Организация смотра строя и песни в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников
Авторы: Елсакова Елена Николаевна, Костина Татьяна Вениаминовна, Жигалова Татьяна Витальевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.
Дата публикации: 24.06.2020
Статья просмотрена: 1530 раз
Библиографическое описание:
Елсакова, Е. Н. Организация смотра строя и песни в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников / Е. Н. Елсакова, Т. В. Костина, Т. В. Жигалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5393/ (дата обращения: 16.11.2024).
Происходящие в мире изменения и современная жизнь диктует нам необходимость активизации такого направления работы с детьми, как нравственно-патриотическое воспитание. Сейчас мы работаем с детьми, родители которых выросли в переломную историческую эпоху, когда нравственные категории и такие понятия, как любовь к Родине, гордость за достижения своей страны и ее героев ничего не значат. Служить в армии и защищать свою Родину – не мечта современных детей.
Коллектив нашего детского сада уверен в огромном значении нравственно-патриотического воспитания на этапе дошкольного детства. Неслучайно проведение «Смотра строя и песни» стало одной из закрепившихся традиций в нашем ДОУ.
Впервые мы провели его 5 лет назад, в 2015 г., и с тех пор проводим ежегодно. Смотр строя и песни – это большая совместная работа, которая объединяет деятельность педагогов, специалистов, родителей воспитанников по формированию социально значимых качеств личности будущего патриота. Данное мероприятие способствует более глубокому осознанию детьми важности военной профессии, воспитанию чувства гражданственности, формирования у них активной жизненной позиции, повышению престижа военной службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации.
Для того, чтобы впервые провести подобное мероприятие, нам пришлось найти ответы на следующие вопросы:
—Что такое смотр строя и песни?
—Нужно ли это детям дошкольного возраста?
—Реально ли провести это мероприятие в детском саду?
Познакомившись с опытом работы школ по данному направлению, а также с опытом проведения подобного мероприятия в детских садах других городов, мы пришли к выводу, что проведение «Смотра строя и песни» в ДОУ вполне возможно, приблизив формат проведения к специфике дошкольного возраста, а также создав необходимые условия.
Так как у нас достаточно большое ДОУ (19 групп), данное мероприятие проводится в 2 дня: в первый день – выступают старшие группы, во второй день – подготовительные. Требования к выступлению старших и подготовительных групп разные: в старших группах командиром является взрослый (один из родителей ребёнка или воспитатель), задача команды- чётко выполнять команды командира. В подготовительных группах обязательным условием является, чтобы командиром был ребёнок, а также дополнительно оценивается сложность перестроений.
Подготовка к проведению смотра строя и песни начинается сразу после новогодних каникул с создания творческой группы. Мы выделяем о сновные этапы реализации мероприятия:
1 этап – подготовительный . Цель: проектирование деятельности
– Разработка положения о смотре строя и песни
– Организационно-методическая работа по подготовке к участию в смотре
– Разработка сценария проведения смотра строя и песни
– Распределение обязанностей:
Воспитатель: организует работу с родителями, проводит предшествующую работу с детьми
Музыкальные руководители: подбирают музыкальное сопровождение к мероприятию, подбирают и разучивают с детьми песню для маршировки, проводят работу над чувством ритма
Воспитатель по физической культуре: разучивает разные виды перестроений, проводит упражнения на осанку.
Социальный педагог: организует взаимодействие с социумом (приглашает членов жюри, договаривается с представителями военкомата или ДДТ и др.)
Учитель-логопед: работает с командирами над чёткостью речи при сдаче рапорта, работает над выразительностью декламирования речевок
Педагог-психолог: проводит с детьми беседы на военные темы, записывает интервью, работает с командирами над эмоциями.
Старший воспитатель: координирует организацию конкурса, разрабатывает положение.
Заведующий: финансовое обеспечение мероприятия.
2 этап – организационный.
Цель: организация предшествующей работы
– Знакомство с представителями «ЮнАрмии», проведение совместных мероприятий
– Посещение «Смотра строя и песни» в школе
– Посещение показательных выступлений кадетов во время праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы.
– Проведение традиционной «Зарнички»
– Обсуждение с детьми предложений о том, какие войска они хотят представлять на данном мероприятии.
– Обсуждение формы, эмблемы, выбор командира.
– Проведение различных акций («Свеча памяти», «Катюша» и др.)
3 этап — основной.
Цель: реализация мероприятия
– Непосредственное проведение смотра строя и песни
– Определение победителей в возрастных категориях
Примерная структура мероприятия:
– Построение
– Торжественная часть, вынос флага, гимн России.
– Жеребьёвка
– Представление отрядов, выполнение строевых команд, сдача рапорта
– Подведение итогов (во время него флешмоб)
– Награждение
4 этап проекта заключительный
Цель: подведение итогов.
– Анализ неудачных моментов (при их наличии), и определение способов избежать их в следующем году.
– Презентация о проделанной работе.
– Размещение информации на официальном сайте дошкольной образовательной организации
– Проведение мониторинга удовлетворенности родителей, детей, и педагогов (сбор отзывов и предложений, вопросы детям об их впечатлениях).
– Подведение итогов работы, определение перспектив.
Каждый год мы анализируем ошибки предыдущего мероприятия и сейчас готовы сформулировать основные моменты проведения, которые необходимо учитывать:
– К данному мероприятию нецелесообразно привлекать детей младше 6 лет, т. к. дети средней и младших групп не способны до конца осознать важность происходящего.
– В старших группах командиром лучше выбирать взрослого, а не ребёнка.
– Учить правильно!
– Во время подведения итогов необходимо провести флешмоб.
– Максимально поддерживать детскую инициативу во всем!
– Не «перегибать палку», зацикливаясь на отработке выполнения команд.
Как оказалось, выбрать победителя очень сложно. Во время обсуждения результатов в жюри происходят нешуточные споры. Для объективности результатов необходимо четко определить критерии оценивания и вычленить основные ошибки участников.
За что могут быть сняты баллы:
– несинхронное выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!»
– неправильно назван номер расчёта (по порядку номеров).
– не выполнен поворот головы при расчете
– команда «КРУ-ГОМ!» выполнена через правое плечо
– перестроение в одну, две шеренги выполнено не синхронно
– после команды «СТОЙ!» выполнено больше двух шагов
После участия в смотре, воспитатели вместе с детьми смотрят видеозаписи выступлений. Так как группы участвуют 2 года подряд (в старшей и подготовительной), дети имеют возможность проанализировать свое выступление, посмотреть на других ребят, понять, что не получилось, к чему нужно стремиться в следующем году. Выступив второй раз, дети могут сравнить себя не только с другими, но и с самими собой, увидеть, насколько они «подросли».
Результатом подобной работы можно считать адекватные рассуждения детей на тему патриотизма, товарищества, необходимости защищать свою Родину, что говорит о сформированности у наших дошкольников патриотических чувств. В процессе данного мероприятия происходит умение детей работать в команде, развивается чувство гордости за достижение каждого в отдельности и всей команды в целом, что не оставляет сомнения в важности проводимой работы.
Полученные навыки строевой подготовки позволяют детям принимать участие в значимых мероприятиях муниципального уровня:
– Показательные выступления на муниципальном Смотре строя и песни среди школьников
– Показательные выступления в городском парке на праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы
– Совместный «Смотр строя и песни» с воспитанниками других ДОУ