Проблемы появления детской агрессии
Авторы: Гусева Татьяна Владимировна, Топал Светлана Дмитриевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.
Дата публикации: 28.06.2020
Статья просмотрена: 97 раз
Библиографическое описание:
Гусева, Т. В. Проблемы появления детской агрессии / Т. В. Гусева, С. Д. Топал. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5415/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ребенок может усвоить столько запретов, сколько ему лет.
Поэтому одна из основных функций родителя — предотвращение.
Мы создаем безопасное поле вокруг, внутри которого
ребенок может исследовать то, что происходит.
Анна Корниенко
Если время от времени вы задаётесь вопросом, как вести себя с разгневанным ребёнком, то в этой статье мы попробуем разобраться с этой проблемой. К сожалению, практика показывает, что с каждым годом агрессивных детей становится все больше. Возникает резонный вопрос, с чем это может быть связано? Возможно, для ребенка создаются определенные условия, инициирующие агрессивное поведение либо это результат влияния социума, а может быть взрослым нужно чаще разговаривать с детьми?
Мы провели наблюдение по уровню агрессивности у детей 5–7 лет.
Рис.1. Уровень агрессивности у детей
Когда детская агрессия становится проблемой? Сама по себе злость —нормальное, здоровое чувство. На энергии агрессии человек отстаивает свои границы и преодолевает препятствия. Однако ребёнку необходима помощь, если:
– агрессивное состояние является для ребёнка основным;
– малыш не умеет выражать свой гнев экологично: часто дерётся, «вспыхивает» в один момент;
– есть признаки аутоагресии: ребёнок кусает губы, бьёт себя.
Рассмотрим варианты поведения в различных ситуациях, в которых дети выражают свою агрессию. Очень важно при появлении агрессивного поведения у ребенка не задавить его своим взрослым авторитетом. Вспышка детской агрессии похожа на извержение вулкана: эмоций слишком много и они слишком сильны. Если родитель с помощью своего авторитета и дисциплинарных методов эту вспышку подавляет, то это может дать временный эффект, но на деле только усилит накал.
Когда ребёнка захватили эмоции, сохраняйте спокойствие и будьте рядом. Если видите, что ребёнок может причинить вред себе или окружающим, обхватите его сзади и удерживайте в объятиях, пока он не вернёт самоконтроль или не найдёт разрядку в слезах. Скажите, что понимаете его гнев, и что вы рядом. После того, как эмоции улягутся, в спокойной обстановке обсудите произошедшее. Что вызвало гнев? Как это чувство ощущалось в теле? Что хотелось делать? Как можно было еще поступить в этой ситуации? Овладение эмоцией начинается с умения её идентифицировать — понимать и называть.
Важно признавать право на чувства злости у ребенка. Не бывает «плохих» и «хороших» чувств, но бывают «удобные» и «неудобные». Детская агрессия — одна из самых некомфортных эмоций для родителя, и в попытке от неё скрыться мы транслируем детям запрет на злость и гнев. Он может быть прямым: «Злиться нельзя!» или завуалированным «Хорошие дети себя так не ведут», но суть от этого не меняется. Такая тактика может иметь очень серьёзные последствия: злиться ребёнок меньше не станет, но потеряет связь со своей эмоцией. Подавленный гнев находит выражение в аутоагрессии, соматических заболеваниях и пассивно-агрессивном поведении.
Учите ребенка экологично выражать свои эмоции: проговаривать свои чувства с «я — позиции» (я сержусь, я хочу сильно тебя ударить и закричать, у меня все клокочет внутри»), и выражать безлопастными методами (бить подушку или боксерскую грушу, рвать бумагу, бросать камни в воду). Хорошо уменьшает внутренний накал здоровая физическая нагрузка: бег наперегонки, прыжки на скакалке, долгие пешие прогулки.
Постарайтесь работать с причинами, которые вызывают подобное агрессивное поведение. Эпизодические вспышки гнева — это нормально. Постоянное раздражение и злость – признак того, что «что-то пошло не так». Подумайте, что может провоцировать агрессивное поведение ребенка. Это может быть:
– страх или тревога. Повышенный уровень тревожности (в том числе из-за страха разделения со значимым взрослым и из-за отсутствия надежных границ в семье) часто выражается гневом. Попробуйте напитывать ребенка вниманием и близостью и наблюдайте за изменением в поведении.
– чрезмерный контроль. Если родитель пытается тотально контролировать жизнь ребенка, тот закономерно отвечает бунтом и протестом. Если эта история про вас, попробуйте ослабить хватку и заменить её доверием и душевной близостью.
– слишком много «НЕТ». Если мир ребенка состоит из сплошных «нельзя», то все подавленные импульсы к познанию и действию аккумулируются и находят выход через агрессивное поведение. Там, где ситуация не грозит жизни, не запрещайте, а объясняйте причинно-следственные связи и давайте выбор. Так ребенок научится ответственности и будет уважительнее относиться к настоящим запретам.
– агрессивное поведение внутри семьи. Если ребенок часто видит проявление агрессии между членами семьи, это воспринимается как норма, и ничего удивительного, что он повторяет эту модель. Важно понимать, что агрессия – это не только крики и битая посуда. Она может выражаться в колких замечаниях, эмоциональной холодности и даже молчании.
Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту. Иногда одна консультация может разрешить противоречия, которые длятся годами.
В заключение хотелось бы обратиться к высказыванию Анны Корниенко: «Люди, которые начинают укреплять привязанность со своими детьми, ожидают получить «удобного», покладистого ребенка. Однако в надежной привязанности ребенок больше выражает свои негативные переживания».
Литература:
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. — Академический проект; Альма Матер, 2006–702 с.
- Анна Корниенко: Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка — Издательство: Рама Паблишинг, 2017 г. — с. 106
- Платонов, Ю. П. Социальная психология поведения / Ю. П. Платонов. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с
- Эльконин, Д. Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.
- https://kornienko-anna.livejournal.com/
- https://fictionbook.ru/author/yuriyi_mojginskiyi/agressivnost_deteyi_i_podrostkov/read_online.html