Конспект логопедического досуга для родителей и детей подготовительной логопедической группы по теме «Народный праздник Осенины — осени именины» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конспект логопедического досуга для родителей и детей подготовительной логопедической группы по теме «Народный праздник Осенины — осени именины» / Э. В. Акатова, Н. Г. Кан, В. А. Параденко [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5519/ (дата обращения: 17.10.2024).



Занятие с использованием современных образовательных технологий:

– игровых технологий;

– здоровьесберегающих технологий;

информационно-коммуникационные технологии

Участники: дошкольники 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи, педагоги группы и музыкальный руководитель.

Количество участников : 15 человек.

Длительность: 30 минут.

Цель досуга: пробуждение интереса у детей к родному языку и русским традициям, знакомство с многообразием слов русского языка, повышение уровня языкового развития.

Задачи:

Образовательная область познавательное развитие

1) Познакомить детей с русским традиционном праздником «Осенины».

2) Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.

3) Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта: печь, чугунок, самовар, крынка, кочерга, ухват, скалка, углевой утюг.

Образовательная область речевое развитие

1) Развитие речевой активности детей.

2) Уточнение и обогащение словаря детей за счёт слов, которые вышли из активного употребление в повседневной жизни, но часто встречаются в русском народном творчестве, за счёт закличек, потешек, загадок, поговорок.

3) Развитие языкового чутья, словесно-логического мышления, внимания к родному языку.

4) Правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи, их точное использование по смыслу.

5) Развитие связной монологической речи и коммуникативных умений при помощи игровых подходов и народных игр.

Образовательная область социально-коммуникативное развитие

1) Воспитание бережного отношения к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

2) Воспитание любови и уважения к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

3) Формирование у детей умения поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно — прикладного искусства.

Образовательная область художественно-эстетическое развитие

1) Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыки.

2) Воспитывать нравственные качества, прививать любовь к русским обычаям.

3) Воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.

Образовательная область физическое развитие

1) Развивать общую и мелкую моторику по средствам русских народных игр.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, разучивание русских народных песен, танцев, хороводов, игр, пословиц и поговорок. Чтение русских народных сказок.

Оборудование:

Инсталляция русской избы с предметами быта: лавка, стол, старинная посуда, углевые утюги, прихват, кочерга, чугунок, рушники, корыто. Мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, осенними приметами. Декорация музыкального зала дарами осени. Музыкальные инструменты и русские народные костюмы.

Ход совместной деятельности:

  1. Орг. момент

Педагоги в русских народных костюмах приглашают детей в музыкальный зал.

Педагог1 : Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики) . В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».

Педагог 2: Р ады видеть вас, гости дорогие!

А-ну, ребята, всех созывайте,

Да гостей закликайте!

  1. Основная часть

Педагог 2 : Ребята, а вы знаете, что значит «закликать»?

Ответы детей : Закликать — значит звать, приглашать.

Педагог2: А позовём мы гостей закличкой. Скажите, ребята, вам знакомо это слово?

Ответы детей ….

Педагог1: Заклички — это короткие стихотворные приговорки, просьбы.

Ребёнок 1:

Тарара, тарара, вышли девы со двора,

Песни петь да плясать, веселиться да играть!

Ребёнок 2:

Проходи, честной народ, не пыли, дорожка,Добры молодцы пришли погулять немножко!

Ребёнок 3:

В хороводе гулять,

Нашу осень в гости ждать!

Педагог2: Асегодня у нас Осенины — славной осени именины.

В этот день всегда провожали осень, прославляли её, благодарили за богатый урожай.

Под музыку входит хозяюшка Осень

Осень: Добрый день и поклон вам, люди добрые, давно я вас поджидаю!

Ребята, что вы знаете о моих именинах — Осенинах?

Дети: Осенины — старинный русский праздник. Проводы лета и встреча осени.

Педагог1: Отмечали этот праздник на Руси 14 сентября со всеми возможными увеселениями. Молодые и старые сходились на посиделки.

Ребёнок 4: Собирали посиделки пожилых и молодых.

Говорили, песни пели и водили хоровод!

Ребёнок 5 : Добрым чаем угощались, с мёдом, явно без конфет,

Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.

Ребёнок 6: А играли как! В горелки! Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки были праздником души!

Педагог 2 : Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить!

Эй, ребята, выбегайте и в горелки сыграйте!

Народная игра «горелки»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Педагог 1: А ещё, ребята, на осенины по традиции утром люди шли к берегам озер и прудов, чтобы киселем и овсяным хлебом встретить матушку Осенину. Держа в руках хлеб, пели песни. А затем кормили им скотину.

Педагог 2: И мы, матушка Осень, пришли к тебе не пустыми руками, а с пирогами, куличами и колобками. Отведай нашего гостинца!

Дети поют песню «испечем вам пироги» (песня с движениями).

1-й куплет.

Испечем вам пироги, сладкие такие

Испечем вам пироги, гости дорогие.

Проигрыш — ля-ля-ля…..месим тесто.

Припев.

Положили два яйца и налили молока

А теперь муки — будут пироги.

2-й куплет.

Испечем вам куличи сладкие такие,

Испечем вам куличи, гости дорогие.

Проигрыш — ля-ля-ля……раскатываем тесто.

Припев.

Положили два яйца и налили молока

А теперь муки — будут куличи.

3-й куплет.

Испечем вам пирожки, сладкие такие

Испечем вам пирожки, гости дорогие.

Проигрыш — ля-ля-ля…..лепим пирожки.

Припев.

Положили два яйца и налили молока

А теперь муки — будут пирожки.

4-й куплет.

Испечем вам колобки, сладкие такие

Испечем вам колобки, гости дорогие.

Проигрыш — ля-ля-ля…лепим колобка.

Припев.

Положили два яйца, молока чуток

Соль, сахар и муки,

Здравствуй, Колобок!

Педагог 1: Ещё в день Осенин переезжали в новые избы и справляли новоселье. Верили, что это принесет новоиспеченным хозяевам благополучие.

Под музыку входит бабушка Федора Егоровна

Федора Егоровна :

Здравствуйте, вы меня узнали?

Я бабушка Федора.

Весело, радостно теперь я живу.

С посудою милою теперь я дружу.

Дорогие гости, в мой новый дом заходите,

На мою посуду поглядите.

Дети подходят к инсталляции дома Федоры.

Педагог : Ребята, обратите внимание, у бабушки Федоры еще сохранилась старинная посуда.

Федора Егоровна: Ребята, я хочу с вами поиграть. Сможете мои загадки отгадать?

— Он как круглая кастрюля

Он чумазый не чистюля

Где там в печке уголек

Сварит кашу … чугунок .

—Попробуйте, подержите какой он? (Тяжелый)

—А может быть кто-нибудь знает, почему его называют чугунок? (Потому, что он сделан из чугуна).

—Чугун — это такое железо.

—Чугун сделан из чугуна — значит он какой? (Чугунный).

—Слушайте мою другую загадку:

Выпускает жаркий чай

Древний чайник… (самовар)

— Правильно, молодцы. Какое интересное название — самовар — значит сам варю.

— А что же он варит? (Чай).

— А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются? (Да)

—Сейчас они стали электрические.

—Раньше не было холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко? (Крынке, кувшине).

— Крынка, кувшин — что это? (Это посуда).

—Из чего она сделана? (Из глины). Значит она — глиняная. Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.

Посмотрите на пол. Чем покрыт пол? (Ковриками).

— А коврики, какой формы? (Круглые).

Для чего пол покрывали? (Для тепла).

Плывет, как пароход без оглядки-

Разглаживает на одежде складки (Утюг углевой)

— утюг топился углем и был похож на пароход. Верхняя часть, открывающаяся для загрузки угля. По бокам корпуса были отверстия. В них нужно было дуть, чтобы затухающие угли снова разгорелись.

— А вот ещё одна загадка.

Для печи не заменима,

По форме точно, как нога, мешает угли (Кочерга).

Кочерга — это инструмент из железа. Она нужна для выгребания углей из печки или переворачивания дров в печке.

— Ну и последняя загадка.

Длинная палка-

Нужна для теста — … (Скалка)

Педагог 2: Ребята, а как бабушке Федоре удалось сохранить эту старинную утварь?

Ответы детей.

Федора Егоровна: Вы все правы. А я вам сейчас покажу, как ухаживать за посудой научу. Повторяйте за мной.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику:

Мы почистим посуду песочком,

( трут кулаком о ладонь)

Окатим её кипяточком,

( дуют на раскрытые ладони )

Вытрем её полотенчиком

( выполняют растирающие движения ладонями )

И будет она опять словно солнышко сиять!

(поднимают руки в стороны — вверх, быстро шевелят пальчиками)

Педагог 1: вот такую удивительную посуду мы увидели сегодня в доме у Федоры Егоровны и узнали о ней много интересного. Но пора с бабушкой Федорой прощаться!

Федора Егоровна прощается с детьми и гостями и уходит.

Осень: Ребята, на Руси люди предсказывали будущую погоду по приметам, которые передавались от поколения к поколению. Примет, приуроченных к моему дню - осенинам, великое множество. Люди наблюдали за поведением птиц, направлением ветра, цветом неба. Давайте сыграем с вами в игру «Народные приметы». Я буду начинать говорить примету, а вы, глядя на мои подсказки на слайде, будете её заканчивать.

  1. Ветер дует из южного края на осенины….. — ктеплой и сырой зиме. Слайд 1
  2. Дождливый день на осенины — кдождливой осени . Слайд 2
  3. Много паутины сулит …. долгую и ясную осень . Слайд 3
  4. Осенний иней — …. Ксухой, солнечной погоде.Слайд 4
  5. Облака редкие — … будет ясно и холодно . Слайд 5
  6. Если гуси полетели на Осенины — … скоро выпадет снег.Слайд 6

Осень: ну что же, ребята, меня вы порадовали своими знаниями о моих именинах — осенинах.

Осень, осень на порог, осенинщикам — пирог!

За ваши терпенье всем угощенье.

(Выносит поднос с пирогами).

Педагог 1: Итебе, хозяюшка-Осень, низкий поклон и спасибо за гостеприимство.

Под музыку Осень уходит.

III. Организация конца занятия.

Рефлексия

Педагог 2: Ребята, какой праздник мы сегодня отмечали? Как люди на Руси отмечали этот праздник ? Какую посуду вы запомнили у бабушки Федоры? Что вам понравилось на нашем празднике именинах осени — Осенинах? Ответы детей.

Педагог 1:

Ну а что мы всё сидим,

Во все глазоньки глядим?

Ноги в руки и вперед:

Самовар давно всех ждет!

Совместное чаепитие детей с гостями. Рассматривание мини-музея «Народная игрушка».

Похожие статьи

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весна пришла»

Конспект открытого занятия для детей логопедической группы на тему «Весна»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья»

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы на тему «Первоцветы»

Конспект логопедического досуга для родителей и детей второй младшей группы по теме «Домашние животные. Игры с кубиками Никитина»

Конспект непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике с детьми старшей группы на тему: «Посуда»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Похожие статьи

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весна пришла»

Конспект открытого занятия для детей логопедической группы на тему «Весна»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Семья»

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы на тему «Первоцветы»

Конспект логопедического досуга для родителей и детей второй младшей группы по теме «Домашние животные. Игры с кубиками Никитина»

Конспект непрерывной непосредственно- образовательной деятельности по логопедической ритмике с детьми старшей группы на тему: «Посуда»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР III уровня по теме «Овощи»

Задать вопрос