оформление гербария «Лекарственные растения» (с помощью родителей).

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений с их назначением; привлекать родителей в процесс экологического воспитания детей.

– Оформление альбома «Зеленая аптека» (с описанием).

Цель: привлекать родителей в работу по проекту, в процесс экологического воспитания детей.

– Дидактическая игра «Что лечит это растение?»

Цель: закрепить умение детей узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

Третий этап (заключительный) — 1 неделя.

– Фитобар (дегустация лекарственных чаев и беседа за круглым столом).

Цель: подведение итогов проекта, уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях. Обмен мнением детей, выводы детей о лекарственных растениях.

– Проведение диагностических методик на выявление знаний детей о лекарственных растениях.

В процессе работы над проектом детьми были изучены, собраны и использованы следующие лекарственные растения: одуванчик, крапива, календула, мать-и-мачеха, мята, пижма, подорожник, ромашка, тысячелистник, душица.

Дети вместе с воспитателем изучили целебные свойства каждого растения и проверили на себе. Выводы детей по результатам использования лекарственных растений после двухнедельного применения: у Димы, Кати и Оли, после применения настоя ромашки, перестало болеть горло. Настой одуванчика улучшил аппетит у Коли, Лены, Тани. Настой из мяты излечил Леру от головной боли. Подорожник быстро помог залечить ссадины у Вовы. Отвар крапивы сделал длинные волосы Ирины крепкими и блестящими. Лекарственные растения помогут человеку выздороветь без лекарств и врачей.

Пейте чай из мяты, добавляйте в щи крапиву, делайте салаты; одуванчик вам улучшит аппетит, сладким медом угостит, а ромашка обезболит, воспаленье остановит, раны заживит и здоровье возвратит.

«Всем, кто хочет быть здоров, обойтись без докторов: знайте, собирайте и употребляйте лекарственные растения целебного назначения».

Фитотерапия — метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений и комплексных препаратов из них.

Итоги проекта:

В ходе реализации проекта «Растения, которые лечат» дошкольникам предоставлялась необходимая информация о пользе и значении целебных растений для человека. В процессе работы проекта у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, сформировались представления о правилах поведения в природе.

Реализация проекта проходила в тесной взаимосвязи с родителями дошкольников, что способствовало их осознанию необходимости работы по экологическому воспитанию в семье — соблюдение правил поведения в природе, расширения кругозора детей.

Для родителей воспитанников были оформлены буклеты на тему: «Лекарства от природы» (о лекарственных растениях).

Итоги проекта мною были отражены в презентации «Лечение без врачей» (о лекарственных растениях).

В ходе работы над данным экологическим проектом предполагаемые результаты были достигнуты:

– воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, экологически грамотное отношение поведение, доброту и отзывчивость.

– расширение кругозора и пополнение словарного запаса дошкольников;

– расширение и углубление представлений детей о лекарственных растениях, их полезных свойствах для человека и применении их на практике;

– обогащение опыта детей в уходе за растениями, методами их сбора и заготовки без ущерба для природы;

– развитие воображения, мышления, любознательности у дошкольников в ходе поисково-познавательной деятельности экологического проекта;

– формирование навыков элементарной исследовательской деятельности у детей в процессе проекта;

– развитие любознательности и наблюдательности, впечатлений детей от проекта отразились в их рисунках и других видах продуктивной деятельности.

Вывод: На основании итоговданногоэкологическогопроекта «Растения, которые лечат» мы убедились, что он положительно повлиял на формирование и воспитание дошкольников. Дети стали более самостоятельными в процессе работы над проектом, а их отношение к окружающему миру — более осознанным. Природа дала все травы для излечения и только от человека зависит, воспользуется он ими или нет. Можно сказать, что природа — это великий учитель и целитель для человека.

Очень верны слова Луксория (6 век н. э.): «Я полагаю, что сад — это неба частица, где правят боги: ведь травам дано самую смерть победить»

Приложение

Памятка «Сборщику лекарственных растений».

– Лекарственные растения собирают в солнечную погоду: листья и стебли — во время цветения, цветы — в начале цветения, плоды — в период полного созревания, корни — осенью.

– Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

– Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

– Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

– Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

– В природе встречаются ядовитые растения, которые нельзя нюхать, пробовать на вкус, рвать. Они ядовиты! Растительные яды в малых дозах используют как лекарства.

Лекарственные растения (Р. Белая)

Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.

Как черника с земляникой разбирались, кто же прав:

Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней,

«Я черники много лучше», — земляника говорит,-

Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит,

Ещё жажду утоляю, и желудку помогаю,

Мой лекарственный настой — от простуд рецепт простой.

Я давление снижаю, биться сердцу помогаю,

Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!»

Возразила ей черника: «Я полезней, спору нет.

Потому что для людей я — на сто бед один ответ.

Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей,

Обладаю я уменьем лечить горло у детей.

При гастрите и колите мой настой поможет всем,

При ожогах, стоматите, всех избавлю от проблем!»

Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.

Он сказал: «Все вы полезны, вы — лекарства для людей,

Помогаете от болезней, только каждый от своей.

Спорить быстро перестаньте, и не тратьте время зря,

А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»

***

«Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезней травы!»

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

Лекарственные растения

https://healthilytolive.ru/wp-content/uploads/2016/10/polza_oduvanchika-3.jpg 018

a81b3804b5339aa00c56884f91924e49 https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/936467/1d4534bf-9210-4e00-a270-dc5c78adb414/s1200?webp=false

slide_7 large

Основные термины (генерируются автоматически): растение, Дидактическая игра, ребенок, природа, трава, бережное отношение, знание детей, характерная особенность растения, художественная литература, экологический проект.
Задать вопрос