Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития (авторская разработка) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 03.08.2020

Статья просмотрена: 4965 раз

Библиографическое описание:

Помазкова, Н. А. Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития (авторская разработка) / Н. А. Помазкова, О. В. Усманова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 54-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5465/ (дата обращения: 16.11.2024).



Введение

В последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и тяжелыми хроническими инвалидизирующими заболеваниями. Этот факт привлекает внимание ученых разных областей знаний: медицины, психологии, педагогики, нейропсихологии. В каждом случае объекта исследования являются проблемы специфические. Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, проблема нарушения речи занимает основное место.

Мозг человека уникален. Он имеет свои индивидуальные характеристики с точки зрения объема и обработки информации, гибкости мыслительных процессов, мозг способен одновременно анализировать и синтезировать поступающую информацию. Именно мозг является главным в организме человека. То, как развивается и работает детский мозг, как различается образ мышления мальчиков и девочек, а также левшей и правшей, что происходит в работе мозга ребенка во время посещения детского сада, какую методику выбрать для его обучения в зависимости от индивидуальных особенностей — вот задачи нейропедагогики, которая в последние десятилетия занимает прочную позицию среди педагогических наук, базируясь на классических основах педагогики, психологии, неврологии.

Нейропедагогика — это наука, которая объединяет достижения нейроанатомии, нейропсихологии, нейролингвистики, нейрогенетики, а также педагогики и психологии. Опираясь на труды Льва Семеновича Выготского, основателя традиции изучения высших психических функций, и Александра Романовича Лурия, основателя нейропсихологии, многие ученые современности, такие как Виктор Анатольевич Москвин, Нина Викторовна Москвина подтверждают особенности нейропсихологической организации мозга и важность разработки данного направления в связи с тем, что увеличилось количество детей с задержкой развития, гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. По данным Инны Борисовны Карелиной, всего 42 % детей имеют нормальное речевое и психическое развитие, а у 48 % детей дошкольного возраста выявлены задержки развития разного характера. Так, портрет ребенка, теперь уже с ограниченными возможностями здоровья, постоянно меняется и традиционные методы коррекции не всегда эффективны. Поэтому необходим поиск новых путей преодоления трудностей развития ребенка. На сегодняшний день нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений, и если подход грамотный, то и результативность окажется высокой. Почему мы обратились к данному вопросу? Нередко родители понимают, что с ребенком что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам.

Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является мозжечковая стимуляция.

Мозжечок как важная часть головного мозга

Мозжечок — это часть головного мозга, который контролирует координацию движений, равновесие и позы человека, мышечный тонус. Мозжечок обрабатывает информацию, передающуюся из мозга и периферической нервной системы для балансирования и контроля за движениями тела.

Мозжечок позволяет автоматически двигать мышцами на бессознательном уровне, когда ездим на велосипеде, водим машину, играем на пианино. Мозжечок также может участвовать в когнитивной функции и связаны с человеческим интеллектом. Мозжечок отвечает за мышечную память, координацию движений, баланс мышечного тонуса, равновесие, поддержание позы.

Функции мозжечка состоят в том, чтобы совершать определённые действия:

  1. Поддерживать баланс и равновесие человека.
  2. Осуществлять точную координацию движений.
  3. Координировать зрение, движения глаз.

Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неуклюжесть в движениях, растерянность, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

Для решения этих задач помогает использование в работе метода мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведения ребенка.

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток — нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50 %). Очень долго считалось, что мозжечок регулирует только равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка была пересмотрена и ученые пришли к выводу, что мозжечок — это ключ к обучению буквально всему, в том числе и к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка.

Мозжечок имеет связи с другими структурами в головном мозге и его стимуляция активизирует эти области, в том числе лобные отделы, отвечающие за психическое развитие и височные, отвечающие за понимание и за моторную организацию речи.

Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений программы Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем.

История изобретения метода (Balametrics)

Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics — это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ в. Балансировочный комплекс Balametrics был разработан американским ученым Френком Бельгау более 50 лет назад.

В начале 1960-х годов Фрэнк Бельгау работал в классе со школьниками, испытывающими проблемы с чтением. Именно тогда Фрэнк Бельгау начал эксперименты по поиску физической активности, влияющей на обучаемость. Ф. Бельгау просил учеников читать вслух отрывок из текста, затем в течение 10–15 минут делать те или иные физические упражнения, после чего снова читать другой отрывок из того же текста.

Позже Ф. Бельгау переехал в Хьюстонский университет, где он возглавлял лабораторию, а также руководил программой по преодолению проблем с чтением и обучением. В программе участвовали дети и их родители, причем преимущественно это были родители-ученые, работающие в области космических исследований НАСА. Именно их опыт и советы способствовали тому, что Ф. Бельгау сосредоточил внимание на упражнениях на равновесие и координацию. В итоге Ф. Бельгау изобрел Балансировочную Доску Бельгау и разработал серию упражнений на ней.

Впоследствии программа Ф. Бельгау получила название «Learning Breakthrough», что можно перевести как «Прорыв в обучении». Данная программа уникальна по своей продуманности и системности, она уже не раз доказала свою эффективность и завоевала большую и оправданную популярность.

Принцип программы:

– стимулирование сенсорной интеграции (вовлечение сенсорных систем в формирование ответа на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом);

– совершенствование работы вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем;

– в основе эффективной деятельности человека лежит развитие обоих полушарий коры головного мозга человека и их эффективное взаимодействие друг с другом.

Специалисты «Ассоциации детских нейропсихологов г. Москвы» проанализировали метод Ф. Бельгау, сопоставили его данные с теориями отечественной психологической научной школы (уровневая теория организации движения Н. А. Бершейтна, теория о системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурия, принципы нейропсихологии детского возраста Л. С. Цветковой, деятельностный подход А. Н. Леонтьева и пр.) и в результате разработали свою программу мозжечковой стимуляции со следующими принципами:

– от простого к сложному;

– принцип оптимального уровня сложности (правильный подбор уровня сложности для ребенка);

– принцип поэтапного освоения;

– принцип усложнения инструкции;

– би/моно/попеременно (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);

– принцип направленности движений (выполнение упражнений по центру, вправо, влево, по кругу);

– принцип новизны.

Мозжечковая стимуляции эффективна при следующих диагнозах:

– синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ);

– минимальная мозговая дисфункция (ММД);

– задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;

– задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);

– нарушения устной и письменной речи (дислексия и дисграфия);

– аутизм и расстройства аутистического спектра;

– синдром Аспергера;

– логоневроз (заикание);

– центральное нарушение слухового анализа;

– расстройство сенсорной обработки;

– нарушение походки;

– нарушение осанки;

– нарушение моторики;

– нарушение работы вестибулярного аппарата;

– нарушение координации движений

Описание комплекса (Balametrics)

В основе тренажера лежит балансировочная доска Бильгоу, которая представляет собой деревянную доску с разметкой. Она устанавливается на 2 полукруглые опоры, которые могут изменять угол наклона от 0° до 50°. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений. Чтобы удержать равновесия на такой доске требуется определенная сноровка, поэтому сначала ребенку необходимо научиться удерживать равновесие на самой доске. Далее ребенку необходимо выполнять различные упражнения с дополнительным инвентарем, балансируя на доске в положении стоя. Например, перебросить мешочки из одной ладони в другую, отбить мячик палкой, повернуть туловище в разные стороны и т. д.

Тренажер имеет достаточно разнообразное количество дополнительных компонентов, это соответствует коррекционно-развивающему принципу двойной стимуляции, т. е. ребенку необходимо удерживать равновесие и одновременно выполнять какие-нибудь действия.

https://i1.wp.com/proautism.info/wp-content/uploads/2019/09/doska-Bilgou-1.jpg?w=1110&ssl=1

Влияние мозжечковой стимуляции на развитие речи

На занятиях логопеда особое место в развитии речи ребенка занимает мозжечковая стимуляция. Для всех детей с нарушением речи характерны нарушения моторной функции, выраженные в артикуляционных расстройствах, трудностях серийно-последовательных построений (слоговая структура слова, звуко-слоговой анализ и синтез, письмо, чтение) и темпо-ритмической организации речи.

Выполняя упражнения на балансировочной доске, ребенок одновременно проговаривает слова или словосочетания на заданный класс слоговой структуры, автоматизирует поставленный звук, определяет место звука в слове, придумывает на заданный звук слова, повторяет скороговорки и т. д. Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, кинезиологические шарики, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). При таких занятиях на балансире у детей развиваются одновременно такие системы как:

– вестибулярная

– моторная

– сенсорная

– глазодвигательная.

Если ребенку не удается удерживать баланс, он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор, пока ему не удается найти равновесие. По мере усвоения увеличивается сложность упражнений. От простого к сложному. Интеграция между двумя полушариями, развивающаяся в ходе занятий, обеспечивает развитие пластичности мозга и возможность компенсировать функциональные или органические недостатки базовых структур мозга.

Большинство упражнений на балансирующей доске пересекают среднюю линию тела, многократное повторение которых приводит к значительному улучшению межполушарного взаимодействия. А это является необходимой предпосылкой для формирования речи и других психических процессов.

Метод мозжечковой стимуляции способствует формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Игровая форма, дух соперничества (с собственным результатом), возможность выбирать уровень сложности — это некоторые из способов, которые можно использовать в методе мозжечковой стимуляции для создания у ребенка уверенности в себе и желании повысить свою школьную успеваемость.

Игровые приемы развития речи с использованием метода мозжечковой стимуляции

1.1. Комплекс игровых упражнений способствующих развитию речи с использованием межполушарных досок

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1025403833.jpg

Игра «Вьюга»

Ребенку предлагается пройти по спирали, чередуя вдох через нос, а выдох через рот. При этом одновременно выполнять плавные движения обеих рук.

Игра «Ловкие пальчики»

Ребенку предлагается указательным пальцем ведущей руки проходить лабиринт в одном и другом направлении. При этом произнося на выдохе гласный звук. А-а-а-а-а-а-а. Затем повторяем эти упражнения другой рукой и произносятся другие гласные звуки.

Игра «Лабиринт»

Ребенку предлагается прокатывать каждым пальчиком по очереди камешек по лабиринту. При этом произнося гласные звуки, слоговые дорожки, слова на автоматизируемый звук.

Например: А-У-О-И-Э

ТА-ТА-ТА, КА-КА-КА

ША-ШО-ШУ-ШИ

ШОК-ШУТ-ШУМ

ШАПКА-ШУТКА-ШУБКА

Игра «Лево-право»

Ребенку предлагается правой рукой проходить по правой спирали, при этом проговаривать называния овощей, затем левой рукой по левой спирали — названия фруктов.

Игра «Дикие-домашние»

Ребенку предлагается правой рукой проходить по правой спирали, при этом проговаривать названия диких животных, затем левой рукой по левой спирали — домашних животных.

1.2 Упражнения, направленные на освоение баламетрикса

Простые ознакомительные упражнения с балансировочной доской

C:\Users\Оксана\Desktop\IMG_20200529_170922.jpg https://static-eu.insales.ru/images/products/1/500/165396980/balansir-tbcc-top.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=59ec6cfd7e02e61e77e382c1d69b8c4a-l&n=13

«Вот какой я ловкий»

Ребенку необходимо залезть и слезть с доски: спереди, сзади, с обеих сторон (повторить 5–10 раз)

«Как красиво я сижу, спинку ровно я держу»

Ребенок в положении сидя «по-турецки» удерживает равновесие (2–3 мин)

«Пловец»

Ребенок сидит на доске и выполняет упражнения руками — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно –левой, правой.

«Ножницы»

Ребенок вытягивает руки перед собой, поворачивает одновременно их влево, а голову вправо и тянется, затемнаоборот, голову вправо и тянется. Необходимо стоять на доске ровно и удерживать равновесие .

«Весы»

Руки как у балерины вниз и в круг. Руки изображают чашу весов, ладошки вверх, носики весов — пальчики соприкасаются. Одновременно правая рука поднимается вверх и ладонь сморит в потолок и тянется туда, а левая опускается вниз и ладонь смотрит в пол и тянется туда. Возвращаются в исходное положение весов и меняются местами, левая вверх, правая вниз. Повторить 5–20 раз.

Во время выполнения этих упражнений ребенку предлагается речевой материал на автоматизацию звуков.

1.3 Игровые упражнения, направленные на развитие звуковой стороны речи с использованием метода (Balametrics)

Пропевание гласных звуков с движениями стоя на балансировочной доске (все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе)

«Цветок распускается» — [а]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх — вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а — выход».

«Рубим дрова» — [у]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх — вдох. Наклон — поем: «У-у-у-выдох».

«Обнимаем солнышко» [о]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны –вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед — выдох.

«Держим шарик» [э]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны — вдох. Руки перед грудью — выдох: «Э-э-э».

«Неваляшка» [ы]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад — выдох: «ы-ы-ы».

«Поймай бабочку» [и]. Исходное положение, стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки плавно поднимаются вверх — выдох: «И-и-и».

1.4 Комплекс упражнений способствующий развитию активного и пассивного словаря с использованием метода (Balametrics)

Игра «Скажи наоборот» – расширение словаря антонимов

Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово, а ребенок возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Например: тяжелый — легкий, холодный — горячий, сухой — мокрый, твердый — мягкий и т. д.

Игра «Животные и их детеныши» – закрепление в речи названий детенышей животных, навыков словообразовании.

Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного (усложнение — удары мяча об пол, из-за головы). Например: у медведя — медвежонок, у волка — волчонок, у лисы — лисенок и т. д.

Игра «Скажи ласково» – образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово, а ребенок возвращая мяч, называет слово с уменьшительно-ласкательным значением.

Например: мяч — мячик, яйцо — яичко, ухо — ушко. корова — коровушка, дерево — деревце и т.д

Игра «Ассоциации» – расширение объема словаря, речевых ассоциаций

Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком, называет слово например: МАК и возвращает мяч взрослому.

1.5 Комплекс упражнений по развитию грамматической стороны речи с использования метода (Balametrics)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c2dca5f980a0e3216bbcbb1961abd409-srl&n=13

Игра «Подбери признак» согласование прилагательных с существительными.

Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, произнося слово и задает вопросы (какой? какая? какие? какое?), а ребенок возвращая мяч, отвечает. Например: небо (какое?) — голубое, ясное, светлое, пасмурное и т. д.

Игра «Посчитай» согласование существительных с числительными

Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называя один предмет, ребенок возвращая мяч отвечает, как будет звучать 1–2-5 предметов.

Например: одно облако, два облака, пять облаков и т. д.

Игра «Слова-родственники» – подбор однокоренных слов

Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называя слов, ребенок возвращая мяч, называет однокоренное слово. Например: лиса-лисичка, лисонька, лисий, лисенок и т. д.

Игра «Чей? Чья? Чьё?» – образование притяжательных прилагательных

Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называет слово и задает вопрос (чей?, чья? чьё?), а ребенок возвращает мяч и отвечает. Например: шапка (чья?) — мамина, поднос (чей?) — мамин, хвост (чей?) — собачий и т. д.

Игра «Один-много» – образование существительных множественного числа родительного падежа

Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие, отвечает на вопросы логопеда. Логопед бросает мяч или мешочек с песком, называет слово в единственном числе и бросает ребенку мяч, ребенок бросает мяч обратно, назвав при этом множественное число. Например: яблоко – много яблок, окно – много окон, рот — много ртов и т. д.

1.6 Упражнения направленные на развитие связной речи с использованием метода (Balametrics)

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1813491/660618b2-2c0f-44a3-9ec7-42f1d4c56a54/s1200?webp=false

Игра «Отгадай-ка» – описывание предмета по существенным признакам

Ребенок, стоя на балансировочной доске и удерживая равновесие загадывает логопеду загадку описывая предмет находящийся в комнате, называя существенные признаки, не глядя на него и бросает мяч. Логопед отгадывает. Например: план описания предмета — он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, пинать и т. д.

Игра «Где начало рассказа?» – развитие последовательности, логичности в составлении рассказа по серии картин

Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Перед ним находится напольная мишень (доска для отбивания) на которой находятся сюжетные картинки. Ребенку предлагается ударить мячом по нужной картинке и составить развернутый, связный и последовательный рассказ.

Игра «Опиши игрушку» – построение предложений со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями

Ребенок, стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Перед ним находится напольная мишень (доска для отбивания) на которой находятся картинки с изображением игрушек. Ребенок ударяет мячом по картинке и описывает игрушку. Например: Лиса — это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест мелких животных и т. д.

Игра «Придумай рекламу книге (платью)» – развитие умения творчески использовать слово, описывать предмет, давать ему яркую характеристику.

Ребенок, стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Логопед называет слово, ребенок рассказывает о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали и бросает мяч.

Игра «Если бы» – развитие связной речи, воображения, мышления и прогнозирования.

Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Логопед предлагает пофантазировать на определенные темы. Ребенок отвечает и бросает мяч. Например: «Если бы я был волшебником, то…», «Если весна не наступит никогда, то…».

Игра «Потому что» – развитие связной речи, мышления

Ребенок стоит на балансировочной доске и удерживает равновесие. Логопед задает вопрос, а ребенок отвечает полным предложением и отбивает мяч. Например: «Ты моешь руки потому, что…», «Птица прилетела к кормушке, потому что…», «Мы ложимся спать, потому что…».

Литература:

  1. Зуева Ю. В., Корсакова Н. К., Калашникова Л. А. Роль мозжечка в когнитивных процессах.
  2. URL: http://virtualcoglab.cs.msu.su/html/Zueva.html
  3. Кипхард Э. Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития / Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004.
  4. Педяш Н. А. Мозжечковая стимуляция — метод двигательной нейропсихологической коррекции. URL: https://www.b17.ru/article/113707/
  5. Опыт реализации программы мозжечковой стимуляции с применением балансировочного комплекса Learning Breakthrough Kit (Balametrics) // Ассоциация детских нейропсихологов г. Москвы. Раздаточный материал к тренингу-семинару.
  6. Острая мозжечковая атаксия. URL: http: //medicalhandbook.ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia.htm.
  7. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. № 3.
  8. URL: http://www.ppacade.
  9. Learning Breakthrough-Dr. Belgau History.
  10. URL: https://learningbreakthrough.com/program-overview/learning-breakthrough-history-sensory-integration-disorders/
  11. Крупечук, О. И. Исправляем звукопроизношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств/ О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева — СПб.: Идательский дом «Литера», 2010.
  12. Коноваленко, С. В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушением развития / С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая — Спб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2012.
  13. Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / Т. А. Куликовская. — М.: АСТ, 2010.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников

Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Арт-терапия как средство формирования эмоциональной устойчивости педагогов (профилактика профессионального выгорания)

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников

Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Арт-терапия как средство формирования эмоциональной устойчивости педагогов (профилактика профессионального выгорания)

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Театрализованная игра как эффективное средство социальной адаптации детей с ОВЗ

Задать вопрос