Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Помните! Через века, через года, — помните…» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Помните! Через века, через года, — помните…» / А. Н. Иванова, Е. С. Шалтынова, В. В. Осипова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 60-65. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5372/ (дата обращения: 19.12.2024).



Образовательная область: «Познавательное развитие».

Программное содержание:

– Помочь детям ощутить чувство сопричастности к памятным событиям страны, осознать значение долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости.

– Обогащение жизненного опыта детей историческими событиями через произведения искусства.

– Познакомить с ветеранами Великой Отечественной войны, живущими в нашем городе.

– На примере конкретных исторических событий и личностей, воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству.

– Развивать познавательную активность, любознательность.

– Развивать у детей умение соотносить действия и события прошлого с современностью, делать умозаключения, выводы.

– Обогащать словарный запас детей новыми понятиями (знамя).

Материал к занятию:

– Фотографии ветеранов ВОВ, живущих в нашем городе.

– Фотография «Знамя над Рейхстагом».

– Фотографии памятников погибшим в Великой отечественной войне.

– Дуги, мягкие мячи, диски.

– Грамзапись песни «Вечный огонь».

– Колоски.

Разрезные картинки.

Предварительная работа:

– Рассматривание фотографии «Знамя над Рейхстагом».

– Беседы с детьми на темы «Звезда победы», «Мои знаменитые земляки».

– Выставка детских рисунков «Этих дней не смолкнет слава!»

Экскурсия в музей боевой славы.

Ход занятия:

Воспитатель :

Все дальше и дальше, и дальше

От нас сорок первый тот год

Но память о нем сохраняет

В сердцах победивший народ.

Без малого четыре года

Гремела грозная война

В войне с фашизмом, черной силой

Сумела выстоять страна

Сумела, выстояла, победила,

Европу от чумы коричневой спасла

Несокрушимая, неведомая сила

Что в наших дедах, прадедах жила.

И не секрет, что наше поколенье

Не знает страшных ужасов войны,

Но к теме той сегодня непременно

Мы обратиться все-таки должны

Все дальше и дальше, и дальше

От нас сорок пятый тот год.

Достоин жить лучше и краше

В войне победивший народ.

И в этот майский, славный

День Победы,

Что стал давно для всех

Священным днем,

Вновь ордена надели наши деды

Мы им привет горячий дружно шлем.

Воспитатель : На фронтах Великой Отечественной воевали более двухсот тысяч жителей Чувашии, половина из них погибли (слайд 2). Каждый второй из невернувшихся — пропал без вести. Более пятидесяти тысяч фронтовиков отмечены боевыми орденами и медалями. 71 воин Чувашии удостоен (и 19 из них — посмертно) звания Героя Советского Союза, причем 51 из них был в возрасте до 28 лет. Кроме того, звание Героя Советского Союза было присвоено 22 воинам чувашской национальности, родившимся и проживавшим за пределами республики. 16 воинов Чувашии — полные кавалеры ордена Славы. Медалью «За взятие Берлина» награжден 3261 человек. За годы войны на фронт ушла почти дивизия женщин (6560 человек). А первая группа из 36 добровольцев-медсестер отправилась на фронт уже 23 июня 1941 года. Ребята, а не хотите и вы блеснуть своей доблестью?

Эстафета «Оборона» — дети делятся на две команды. По сигналу воспитателя играющие по очереди подлезают под дугой, обегают «мины» (диски, лежащие на полу) и бросают в танк, нарисованный на щите «гранату» (мягкий мячик). Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Воспитатель : Война напрямую не задела Чувашию и ее столицу, лишь однажды, осенью 1941г., Чебоксары были подвергнуты бомбардировке. Но и здесь были приметы военного времени: люди в форме, штабы формирующихся стрелковых дивизий, эвакогоспитали. В годы войны в республику прибыли и были размещены более 70 тысяч эвакуированных, в том числе около 28 тысяч детей. В республике действовало 17 тыловых госпиталей для раненых. Из прифронтовых районов перебазировано 28 заводов, фабрик и цехов. Трудящиеся республики внесли в фонд обороны и на строительство боевой техники около 170 млн рублей. Высоко оценен и труд тех, кто трудился в тылу — более 400 передовиков промышленности, транспорта и сельского хозяйства были удостоены орденов и медалей Советского Союза, более 120 тысяч человек награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг». Чувашия, как тыловой регион, обеспечивала фронт воинами, вооружением и снаряжением, продовольствием. Посмотрим, а как с такой задачей вы, ребята, можете справиться.

Игра «Кто больше соберет колосков» На полу рассыпаны бутафорские колоски. Дети по сигналу начинают их собирать. Побеждает ребенок, собравший наибольшее количество колосков.

Воспитатель : В настоящее время в Чувашии проживают более 6 тысяч участников и инвалидов Великой Отечественной войны, около 11 тысяч вдов погибших и умерших участников войны, около 50 тысяч тружеников тыла военных лет. Ребята кто из вас помнит пословицы и поговорки на армейскую тему?

Дети : Будем Родину любить ….(будем в армии служить)

Жить -… (Родине служить)

Трудно в ученье….(легко в бою)

Один в поле ….(не воин)

Один за всех…..(все за одного)

Щи да каша… (пища наша)

Чем крепче дружба…..(тем легче служба)

Служба службой, а табачок врозь.

Воспитатель : Скажите, кто из вас помнит стихотворение про флажок?

Дети : Горит на солнышке флажок, как будто я его зажег.

Воспитатель: Окаком флажке можно сказать, будто он горит как огонек? О чем может напомнить синий цвет? Белый цвет? (дети отвечают). У слова «флаг» есть слово близкое по значению. Кто знает, какое слово можно употребить вместо слова «флаг»?

Дети: Знамя.

Воспитатель: Слово «флаг» появилось в России во времена Петра Первого. Слово «знамя» намного старше. Оно торжественное, а полотнище знамени обязательно большое. Флаг может быть маленьким, а знамя — нет. Под знаменами сражались воины в бою. Случалось, что люди отдавали свои жизни только за то, чтобы спасти знамя, не позволить врагам захватить его. В битве водружение знамени над вражеским станом означало победу.Посмотрите на эту фотографию, она называется «Знамя над Рейхстагом». Что происходит, какой момент запечатлел фотограф?

Дети рассказывают: Два солдата взбираются на здание, чтобы водрузить над ним красное знамя. Это бойцы нашей армии, сражавшиеся против фашистов. Фашисты захватили много стран, они убивали людей, сжигали города и деревни. Но наша армия разгромила фашистов, освободила родную землю и другие страны, в том числе и Германию. Во время боя, в Берлине, два наших солдата сумели взобраться на крышу Рейхстага и установили там красное знамя. Красный флаг в то время был символом нашего государства, и когда красное знамя водрузили над Рейхстагом, то это означало победу нашей страны в Великой Отечественной войне.

Воспитатель: Красная полоса на нашем государственном флаге напоминает нам об этом знамени Победы, о людях, погибших в войне с фашистами. Вот как описывает это событие поэт:

И вот уже у стен Рейхстага

Ожесточенный бой кипит,

Советских воинов отвага

В последней схватке победит.

И над фашистскою столицей,

Пронзая синеву насквозь,

Как вестник славы, вольной птицей,

Победы знамя вознеслось.

Воспитатель: Главная улица нашего города называется улица Винокурова а названа она в честь танкиста Винокурова Вячеслава Петровича (1913–1942). В 30-х годах он окончил бронетанковую школу, служил на Дальнем Востоке, участвовал в боях с японскими захватчиками у озера Хасан. В 1938 году ему первому из Чувашии присвоено звание Героя Советского Союза. В Великую Отечественную войну В. П. Винокуров служил в штабе Западного фронта, командовал 200-й бронетанковой бригадой. Участвовал в боях под Москвой и на Смоленщине. 30 ноября 1942 года геройски погиб под г. Сычевка Смоленской области, где нашему земляку — танкисту установлен памятник.

Воспитатель: Какие еще улицы нашего города названы именами героев Великой отечественной войны?

Дети: Улица Жени Крутовой — названа в честь выпускницы Чебоксарского аэроклуба. В годы Великой Отечественной войны Женя Крутова сражалась в составе ночного легкобомбардировочного авиационного полка. Была командиром звена. Погибла при выполнении боевого задания.

Воспитатель: В нашем городе, живут люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах. Вот некоторые из них.

Глянь на живых,

Пока они живые…

Запомни шрамы их и седину.

Их мужество в те годы грозовые

Спасло от рабства вольную страну.

Глянь на живых.

Они ведь смерть встречали.

И смерть поныне снится им порой.

Они грустят,

Они скорбят ночами

О тех друзьях, что спят в земле сырой…

И помни ты,

Живой и невредимый,

Довольный положеньем и судьбой,

Что мы до той поры непобедимы

Покамест память павшего с тобой!

(П. Крученюк)

Волкова Нина Прокопьевна, род. 1923, д. Вторые Чекуры Мариинско- Посадского р-на. Ефрейтор. В Красную армию была призвана 24.11.1942 г., направлена в г. Серпухов в женский стрелковый запасной полк, где проходила службу до 1943 г. в минометной части. В октябре 1943 г. была определена в 32-й прожекторный батальон. В ноябре 1943 г. воевала в составе 42-го зенитно-прожекторного полка под Киевом. В составе 734 зенитного артиллерийского полка 1-го Белорусского фронта прошла Украину, Польшу, дошла до Берлина. Участвовала в штурме Зееловских высот под Берлином (16.04.45 г.) Дойдя до Берлина, побывала на развалинах рейхстага и оставила свой автограф на стене. Мобилизовалась в июле 1945 г.

Исачкина Раиса Алексеевна, род.1926. д. Новинское Мариинско-Посадского р-на, рядовая, 4 опс, ДВФ, 1-й БФ.

Военную службу проходила с октября 1944 г. по май 1945 гг.Воинское звание — рядовая, военную службу проходила в 4-м отдельном полку связи, 1-й Белорусский фронт, Дальневосточный фронт.

Боевые награды: Орден Отечественной войны 2-й степени, медаль «За победу над Германией», юбилейные медали.

Увольнова Антонина Григорьевна, род. 1921, д. Ильменькасы Мариинско-Посадского р-на. Ефрейтор.

12 апреля 1942 г. была призвана на фронт, подготовку проходила в Казани. Воевала в 101 отдельном батальоне службы Внешнего наблюдения оповещений и сигнализаций — служба ВНОС (на Восточном направлении, «караулила» немецкие самолеты и подавала сведения зенитчикам направление полетов вражеских самолетов). Воевала в Западной Украине, Западной Белоруссии (Брест). Была ранена, осколок снаряда попал в голову. Войну закончила в звании — ефрейтор.

Боевые награды: орден «Отечественной войны» 2-й степени, медаль «За победу над Германией», юбилейные медали.

Филиппова Нина Филипповна, род. 1923, д. Ольдеево Чебоксарского р-на. Ефрейтор, ПВО, 2 д-н аэрост. загр.

На фронт была призвана в декабре 1942 г., служила до мая 1945 г., звание ефрейтор Военную службу проходила в войсках противовоздушной обороны (ПВО) под Москвой.

Имеет боевые награды: Орден Отечественной войны 2-й степени, Медаль «За победу над Германией», юбилейные медали.

Булатов Кешаф Сейфутдинович, 22.07.23 г.р. Род. В с. Татарские Тимяши Батыревского района. Рядовой, СЗФ.

На фронт был призван в апреле 1942 г., службу проходил до сентября 1943 г. в звании рядовой. Род войск — пехота. Воевал на Северо-Западном фронте, участвовал в обороне Ленинграда. Принимал участие в боевых действиях, походах и действиях партизанских отрядов. Имеет боевые ранения. Инвалид ВОв.

Боевые награды: Орден Отечественной войны 1-й степени, Медали «За отвагу», «За победу над Германией», юбилейные медали. Медали за доблестный труд, за трудовое отличие.

Васин Петр Васильевич, 30.10.1924 г.р. Род. В д. Ручей Сеченовского района Горьковской области. Рядовой, Бр.Ф.

На фронт был призван в 1942 г., после прохождения курса бойца был направлен на Западный фронт — Смоленское направление. После ранения в ногу и прохождения курса лечения, был направлен для обучения в Можайск, где получил специальность связиста. Из центра попал на Брянский фронт — 1943 г. В августе 1943 г. во время Курской наступательной операции получил ранение, после лечения в госпитале был комиссован. Ранение дает о себе знать и по сей день.

Боевые награды: Отечественной войны 2-й степени, Юбилейные медали.

Захаров Егор Захарович, 02.11.1914 г.р. Рядовой, 35сп, 183 зенап.

На фронт был призван в марте 1942 г. служил до августа 1943 г. Воевал на Центральном, Брянском фронтах, войну прошел в звании — рядовой Красной армии. В 1943 году в одном из боев был тяжело ранен. Боевые награды: Орден Отечественной войны 1 степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», юбилейные медали.

Воспитатель: Вечная слава вам, наши уважаемые ветераны!

Рядом с нами живут ветераны,

Что прошли по дорогам войны.

Пусть болят у них старые раны,

Но духом они, как и прежде сильны.

Четыре года жизни — год за годом,

Четыре года смерти — день за днем,

Во имя мира всем земным народам

Бежали, опоясаны огнем.

Все, что свершили, — памятно и свято.

Навеки будут рядом, без конца -

Могила Неизвестного солдата и

Счастье победившего бойца!

Воспитатель: Мы живем в мирное время, но память о солдатах-героях вечна. Многие из вас хотят быть похожими на них — сильными, смелыми, готовыми преодолеть все опасности. Давайте проверим, как вы можете управляться с военной техникой. Проводится игра «Военная мозаика» — складывание из разрезных картинок изображения автомата, танка, самолета.

Памятник погибшим во время Великой Отечественной войны жителям деревень, ранее располагавшихся на месте г.Новочебоксарска (скульптор В. Черепанов, архитектор Б. Шимарев), расположен на аллее Славы (слайд 6). Открытие состоялось 9 мая 1985 года в честь 40-летия Победы России над фашистской Германией. На гранитном постаменте чеканный барельеф воина — победителя. В работе использованы бронза, гранит, медь. На памятнике выгравированы слова «Памяти павших будьте достойны», «1941–1945» Перед памятником расположен огонь памяти. В землю заложена капсула, свидетельствующая о том, что из деревень, позже вошедших в черту города, ушли на фронт свыше тысячи человек, 765 из них погибли. Составной частью композиции Аллеи Славы стали величественные березы. В память о погибших во время Великой Отечественной войны в нашем городе установлены обелиски. Есть обелиски в д.Ольдеево, д.Иваново, д.Чедино, д.Банново, д.Тоскинеево, д.Ельниково

Звучит песня «Вечный огонь» муз. А Филиппенко

Воспитатель: История не умирает, а живет в нас, помогая осознать действительность. У памятников павшим солдатам всегда лежат цветы. Откуда они берутся?

Дети: Их приносят дети и взрослые, в память о наших защитниках, о героях, погибших в Великой Отечественной Войне.

Воспитатель: Давайте, ребята, почтим память героев стоя. Свыше 26 миллионов человек наша страна потеряла во Второй Мировой войне. Язык цифр скуп… Но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, это 38 с лишним лет поминальных мгновений.

Воспитатель: Много лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Все люди земли стараются, чтобы на нашей планете царил мир, чтобы не было войны

Мир в каждом доме, в каждой стране!

Мир — это май на планете!

Мир — это солнце на нашей земле!

Мир нужен взрослым и детям!

Дню Победы…

Дети: Ура!

Литература:

  1. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Порыгина, М, 2009г.
  2. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М.. 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, ребенок, воспитатель, Германия, медаль, Отечественная война, Берлин, Советский Союз, Чувашия, Военная служба.

Похожие статьи

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Вечный огонь — сердце Иркутска — Мы живы, пока наша память жива…»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Ах, карнавал, удивительный бал!»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе «Былинные богатыри — защитники земли русской»

Методическая разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Ложки расписные — яркие такие!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с приоритетным направлением «познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Плох обед, если хлеба нет»

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Преданья старины глубокой…» Чтение былины об Илье Муромце

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе на тему «Осень краски потеряла!»

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» «Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» в 1-й младшей группе

Похожие статьи

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Вечный огонь — сердце Иркутска — Мы живы, пока наша память жива…»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Ах, карнавал, удивительный бал!»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе «Былинные богатыри — защитники земли русской»

Методическая разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Ложки расписные — яркие такие!»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с приоритетным направлением «познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Плох обед, если хлеба нет»

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Преданья старины глубокой…» Чтение былины об Илье Муромце

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по рисованию в старшей логопедической группе на тему «Осень краски потеряла!»

Конспект организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» «Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» в 1-й младшей группе

Задать вопрос