Пересказ как средство развития монологической речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пересказ как средство развития монологической речи / Н. В. Агеева, Л. П. Беспарточная, И. А. Крамная [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5370/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие связной речи является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Обладая развитой связной речью, учащийся может давать полные, развернутые ответы на вопросы школьной программы. Он умеет аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Такому учащемуся будет легко писать изложения или сочинение. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили в наше время детям живое общение. Они не желают читать, речевой опыт у них ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна. Детей надо учить монологической речи, потому что они редко слышат её в повседневной жизни, так как взрослые чаще всего в разговоре с ними используют форму диалога.

Овладение связной монологической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Одним из методов обучения монологической речи является пересказ. Пересказ — это воспроизведение прослушанного художественного произведения- рассказа или сказки в устной речи. Он является первым видом рассказов, которому начинают учить детей в детском саду. Для того, чтобы обучить детей рассказыванию методом пересказа, необходимо настроить всю работу на достижение такого уровня языкового развития детей, который поможет ребенку при составлении различных видов развернутых высказываний. А для этого необходимо:

− Развивать у детей направленное восприятие речи педагога и внимание к речи других детей;

− Формировать установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога;

− Закреплять навыки в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений;

− Формировать умение адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия;

− Помочь детям усваивать ряд языковых средств, прежде всего лексические (слова определения, глагольная лексика)

Большая роль при пересказе отводится наглядности. При обучении пересказу детей младшего возраста можно применять опорные картинки к произведению. Используя текст сказки, выкладываются иллюстрации к ней в определенной последовательности, и дети, глядя на картинки, пересказывают произведение. Благодаря систематическому применению картинок при обучении пересказу, дошкольники научатся раскладывать картинки в заданной последовательности и по ним составлять пересказ произведения.

При обучении детей пересказу можно использовать и мнемотаблицы. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

− Развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;

− На перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

− Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Преобразование абстрактных символов в образы.
  3. Пересказ произведения с опорой на символы (образы).
  4. Изображение графической зарисовки мнемотаблицы.
  5. Таблица воспроизводится ребенком при её показе ему.

При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Например, можно спросить у детей «Какая сказка «спряталась» в таблицу»? Про кого эта сказка?»

При обучении пересказу с использованием мнемотаблицы следует наметить план, в котором включают следующие пункты:

− Чтение текста без установки на пересказ;

− Разбор текста в вопросной — ответной форме;

− Повторное чтение текста с установкой на пересказ;

− Объяснение условных обозначений таблицы;

− Пересказ текста детьми с опорой на мнемотаблицу.

При планировании пересказа детьми младшего возраста с опорой на мнемотаблицу, следует учитывать, что у детей данного возраста в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята желтого цвета, мышка серая, солнышко желтое и красное и т. д. Поэтому лучше всего детям предлагать цветные мнемотаблицы. А чем старше возраст, тем более схематичным может становиться изображение в мнемотаблице. При выборе произведения для пересказа следует обратить внимание на сюжет и на язык произведения. Требования к сюжету произведения:

− Должен иметь воспитательное значение;

− Быть доступным по содержанию;

− Быть близким жизненному опыту, чтобы ребенок мог отразить личное отношение к событиям;

− С ярко выраженной последовательностью событий;

− С четкой композицией;

− Иметь персонажей с ярко выраженными чертами характера;

− Мотивы поступков героев должны быть понятны детям.

Язык произведения должен быть:

− С доступным детям словарем;

− С небольшими короткими и четкими фразами;

− С отсутствием сложных грамматических форм;

− С несложными формами прямой речи;

− С ярко окрашенными выразительными средствами языка.

При выборе произведения следует также учитывать его объем. Всем этим требованиям соответствует народные сказки, небольшие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. И. Пришвина, В.Бианки, Е.Пермяка и др.

Детям очень нравится пересказывать произведения, им можно предложить следующие виды пересказа:

− Пересказ по иллюстрациям;

− Пересказ с использованием фланелеграфа;

− Пересказ по серии сюжетных картин;

− Пересказ по ролям;

− Пересказ по частям;

− Пересказ по плану, предложенному воспитателем;

− Пересказ по мнемотаблицам.

Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передается замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Поэтому важно обращать внимание на то, что ребенок при пересказе Сказки, не должен использовать в речи книжные или очень современные слова, так как стиль сказки будет нарушен. А при пересказе авторских произведений в речи дошкольника не должны использоваться словарные обороты из русских народных сказок. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. Дети приобщаются к подлинно художественной речи. Запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Важно, чтобы при обучении пересказу возникали благоприятные условия для общения, содержанием которого является изложение текстов сказок, рассказов. Различными приемами воспитатель побуждает детей к тому, чтобы они передавали прочитанное понятно, четко, ясно, умели адресовать свою речь тем, кто их слушает, могли уточнить, дополнить ответы рассказчиков, проявляя к товарищам доброжелательное, заинтересованное отношение. Старшие дошкольники, как показала практика, длительное время удерживают в памяти не только суть прочитанного, но и языковую форму произведения. С помощью пересказа дети глубже и полнее усваивают рассказы о природе, учатся зорче вглядываться в цвет неба, листву деревьев, полет птиц, отыскивать новое в знакомом и говорить о нем интересно, образно. В работе с детьми подготовительной к школе группы особое внимание нужно уделять формированию первоначальных навыков учебной деятельности — умение слушать речь других детей и педагога, понимать её, запоминать, действовать согласно указаниям воспитателя. Накапливаемый опыт речевого общения имеет немаловажное значение в подготовке детей к школе.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что пересказ литературных произведений в речевой практике старших дошкольников занимает большое место. Чем лучше усваивает ребенок различные способы пересказа, тем значительнее его успехи в овладении монологической речью.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
  2. Бабаева Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». СПб: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2019.-352 с.
  3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников М.: Мозаика Синтез, 2015. — 108 с.
  4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика Синтез, 2015. — 77 с.
  5. Жукова О. Г., Трушнина Г. И., Федорова.Е. Г. Азбука «Ау!». СПб: Детство-Пресс, 2008. — 144 с.
  6. Журнал «Дошкольная педагогика». СПб: Детство-Пресс, 2008.- № 1.- 80 с.
  7. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. И: Творческий Центр «Сфера», 2017.- 95 с.
  8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. М.: Творческий Центр «Сфера», 2002.- 222 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пересказ, монологическая речь, выбор произведения, картинка, младший возраст, пересказ произведения, произведение, речь, язык произведения.
Задать вопрос