Исследовательско-творческий проект «Волшебная песочница» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 03.07.2020

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Рожкова, Е. В. Исследовательско-творческий проект «Волшебная песочница» / Е. В. Рожкова, Д. Е. Ковалева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5431/ (дата обращения: 16.10.2024).



Авторы проекта : Ковалева Д. Е., Рожкова Е. В.

Вид проекта : информационный, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта : среднесрочный (январь — март)

Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проекта.

Песок — это неразгаданный для ребенка материал, который имеет способность зачаровывать дошкольника своей покладистостью, возможностью обретать любые формы, быть легким и сухим или влажным и податливым. Поэтому игра с песком является одной из форм обычной деятельности детей. Действия как с сухим, так и с мокрым песком способствуют успокоению очень энергичных детей и при этом способствует раскрепощению чересчур стеснительных детей. Помимо этого, игры с песком помогают развивать мелкую моторику, кинестетические ощущения и координации движения. Все это непосредственно связано с развитием речи, внимания, сосредоточенности, внимательности, мышления, а также на развитие творческой активности и фантазии. Также песок стимулирует развитие пространственного воображения и образно-логического мышления.

Игры с песком доступны не только на площадке во дворе в теплое время года, но и в помещении. Для этого необходим ящик, который можно купить или изготовить самим, и песок. Большим преимуществом занятий с песком представляется разнообразное использование песка: с ним можно играть, строить тоннели, замки, сочинять и изображать сюжеты сказок на песке, проводить эксперименты и тому подобное. Поэтому мы с ребятами решили сделать «волшебную песочницу» в своей группе, поэкспериментировать и поиграть с песком.

Цель проекта

  1. Формировать у ребят начальные природоохранные знания и понятие о песке и его свойствах.
  2. Развивать образное и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.
  3. Активизировать творческое самовыражение ребенка с помощью развития фантазии, развития устной речи и моторики рук.

Задачи проекта

  1. Создавать условия для экспериментирования с песком.
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память и внимание.
  3. Расширять представление о песке с помощью практических опытов с песком.
  4. Развивать коммуникативные умения и навыки.

Ресурсное обеспечение

Ящик с песком, наборы фигурок домашних и диких животных, формочки для песка, геометрические фигуры, листы белой бумаги, лупы, совки, детские грабли, лейки, воронки, стаканчики, набор настольного театра «Колобок».

Ожидаемые результаты

Дети познакомятся со свойствами песка, научатся называть и различать его свойства, проводить элементарные опыты с песком, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи. Провести режиссерскую игру «Сказка на песке «Колобок», формировать умение мастерски передавать характер персонажа с помощью интонации речи; умение выстраивать ролевые диалоги и координировать свои действия с другими участниками в процессе режиссерской игры.

Этапы реализации проекта

I этап. Информационный.

Цель этапа: дать представление о проекте его участникам.

  1. Постановка целей и задач проекта.
  2. Составление плана работы над проектом.
  3. Подбор материала для песочных игр и экспериментов.
  4. Информирование родителей о проекте.
  5. Презентация «Песок в жизни человека»
  6. Чтение рассказа Г. Снегирева «Пустыня»
  7. Проведение бесед «Для чего нужен песок», «Кто живет в пустыне?»
  8. Ознакомление с правилами игры с песком.

Результаты этапа : сформированы представления о песочном мире, дети узнали, как образовывается песок, познакомились с его видами, с применением песка в различных отраслях. Энергично включаются в игру и речевое общение с педагогом и сверстниками.

II этап . Практический.

Цель этапа : создание педагогами условий для формирования у детей познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности, к играм с песком.

  1. Проведение экспериментов с песком: «Из чего состоит песок», «Теплый-холодный», «Сухой песок сыпучий», «Куда исчезла вода?», «Слепим куличики».
  2. Игры с песком: «Найди отгадку», «Рассели животных по домам», «Вершки и корешки», «Узоры на песке», «Узоры на песке двумя руками», «Песочные прятки», «Секретики».
  3. Разучивание и постановка сказок на песке «Колобок» и «Теремок».

Результаты этапа: дети с удовольствием принимают активное участие в играх и экспериментах с песком. Проявляют огромный интерес к разыгрыванию сказок на песке. У ребят проявляется словотворчество, подробно дают описание сказочного героя, не перебивают, слушают и дополняют друг друга. С удовольствием принимают участие в проекте.

III этап. Итоговый.

Цель этапа: демонстрация родителям результатов совместного творчества детей и воспитателей.

  1. Показ сказок на песке «Колобок» и «Теремок».
  2. Проведение мастер-класса для родителей «Игры и упражнения на песке».

Результаты этапа : развитие коммуникативных навыков детей, дети согласовывают между собой действия и ролевые диалоги в ходе театрализованной игры на песке, ознакомление родителей с играми на песке, способствующим развитию ребенка.

Литература:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/igry-s-peskom-v-ranem-vozraste.html
  2. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/etot_udivitelnij_pesok_212344.html
  3. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Ребенок в мире поиска/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетина. — М.: Т Ц Сфера, 2012. — 192 с.
  4. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения/ А. И. Иванова — М.: Управление ДОУ, 2010.N4–92с.
  5. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольника с неживой природой: Дошкольное воспитание / С. Н. Николаева. — М.: 2009. N 7– 38 с.
  6. Прохорова Л. Н Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. — М.: АРКТИ, 2011. — 64 с.
  7. Поддъякова, Н. Н. Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста через игры с песком и водой / Н. Н. Поддъякова. –М.: Педагогический вестник,2010.-N1.- с. 6.
Основные термины (генерируются автоматически): песок, игра, ребенок, результат этапа, III, задача проекта, проект, режиссерская игра, этап.
Задать вопрос