Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Таймолкина, Е. Е. Развитие навыков эффективного общения у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии / Е. Е. Таймолкина, С. В. Кудашова, М. Ю. Демидова, Ю. В. Тарасова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5506/ (дата обращения: 16.11.2024).



Задачи:

− Развивать коммуникативные умения и навыки.

− Способствовать расширению эмоционального опыта.

− Развивать воображение и фантазию.

− Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.

− Развивать эмпатию, научить работать в парах, группах.

Материалы и оборудование: гелиевый шарик, снежинка, тучка, осенний листок и солнышко, письмо, карта. Аудиозапись «Времена года», композитор П. И. Чайковский, шум ветра, «волшебные очки», краски акварельные, прозрачный мольберт, трубочки, листочки.

Вы сегодня уже здоровались друг с другом? Я хочу Вам предложить поприветствовать друг друга по-особенному. Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки, эфиопы — прикасаются щекой, африканцы трутся носами. Предлагаю вам поздороваться с соседом слева по-европейски, с соседом справа как эфиопы.

Влетает гелиевый шарик, к которому прикреплены: снежинка, тучка, осенний листок и солнышко, письмо, карта.

—Ой, ребята, что это? Посмотрите к воздушному шару что-то прикреплено. Смотрите — послание. Оно адресовано дружным и добрым ребятам. Здесь написано: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам обитатели леса. Мы обращаемся за помощью к дружным и добрым детям. «Туман Времени» окутал лес и начался переполох! Все перемешалось: то идёт дождь и дует холодный ветер. А то неожиданно светит жаркое солнце, на небе появляется радуга. То вдруг начинается сильный снегопад, и приходят морозы. Мы совсем запутались. Заяц не знает, менять ли ему серую шубку на белую, а медведь не хочет ложиться спать. Птицы то собираются в тёплые края, то вновь начинают вить гнёзда… Мы не можем понять, какое же наступило время года. Помогите нам навести порядок». Ребята, как вы думаете, это нам лесные жители написали? Мы дружные и добрые? А мы можем помочь нашим друзьям? Вспомните сказку про царя из Заоблочного царства. Как его звали? (царь ГОД). А кто были его дочери? Нужно отправиться в его владения и рассказать ему, что натворил «Туман Времени». А вот и карта. Давайте посмотрим, как нам добраться до Заоблачного царства. Посмотрите, какой длинный путь нам нужно пройти. Давайте полетим на воздушном шаре, держитесь за его длинную веревочку. Готовы, ребята? Ну, тогда отправляемся.

Этюд «Четыре стихии».

Играющие стоят в кругу. Ведущий произносит слова:

«Земля» — руки вниз;

«Вода» — руки вперёд;

«Воздух» — руки вверх;

«Воздух» — вращение руками.

Восстановление дыхания.

1 остановка. Снежная страна.

Игра «Волшебные очки»

— Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!

Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье).

— А каждый из вас примерит эти очки и хорошенько рассмотрит своего соседа. Может они помогут увидеть то, что вы раньше не замечали…

Дети по очереди говорят о своих товарищах. Воспитатель, при необходимости, приходит на помощь.

2 остановка «Страна цветов».

Художественная деятельность «Выдувание цветов с помощью красок и трубочек».

— Сегодня мы продолжим знакомство с новым необычным способом рисования-«кляксографией». Создайте свою цветочную поляну, используйте любимые цвета.

3 остановка. Солнечная страна

Отгадывание загадок.

Ведущий загадывает детям загадки. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все дети поднимут руки, ведущий считает до трех, и на счет «три» они должны будут все вместе прошептать ответ на загадку.

Отгадывание загадок

1. Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белого лучи.

2. Над лугом парашютики

Качаются на прутике.

3. Летом — снег!

Просто смех!

По городу летает,

Почему же он не тает?

4. В синем небе,

Как по речке,

Белые плывут овечки.

Держат путь издалека.

Как зовут их?

5. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём.

4 остановка. Страна осенних листьев-печатание на прозрачном мольберте.

— Осенью листья на деревьях становятся не только желтыми, а и красными, оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче окраска. Сегодня мы с вами будем рисовать осенние деревца, но несколько необычным способом, в этом нам помогут наши листики — мы будем ими печатать.

— Возьмите любой понравившийся листик, покройте его краской (желтой, красной и т. д. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.

Дети по очереди покрывают листочки краской, прикладывают листочки к мольберту. Затем дорисовывают детали.

Релаксация

Упражнение «Плывём в облаках». Звучит спокойная музыка. Педагог медленно произносит слова:

«Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышится легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Сегодня необыкновенно хороший день. Вам тепло и вы чувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.

Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака, в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землёй и медленно, мягко поднимаетесь вверх, навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь ещё выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нём. Теперь вы плывёте на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, и вы плывёте на самом большом и мягком облаке из тех, что можно сейчас видеть на небе.

А теперь нам пора спускаться обратно на землю… Скажите про себя, своему облаку и оно плавно и мягко поплывёт всё ниже и ниже, пока не достигнет земли…».

— Мы с вами дошли до конца испытания. Давайте похлопаем себе и дружно скажем: «Молодцы!». Несмотря на то задания были нелегкими, вы отважно начали этот путь и успешно преодолели все трудности. Туман Времени рассеялся и всё встало на свои места: за Зимой приходит Весна, за Весной- Лето, за Летом-Осень и снова Зима. И произошло Волшебство: наш маленький шарик превратился в большой ШАР РАДОСТИ. Все Времена Года собрали в него свои любимые цвета. И пусть каждый из вас выберет на память от нашего путешествия то время года, которое он любит больше всего.

Шарик лопается. Дети выбирают маленький шарик любого цвета.

Литература:

  1. Комплекс упражнений для снятия психоэмоционального напряжения «Релаксация». — Текст: электронный // Социальная сеть работников образования nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/05/13/kompleks-uprazhneniy-dlya-snyatiya (дата обращения: 05.09.2020).
  2. Игровой тренинг «Волшебное путешествие». — Текст: электронный // kopilkaurokov.ru — сайт для учителей: [сайт]. — URL: https://kopilkaurokov.ru/psihologu/uroki/ighrovoi-trieningh-volshiebnoie-putieshiestviie (дата обращения: 05.09.2020).
  3. Игровой тренинг на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников. — Текст: электронный // kopilkaurokov.ru — сайт для учителей: [сайт]. — URL: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/ighrovoi_trieningh_na_razvitiie_kommunikativnykh_navykov_i_emotsional_noi_sfiery (дата обращения: 05.09.2020).
  4. Упражнения на расслабление мышц лица для детей. вариант. Направленное внимание. Соблюдение правильного распорядка дня. — Текст: электронный // corsa-club: [сайт]. — URL: https://corsa-club.ru/uprazhneniya-na-rasslablenie-myshc-lica-dlya-detei-variant.html (дата обращения: 05.09.2020).
  5. Релаксационные занятия с детьми. — Текст: электронный // Публикации для аттестации Дошкольник.рф: [сайт]. — URL: http://doshkolnik.ru/psihologiya/14364.html (дата обращения: 05.09.2020).
  6. Релаксационные упражнения с детьми. — Текст: электронный // Социальная сеть работников образования nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/12/16/relaksatsionnye-uprazhneniya-s-detmi (дата обращения: 05.09.2020).

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста методом проектной деятельности

Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Задать вопрос