Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации
Авторы: Башмакова Елена Алексеевна, Соколова Ирина Николаевна, Зоценко Оксана Петровна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 23.09.2020
Статья просмотрена: 33 раза
Библиографическое описание:
Башмакова, Е. А. Патриотическое воспитание детей в дошкольной образовательной организации / Е. А. Башмакова, И. Н. Соколова, О. П. Зоценко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5527/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье описывается опыт реализации Стратегии воспитания в Российской федерации на период до 2025 года. Приоритетным направлением является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольники.
Актуальность исследования. Российскому обществу необходимы люди, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью и четкими нравственными ориентирами. В то же время в обществе ощущается дефицит людей с патриотической направленностью, думающих о судьбе Родины. Одним из проявлений низкой культуры духовности является утрачивание патриотизма как одной из нравственных ценностей народа. В связи с этим, первостепенной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Разработанная Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. Воспитание должно начинаться с детского сада и продолжаться на протяжении всей жизни.
Вопросам патриотического воспитания дошкольников уделяли ученые Т. Н. Доронова, С. А. Козлова, Т. А. Куликова Т. С. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Н.А Ноткина, О. Л. Князева, Е. В. Пчелинцева; Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и др. С. Н. Николаева рассматривала патриотическое воспитание в русле экологии. Ученые М. И. Богомолова, Л. А. Венгер, Н. Ф. Виноградова, В. В. Давыдов, H. A. Короткова, Т. А. Маркова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста познание ими Родины, формирование картины мира через познание родного края.
Благодаря исследованиям ученых, психологов в педагогической науке накоплены определенные научные знания об эффективности процесса ознакомления дошкольников с духовно-нравственными основами патриотического воспитания. Однако, в настоящее время требуются более активные формы обучения и развития дошкольников, сохраняя при этом индивидуальный подход к каждому ребенку.
Исходя из этого была сформулирована цель исследования — разработать, обосновать и экспериментально проверить программу патриотического воспитания детей дошкольного возраста, а также выявить педагогические условия воспитания патриотизма у дошкольников.
Предмет исследования — патриотическое воспитание.
Объект исследования — дошкольники.
Методы исследования и исследуемые
Исследование проходило в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 144» города Воронежа. Участники эксперимента дошкольники двух групп в возрасте 4–6 лет.
Методы исследования: реализация программы патриотического воспитания, включающая темы: «Моя семья», «Песни любимого края», «Праздники и гуляния на Руси», «Памятные даты России», «Здоровый образ жизни — зеркало здорового гражданина», «Быть добрым — это хорошо», «Улицы моего города», «Традиции на Руси — в древности и сейчас» и др.
Исследование является продолжением реализации усовершенствованной программы, длится не один год, с каждым выпуском детей из детского сада, программа дополняется и сравнение идет с результатами нескольких лет. Дети участвуют в таких акциях как «Голубь мира», «Мы вместе», «Час Земли», «Празднуем день народного единства», спартакиада «Быстрее, выше, сильнее», благотворительная акция «Белый цветок», городской фестиваль солдатской и патриотической песни «Защитники Отечества», спортивный праздник «Ловкие, смелые, сильные, умелые», выставка поделок и рисунков «Мы-будущие защитники Родины» и др.
Патриотическое воспитание в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 144» включает в себя решение задач нравственного, трудового, интеллектуального, эстетического, физического, экологического, экономического воспитания. При всем при этом, доминантой содержания патриотического воспитания является нравственный компонент.
Некоторые виды патриотического воспитания представлены на фото.
Рис. 1. Выставка поделок и рисунков «Мы-будущие защитники Родины»
Рис. 2. Подарки папам своими руками
Рис. 3. Всероссийская акция «Голубь мира»
Обсуждение результатов исследования
Реализация программы показала, что патриотизм современного дошкольника характеризуется его желанием активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром. Дети проявляют любознательность, эмпатию на деятельностном уровне. Сущность воспитания патриотических чувств заключается в том, чтобы пробудить у ребенка личностные механизмы, направленные на желание помогать другим, заботиться о родных и близких, понимать нужду другого человека, применяя средства влияния на эмоционально-чувственную сферу.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, животного мира, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.
Изменения в личностных характеристиках показаны на диаграмме.
Рис. 4. Сравнительный анализ сформированности патриотических чувств детей дошкольного возраста.
Таким образом, воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребенка дошкольника, при этом акцент делается на воспитании любви к себе, эмпатии, к родному дому, природе, к труду, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним. Патриотическое воспитание — это поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и педагогов в которой признается субъектная позиция ребенка и осуществляется стимулирование его активности.
Литература:
- Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова / Актуальные задачи педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. М.: Молодой ученый, 2012. С. 7
Похожие статьи
Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников
Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...
Организация и реализация идей патриотического воспитания детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников
В данной статье автор затрагивает проблему нравственно- патриотического воспитания дошкольников в условиях семьи и детского сада. Автор считает, что она может быть успешно решена, только в совместном взаимодействии семьи и педагогического коллектива....
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...
Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...
Методическая разработка урока мужества в начальных классах «День народного единства»
В статье авторы дают описание занятия внеурочной деятельности, направленного на историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны.
Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...
Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте
В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...
Похожие статьи
Патриотическое воспитание как фактор формирования жизненных ценностей у дошкольников
Статья посвящена изучению движущей силы патриотического воспитания в процессе формирования жизненных ценностей у дошкольников. Рассматривается патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях как система специально организованного педаго...
Организация и реализация идей патриотического воспитания детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников
В данной статье автор затрагивает проблему нравственно- патриотического воспитания дошкольников в условиях семьи и детского сада. Автор считает, что она может быть успешно решена, только в совместном взаимодействии семьи и педагогического коллектива....
Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Детство — ответственный этап становления личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Патриотическое воспитание в детском саду — сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружение в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мир...
Роль экологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Данная статья посвящена проблеме патриотического воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на данный момент остается приоритетным направлением в ДОУ. Авторы статьи делятся опытом работы по воспитанию дошкольников на основе...
Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...
Методическая разработка урока мужества в начальных классах «День народного единства»
В статье авторы дают описание занятия внеурочной деятельности, направленного на историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны.
Духовно-нравственное воспитание как одно из средств формирования личности дошкольника
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения — одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно это направление предполагает формировани...
Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте
В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...