Проект взаимодействия с семьёй «Всякая душа празднику рада»
Автор: Меньшакова Марина Вячеславовна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.
Дата публикации: 15.06.2020
Статья просмотрена: 38 раз
Библиографическое описание:
Меньшакова, М. В. Проект взаимодействия с семьёй «Всякая душа празднику рада» / М. В. Меньшакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 45-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5384/ (дата обращения: 19.12.2024).
Тема социализации и адаптации детей в обществе, тема социальных взаимоотношений, в настоящее время является актуальной. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, который по высказываниям Л. С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру».
Сущность развития личности ребёнка, по определению Л. С. Выготского, состоит в присвоении им накопленного человеком опыта, как духовного, так и материального. Что заложено в начале жизни, то остаётся с человеком навсегда. Для этого особенно важно напитать душу ребёнка высокими ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа, так как именно народная культура несёт в себе образец отношений семье, роду, к своему родному краю, стране .
В современных условиях жизни главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, знающего и любящего свою Родину, а важнейшим принципом государственной политики в области образования является возрождение и развитие национальной культуры, духовно-нравственных ценностей народа.Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности, развитие с раннего детства культурных потребностей личности, становится одной из важнейших задач воспитания и образования.
Самыми главными воспитателями для ребёнка являются родители, а семья — это первая школа воспитания, его коллектив, его естественная среда обитания, со всем многообразием отношений между её членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления — всем тем, что создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Ребёнок приходит в детский сад и в его окружении появляются новые люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищённость малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Но как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, её традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой её жизненных ориентиров. Поэтому так важно помочь родителям понять, что они должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образовательное учреждение и семья должны стремиться к созданию единого образовательного пространства развития ребёнка. Только активная позиция членов семьи, их сотрудничество с педагогами позволят добиться желаемых результатов.
Но на сегодняшний день проблема заключается в том, что у родителей совсем низкий уровень знаний о культурном наследии Архангельской области, происходит утрата семейных и культурных традиций, незнание своих корней, своей родословной, а также зачастую отсутствует взаимопонимание между старшим и младшим поколением семьи.
Для того чтобы повысить знания родителей о культурном наследии Архангельской области, а также для укрепления внутрисемейных и меж поколенных связей был создан проект «Всякая душа празднику рада». Проект долгосрочный и является частью одной большой темы по работе с детьми по теме «Приобщение детей к культуре родного народа».
Цель проекта:
− способствовать приобщению молодых семей к культуре, к духовно-нравственным ценностям своего народа;
−оптимизация взаимодействия семьи и ДОУ в интересах развития личности ребёнка;
− создание условий для благоприятного вхождения ребёнка в мир социальных отношений через укрепление внутрисемейных и меж поколенных связей на основе создания единого образовательного пространства.
Задачи для реализации поставленной цели:
− осуществлять семейное просвещение на основе изучения народного календаря, чтимого в Архангельской области, организовывать семейный досуг;
− стимулировать творческую активность родителей в процессе изучения культурного наследия родного народа, мотивировать родителей на активное участие в праздниках и культурно- массовых мероприятиях;
− выявлять семейные реликвии и традиции;
− установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединив усилия педагогов и родителей с целью воспитания гармонично развитой личности ребенка;
− создавать атмосферу общности интересов.
Считаем , что, реализовав поставленные задачи, мы решим главную цель проекта — возрождение национальной гордости за свою Родину, через ознакомление с традициями и культурой русского Севера, а так же выполним основное предназначение взрослых: сделаем жизнь наших детей более счастливой.
Реализация деятельности проекта осуществляется через следующие направления:
− Работа с участниками проекта.
− Деятельность, осуществляемая руководителем проекта с детьми.
− Работа в педагогическом коллективе.
− Популяризация работы среди местного населения.
Основные функции проекта:
− просвещение родителей:
− знакомство с культурой родного народа, с его обычаями и традициями;
− знакомство с народными праздниками и обрядами;
− установление сотрудничества родителей, детей, педагогов:
− формирование активной позиции родителей;
− создание единого пространства общения.
Был разработан механизм реализации проекта, который состоит из трёх основных этапов: -подготовительный;
− основной;
− заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап предусматривает следующие виды деятельности: подбор литературы; опрос родителей; составление перспективного плана мероприятий; обсуждение общих вопросов, связанных с реализацией проекта, подбор консультационного материала.
В ходе основного этапа реализации проекта активно используются традиционные формы взаимодействия с родителями, такие как: коллективные (родительские собрания, открытые мероприятия, тематические консультации); индивидуальные (беседы, консультации); информационно-наглядные (стенды, папки-передвижки, рекомендации, фотовыставки). Но наибольшего внимания заслуживают нетрадиционные формы работы: досуговые (игротека, конкурсы, посиделки, праздники); познавательные (мастер-классы, поездки в краеведческий музей; тематические выставки); наглядно-информационные (памятки, буклеты, информационные листы).
Особое место в работе над проектом занимают проведение народных праздников и обрядов (Рождество, Святки, Крещение, Вербное воскресенье, Масленица, Пасха, Троица и тд.).
Праздник «Рождество»
В доступной форме через песни, пляски, игры, праздничный фольклор участники проекта знакомятся с народной культурой русского Севера, в большей степени узнают о традициях и обычаях, чтимых в Архангельской области. К праздникам мы готовимся заранее. В родительских уголках помещается информация об истории праздника, обычаях, о традиционных угощениях. Родители делают атрибуты к играм, шьют народные костюмы, делают декорации, макеты. Накануне праздников проводятся тематические выставки «Осенины — Поморский новый год», «Весёлые Святки», «Светлый праздник Рождества», «Широкая Масленица», «Воскресенье Вербное», «Красная Пасха», «Зелёные Святки».
Тематическая выставка к празднику «Осенины»
Проводятся конкурсы поделок «Куклы в доме», «Пасхальный сувенир», «Сладкая сказка» (козули). Выставки поделок оформляются в групповой комнате, для того чтобы познакомить с ними детей, как группы, так и ДОУ .
Конкурс поделок «Пасхальный сувенир»
О годовых праздниках в народе говорят: «Всякая душа празднику рада». В наших календарно — обрядовых праздниках традиционно участвует всякий люд, и мал и стар. Не стоит забывать о том, что родители, а также и старшее поколение (бабушки, дедушки) — это те же дети, все они не меньше своих малышей любят играть и веселиться. Всенародные праздники доставляют родителям огромную радость и удовольствие.
Праздник «Троицы»
Радуют наши мамочки и народной праздничной выпечкой. На Рождество родители порадовали сладкими игрушками — козульными пряниками, в Масленицу напекли блинов, а к празднику закликания птиц приготовили сдобных жаворонков. Такое объединение на праздниках детей и взрослых создаёт добрую, радостную атмосферу, надолго остаётся в их памяти, создавая лишь взаимопонимание между поколениями.
Сдобные жаворонки к празднику закликания птиц.
С родителями проводятся разнообразные мастер-классы, например, изготовление Рождественского Ангела в технике оригами, изготовление пасхальных яиц техникой квилинг, к Осенинам мамы делали куклу Крупеничку, а папы куклу Богача, а в Троицу праздничного Голубка. Традицией стало проведение для родителей конкурса сладкоежек на масленичной неделе «Лакомка», «Сластёна». На конкурс родители пекут блины с различной начинкой, сладкие пироги, торты, булочки, ватрушки и всё по старинным рецептам своих бабушек, а так же с удовольствием играют в народные игры, вспоминают заклички, угощаются выпечкой за чашечкой ароматного чая. Проводятся для родителей и Рождественские посиделки с колядками, с частушками, с шутками, прибаутками, с хороводом у ёлки вместе с Рождественским Ангелом, с весёлыми играми, да с ряжеными.
Особенность данного проекта заключена в том, что многие мероприятия родители готовят и проводят сами. Некоторые родители, первое время были сторонними наблюдателями проекта, но постепенно эти семьи всё активнее включались в проведение различных мероприятий, а их творческие достижения стали достоянием общественности, так как постоянно печатаются в средствах массовой информации. Родители, вдохновлённые своими успехами, внесли и свой вклад в проектную деятельность, так некоторые инновационные идеи рождались в процессе работы. Это проведение народных праздников дома, в семье с их видеозаписью и демонстрацией в группе. Это создание видео альманаха «Наши праздники» куда вошли репортажи о посиделках, праздниках, на его видео страницах, родители имеют возможность поделиться своими впечатлениями, дать оценку о мероприятии, оставить свои пожелания и предложения. Это и оформление книги рецептов традиционных народных праздничных блюд «Лакомка», а также оформление участка для прогулок в народном стиле (изба с резными наличниками, рубленый мостик, резная ладья, разные деревянные скамеечки столики, своя пасека с ульями и с медвежонком сластёной, а охраняет всё эту красоту старик-лесовик). В группе есть, и своя библиотека. Здесь есть детские книги с русскими народными сказками, потешками, песенками, загадками и т. п., при желании родители могут взять любую книгу домой и почитать её вместе с ребёнком дома. Имеют доступ родители и к педагогической литературе. Активное участие члены семей принимали в познавательной деятельности детей, оформляя различные тематические выставки к русским народным праздникам. По выставкам проводили экскурсии как для детей своего дошкольного учреждения, так и для детей других детских садов п. Вычегодский (д. с. «Солнышко»).
По сложившейся традиции родители принимают участие в выставке прикладного творчества «Волшебство нити и иглы» Дома культуры п. Вычегодский.
Совместно с родителями были организованы поездки в «Котласский краеведческий музей», где познакомились с жизнью и бытом северян, узнали много интересного об истории города Котласа, познакомились с тематической выставкой «Народная кукла», принимали участие в народном празднике «Капустные вечёрки».
Применение разнообразных форм работы во время реализации данного проекта превращает сотрудничество педагога и семей в увлекательный, творческий, взаимно обогащающий процесс.
На завершающем этапе подведены результаты работы над проектом, оценка эффективности через интервьюирование родителей. Оформлена выставка рисунков «Родина моя». Проведено заключительное родительское собрание «Север — край, в котором мы живём».
Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что у участников проекта:
− повысился уровень знаний о культурном наследии Архангельской области;
− повысилась творческая активность (участие в праздниках, посиделках, совместное изготовление поделок, подарков к праздникам);
− появились новые традиции в семьях (проведение народных праздников в семье, совместные посещения учреждений культуры, музеи, выставки);
− установились тесные взаимоотношения между старшим и молодым поколениями в семьях;
− повысились условия для благоприятного вхождения детей в мир социальных отношений через укрепление внутрисемейных и меж поколенных связей.
Таким образом, можно сделать вывод, что все проведённые мероприятия способствуют развитию интереса у родителей к культурному наследию Русского Севера, желание больше узнать о традициях, обрядах, праздниках, чтимых в Архангельской области. Связь поколений и передача семейного опыта осуществляется в календарно-обрядовых праздниках. Праздник сближает все поколения в семье и детей, и взрослых. Жизнь ребёнка наполняется богатыми эмоциями, радостью и смыслом, а приобретённый опыт и совместные мероприятия становятся базой для поддержания народных традиций в семье.
Кроме всего сказанного, народные праздники помогают понять самобытность культуры нашего народа, его душу и память, «его размеренную жизнь, протекавшую согласно мудрым установлениям, выработанным трудовой жизнью, общением с природой и почитанием заветов отцов и дедов». Календарно-обрядовые праздники Северного края со своими традициями, обрядами, фольклором похожи на чудотворную сказочную, живую воду. Это величайшее богатство нации, неотъемлемая часть нашей культуры, совершенное творение многих веков. Народные праздники и сегодня приносят радость своей самобытностью, своей неповторимостью. Сейчас мы вновь возвращаем память о нашем культурном наследии, мы вновь вспоминаем старинные праздники, обычаи и традиции. И все это для того, чтобы наши дети, выйдя из стен дошкольного учреждения, уже не смогли пройти мимо культуры своего родного народа, импульс к познанию которой они получили еще в детстве. Ведь «впечатления, полученные в детстве…, живут в человеке, целую жизнь» (Евгений Шварц).