Патриотическое воспитание в условиях дошкольного и семейного образования
Автор: Щукина Екатерина Петровна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 07.09.2020
Статья просмотрена: 21 раз
Библиографическое описание:
Щукина, Е. П. Патриотическое воспитание в условиях дошкольного и семейного образования / Е. П. Щукина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5503/ (дата обращения: 19.12.2024).
Как воспитать в детях чувство патриотизма, любви к своей Родине? В современных условиях эти вопросы встают перед педагогами все более и более серьезно. Ни для кого не секрет, что ребенок в наши дни подвержен влиянию огромного количества различной информации, порой негативной. Средства массовой информации вольно или невольно становятся для дошкольников тем источником, из которого они черпают представления о многих сторонах жизни взрослых, в том числе представления негативные. Именно поэтому так важно уже с детства формировать в дошкольниках правильное отношение к своей стране.
Что же такое «патриотизм», «патриотическое воспитание» в свете дошкольной педагогики?
Говоря о дошкольниках, мы имеем ввиду прежде всего любовь к тому, что непосредственно окружает ребенка, с чем он взаимодействует каждый день: любовь к родному городу, культуре России, декоративно-прикладному искусству в его самобытности, обычаям и традициям, родной природе, и, конечно, чувства гордости за свой народ, его славное прошлое.
Организуя работу по патриотическому воспитанию педагог решает сразу несколько важных задач:
– Формирование представлений о России, ее самобытности, истории развития;
– Расширять и углублять знания детей о родной стране, своем городе — своей малой Родине;
– Формировать познавательный интерес;
– Воспитывать у детей чувство гордости за свою страну;
– Воспитывать стремление узнавать новое, уважение к труду взрослых.
Когда же лучше формировать в дошкольника чувство патриотизма? Какой возраст лучше всего подойдет для этого? Ответ очевиден.
Формирование патриотических чувств важно начинать именно в дошкольном возрасте, так как это наиболее благодатное время, чтобы заложить основы того. что в более зрелом возрасте сложится в подлинный патриотизм. Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она становится применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Ни для кого не секрет, что в нынешнее время, когда появилась устойчивая мода на изучение иностранных языков, когда люди имеют возможность свободно передвигаться по миру, привить любовь к Родине — задача довольно не простая.
Сложно внушить ребенку, что нужно любить и восхищаться своей страной, своим городом, когда он побывал с родителями в других странах и видел большое количество красивейших городов. Это становится особенно заметным в старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает уже формироваться своя точка зрения (конечно, косвенно на это влияет мнение взрослых) Даже взрослые нередко ловят себя на мысли, что другие страны мы знаем гораздо лучше, нежели собственную Россию. И конечно, нам хочется переломить эту ситуацию.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не может появиться и существовать. Действительно, если рассматривать патриотизм как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте нужно «научить» (если чувству можно научить) быть привязанным к чему-то или к кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком на первый взгляд деле.
Когда начинаешь рассказывать старшим дошкольникам о родном городе, об его истории, об обычаях и традициях русского народа, они безусловно слушают, когда начинаешь их спрашивать: «Где тебе больше всего нравится бывать?» очень часто звучат рассказы о странах и городах Европы. Но вот что странно, и что нас, как педагогов, не может не радовать: когда речь заходит о празднике Победы, о событиях 1941–1945 годов — нет-нет, а глаза вдруг становятся другими, и 5-ти, 6-ти, 7-летние дети вдруг на глазах меняются. Вот почему если мы хотим воспитать в дошкольниках патриотические чувства, то начинать следует, пожалуй, именно с воспитания чувства гордости за свой народ и свою страну, вышедшими победителями. Именно это событие в истории России как ничто другое пробуждает в детях, да и во взрослых чувство гордости за свою Родину. Именно тема Победы обладает таким сильным действием.
Война, 75-я годовщину окончания которой мы отмечаем в этом году, коснулась каждой семьи в нашей стране, и практически в каждой семье сохранились рассказы бабушек, дедушек о тех событиях. А история России, непосредственно связанная с историей каждой семьи — для ребенка это лучшее средство для воспитания в нем патриотических чувств. Каждый ребенок гордился и всегда будет гордиться своими бабушками и дедушками.
Кто-то скажет: детей нужно беречь от войны, от ее ужасов. С этим никто не станет спорить. Никто не призывает рассказывать дошкольникам о войне в подробностях. О тех ужасах, которые творились нацистами. От таких фактов детей действительно нужно оберегать. Однако какие-то факты им можно и нужно рассказывать. А когда факты истории родной страны рассматриваются детьми через историю своей семьи, то ложится на сердце и душу дошкольника крепко и глубоко.
Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность, если это потребуется, встать на ее защиту. На протяжении долгой истории нашей страны не однажды возникали ситуации, происходили события, требующие о человека именно такого поступка. И хотя мы не ждем от детей такой готовности, но примеры из жизни взрослых вносят существенный вклад в копилку высших социальных чувств ребенка.
Так, в частности, готовясь к юбилею Победы, мы попросили ребят расспросить родителей об их родственниках, прошедших или заставших войну, а потом рассказать остальным ребятам из группы о своих близких. Предлагая ребятам такое задание, мы не ожидали такого отклика и воодушевления с их стороны какой будет иметь эта просьба. Отклик был невероятный.
Ребята узнали много интересных фактов о своих предках: принимавших участие в сражениях, трудившихся в тылу, воевавших в партизанских отрядах и так далее, и наперебой делились этим с остальными. Были истории и героические, и забавные, но непременно интересные, ибо были связаны с конкретными людьми, близкими и родными, даже если ребенок уже не застал своего предка о котором рассказывал, но от этого не переставшего для него быть родным. Дошкольники с гордостью показывали фотографию из семейного архива своего прадедушки или прабабушки, прошедших войну.
Конечно, это — работа не одного дня. Но она необходима и включает в себя беседы, просмотр презентаций, картин и фотографий, чтение художественной литературы с последующим ее обсуждением, рассказы самих детей, разучивание стихотворений, досуги к 23 февраля, к 9 мая, посещение музеев и отражение своих впечатлений в ходе продуктивной деятельности (рисунках, аппликациях, конструировании), решение проблемных ситуаций, и многое другое.
Особенно хочется сказать еще об одном: чем дальше от нас Победа, тем меньше остается реальных участников тех героических событий. Нам невероятно повезло: на протяжении нескольких лет, пока позволяло здоровье, в канун 9 мая к нам в детский сад приходили ветераны. Они делились с ребятами своими воспоминаниями о тех годах.
Так уж повелось, что о ВОВ мы вспоминаем только в канун 9 мая. Но ведь тему героизма русского народа, давшего отпор фашистским полчищам, можно провести практически через любую тему. Рассказывая о родном городе, можно и нужно вспомнить о том, как обороняли Москву, как была одержана первая победа, вселившая в людей веру в то, что враг будет разбит.
Говоря о природе России, стоит упомянуть о том, что к таким суровым зимам, какие бывают только у нас, зимой 1941 г. враг не был готов, и это обстоятельство тоже способствовало победе русского народа, привычного к снегопадам и сильным морозам. Знакомя детей с тем, как возделывают и пекут хлеб, старшим дошкольникам стоит рассказать о том, насколько ценен был хлеб в годы войны. Обращаясь к теме русских обычаев и традиций, декоративно-прикладного искусства, мы снова нет-нет да вспоминаем о событиях Великой Отечественной Войны.
С опорой на эту работу в детях формируется прежде всего чувство гордости за свой народ, за свою Родину. В них просыпается то, что можно назвать патриотизмом. Нельзя не упомянуть об огромной роли родителей в такой работе. Она велика, ибо позволяет расширить, углубить и уточнить знания детей, способствует формированию нравственного сознания дошкольников.
Вовлеченность родителей в процесс патриотического воспитания, их заинтересованность в результате — залог успешной работы, чего бы это не касалось, а уж патриотического воспитания — особенно.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослый любит свою Родину, предан ей, умеет наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. Нужно помнить: одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому взрослому стоит всерьез задуматься над собственным чувством патриотизма, любви к своему Отечеству.
Хочется верить в то, что эти дети вырастут настоящими патриотами, искренне любящими свою Родину — Россию, и никому не позволят в будущем исказить историю, наше прошлое, приписать себе победу наших предков, как это нередко делают сейчас.
Литература:
- Алешина Н. В. Ознакосление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. — М.: ЦГЛ, 2005. — 246 с.
- Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Планирование внеучебной деятельности детей в режиме дня. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2011. — 496 с.
- Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру./ С. А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками./ Л. И. Катаева.– М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 г. — 224 с., ил.
- Развивающие занятия с детьми 6–7 лет / Под редакцией Л. А. Парамоновой. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.- 944 с.:ил.