Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Кошка — домашнее животное» для детей старшей группы (5–6 лет) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 30.06.2020

Статья просмотрена: 1940 раз

Библиографическое описание:

Никифорова, Е. С. Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Кошка — домашнее животное» для детей старшей группы (5–6 лет) / Е. С. Никифорова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5427/ (дата обращения: 16.11.2024).



Задачи:

– формировать грамматически правильную речь;

– учить детей действовать по алгоритму с опорой на схему;

– совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения;

– обогащать активный словарь дошкольников;

– упражнять детей в составлении описательных рассказов по мнемотаблице;

– закрепить количественный и порядковый счет, умение ориентироваться на листе бумаги;

– углубить и расширить представления о кошке и её внешнем виде;

– воспитывать трудолюбие и добросовестное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать друг с другом.

Оборудование: конструктор «ТИКО — Малыш», игрушка кошка, нарисованные следы кошки (перед занятием выкладываются в виде дорожки), коврик для кошки, иллюстрации разных пород, зелёные и красные фишки, лист бумаги светло зелёного цвета, предметные картинки, мнемотаблица, раскраски.

Методические приемы:

Практические: игра, оформление, конструирование, творческая и практическая работа.

Наглядные: показ способа действия, совместные действия детей и взрослого, рассматривание иллюстраций.

Словесные: беседа, объяснение.

Словарная работа : дикие животные, домашние животные, порода.

Предварительная работа: чтение Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», Р.Киплинг «Кошка, которая гуляет сама по себе», беседа о диких и домашних животных, разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, здесь кто-то оставил свои следы!? А чтобы узнать, чьи это следы нужно отгадать загадку! Слушайте внимательно!

Этот зверь живет лишь дома.

С эти зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Он умеет чисто мыться,

Не водой, а язычком.

А как часто ему снится,

Блюдце с тёплым молочком!

Только мышь его боится…

Угадали? Это — … (кот)

А давайте пойдём по следам! Может быть, нам повезет, и мы повстречаем хозяина этих следов или посмотрим, куда они нас приведут! Мои большие ноги шагают по дороге (топ-топ, топ-топ). Маленькие ножки шагают по дорожке (топ-топ-топ, топ-топ-топ). Дети идут за воспитателем, соблюдая ритм, заложенный в тексте.

Ух, ты! Ребята, мне кажется, мы с вами пришли. Посмотрите вокруг. Какая красивая полянка! На деревьях поют птицы! Шумит сказочный лес! А сколько цветов то вокруг! Давайте присядем и отдохнём! Дети присаживаются на стульчики.

— Ой, ребята, вы тоже слышите? Там за деревом кто-то скребётся! Кто бы это мог быть?! Пойду, посмотрю! Воспитатель достает мягкую игрушку — кошечку.

— Смотрите ребята! Да это же кошечка! Какая она хорошенькая! А давайте возьмём её к себе? Пусть она на нас посмотрит, послушает наши рассказы!? Ответ детей. (Воспитатель кладёт кошку на коврик).

1 упражнение «Кошка — домашнее животное!»

Воспитатель:

Ребята, скажите, а кошка — это дикое или домашнее животное?

Поднимите руку те, кто может сказать, почему кошка — это домашнее животное? И чем дикие животные отличаются от домашних? Ответы детей. Воспитатель подводит итог.

Правильно! Домашние животные не могут жить без внимания и заботы человека, если человек не будет о них заботиться, то они погибнут, эти животные, обычно не только живут рядом с человеком, но и рождаются под его присмотром.

А дикие животные — это животные, которые не могут и не должны жить с человеком, они рождаются и растут в дикой природе (например, в лесу) этим животным не нужен человек, чтобы выжить, они живут по своим правилам и законам.

2 упражнение «Сравним разные породы кошек».

Воспитатель:

Ребята, давайте сравним изображения разных пород кошек и назовём сходства и отличия.

Порода — это разновидность домашних животных, имеющих схожий внешний вид, с какой-то отличительной особенностью. Вот, посмотрите, на этих иллюстрациях вы видите кошек различных пород. (Приложение 1).

А посчитать количество сходств и различий помогут нам фишки. Зелёные фишки — сходства, а красные фишки — отличия.

Давайте сначала назовём сходства!

Ответы детей: хвост, 4 лапы, пасть с зубами, нос, 2 уха, вскармливают детёнышей молоком, и т. д., за каждое обозначенное сходство воспитатель раздает фишки зеленого цвета.

Воспитатель:

Давайте посчитаем, сколько фишек зелёного цвета у вас получилось. Считают фишки (закрепляют количественный счет).

А теперь ещё раз внимательно посмотрите на картинки и назовите отличия. Дети называют отличия.

Воспитатель:

Молодцы! Вы очень внимательные! Сколько фишек красного цвета у нас получилось? (Закрепляют порядковый счет).

3 упражнение «Что умеют делать кошки?»

Воспитатель:

Ребята, а теперь давайте вспомним, что умеют делать кошки?

Ответы детей: Кошки любят ласкаться. Кошки умеют мурлыкать, мяукать, лизать, прыгать, играть, смотреть, ловить, лакать, прогибаться, бегать, сворачиваться в клубок и т. д.

Воспитатель :

— Вы молодцы! И смогли придумать очень много глаголов!

— Ребята, а давайте дадим кличку нашей новой знакомой!?

Дети предлагают клички для кошечки и выбирают одну, например, Мурка)

4 упражнение «Физкультминутка».

На окошке кот лежит (Сложить ладони вместе, поднести к щеке)

Мыши думают, что спит. (Поднести ладони к другой щеке)

В пляс пустились, не унять! (Танцевальные движения)

Васенька, пора вставать. (Имитация: гладим кота)

День проспал, настала ночь (Потянуться и опустить руки)

Разбегайтесь мыши прочь! (Бег на месте).

После выполнения физкультминутки дети присаживаются за столы.

Воспитатель:

Ребята, смотрите, а наша Мурка почему-то плачет! Давайте спросим, что случилось? Воспитатель подносит Мурку к уху и пару секунд внимательно слушает, мимикой и жестами давая эмоциональный отклик .

— Мурка мне сказала, что у неё нет игрушек. А ей очень хочется поиграть! Поиграем с Муркой?

5 упражнение «Что где лежит?»

Перед вами лежит чистый лист бумаги и набор карточек с иллюстрациями. (Приложение 2). Самая первая карточка — карточка с изображением кошки, давайте представим, что это наша Мурка. Она будет сидеть в центре листа.. Возьмите карточку с кошкой и расположите её в центре. А теперь, внимательно слушайте инструкцию и помогите разложить игрушки, так как удобно Мурке.

Дети выполняют задание.

– Мурка сидит в центре листа;

– Клубок ниток находится с лева от Мурки;

– Мышка расположилась под кошкой;

– Домик Мурки находится в верхнем правом углу;

– Бантик находится в нижнем левом углу;

– Шарик-шестигранник находится в нижнем правом углу;

– Воздушный змей находится в верхнем левом углу;

– Справа от Мурки расположена мягкая игрушка;

– Коврик с котёнком находится над Муркой.

Молодцы ребята! Выполнить задание получилось практически у всех, а у кого не получилось, вы не расстраивайтесь, позже мы еще раз попробуем и у нас всё получится!

— Посмотрите ребята, Мурка уже не плачет, но она всё ещё грустная. Что же с ней? Воспитатель опять подносит Мурку к уху и слушает.

Мурка мне сказала, что у неё нет друзей!

— А мы с вами можем помочь Мурке?! А давайте из ТИКО — конструктора смоделируем для неё котиков и кошечек. А Мурка будет ходить, и смотреть, как вы стараетесь!

6 упражнение «Друзья для Мурки».

Дети конструируют друзей для Мурки по заданной схеме, для этого, у каждого в коробке лежит схема. (Приложение 3).

7 упражнение «Пальчиковая гимнастика».

Выполняется на правой и на левой руке по очереди!

Персидская кошка сидит на полу,

Персидская кошка подходит к столу,

Персидская кошка лапкой скребёт,

Персидская кошка хозяйку зовёт.

8 упражнение «Описательный рассказ по мнемотаблице»

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, наша Мурка успокоилась и готова нас внимательно слушать. А давайте мы с вами составим рассказ о ней, или о её новом друге. А может быть, кто-то захочет рассказать о кошке, которая живёт у вас дома или у ваших родственников?

— А составлять рассказ мы будем по следующей схеме. Посмотрите внимательно на таблицу. (Приложение 4).

  1. Где живёт кошка;
  2. Кличка кошки;
  3. Внешний вид кошки:

а. Голова (мордочка): глаза, уши нос;

б. Туловище: размер, шерсть, движения;

в. Лапы, хвост

г. Повадки, поведение кошки.

  1. Чем питается кошка;
  2. Ваше отношение к кошке.

9. Подведение итогов.

Воспитатель:

Ребята, вы большие молодцы! Вы сегодня славно постарались!

 Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии?

 О ком мы сегодня говорили?

 Что вам понравилось?

 Что бы вам хотелось ещё узнать?

Мурка говорит, что ей очень понравилось у нас, и мы можем осторожно поиграть с ней и её новыми друзьями. А ещё она приготовила для нас сюрприз. Воспитатель раздаёт раскраски и хвалит каждого ребенка за конкретные заслуги во время занятия .

Приложение 1

C:\Users\ЕЛЕНА\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (225).png C:\Users\ЕЛЕНА\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (227).png C:\Users\ЕЛЕНА\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (226).png

Приложение 2

C:\Users\ЕЛЕНА\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (222).png

C:\Users\ЕЛЕНА\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (221).png

C:\Users\ЕЛЕНА\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (220).png

Приложение 3

C:\Users\ЕЛЕНА\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (223).png C:\Users\ЕЛЕНА\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (224).png

Приложение 4

C:\Users\ЕЛЕНА\Pictures\Screenshots\Снимок экрана (219).png

Основные термины (генерируются автоматически): мурка, воспитатель, кошка, животное, ответ детей, персидская кошка, ребята, зеленый цвет, приложение, ребенок.

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие со Снежинкой» (для детей 5-6 лет)

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста в группе с ОНР на тему «Полет в космос»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к тётушке в деревню» для детей младшей группы (3–4 года)

Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Песочные фантазии»

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования на тему «Путешествие в зимний лес»

Конспект педагогического занятия для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) на тему «Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста «Приключение в пустыне»

Конспект занятия для старшей группы «Развитие психических процессов для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи игрового комплекса «ПЕРТРА»

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие со Снежинкой» (для детей 5-6 лет)

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста в группе с ОНР на тему «Полет в космос»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к тётушке в деревню» для детей младшей группы (3–4 года)

Конспект занятия по исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Песочные фантазии»

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования на тему «Путешествие в зимний лес»

Конспект педагогического занятия для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) на тему «Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста «Приключение в пустыне»

Конспект занятия для старшей группы «Развитие психических процессов для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи игрового комплекса «ПЕРТРА»

Задать вопрос