Конспект по декоративному рисованию «Матрёшка-Матрёна» с детьми подготовительной группы
Автор: Мельчакова Наталья Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 26.09.2020
Статья просмотрена: 812 раз
Библиографическое описание:
Мельчакова, Н. В. Конспект по декоративному рисованию «Матрёшка-Матрёна» с детьми подготовительной группы / Н. В. Мельчакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5536/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель : Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним видом, обликом, особенностями росписи матрёшек. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.
Задачи :
Образовательные :
– дать представление о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках — матрешках (семеновские матрешки, матрешки из Полховского Майдана, загорские матрешки);
– обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек из разных областей России (наглядное пособие «Матрешки»), обратить внимание на их форму;
– учить находит сходство и различие между ними; учить детей создавать свой образ матрёшки, используя декоративные элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и др.).
Развивающие :
– развивать стремление детей быть оригинальными в создании цветового образа матрешки; т.п.);
– развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России,творческие способности и фантазию, наблюдательность;
– развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана, фартука для матрёшки.
Воспитательные :
– воспитывать у детей чувство коллективизма, желание совместно достигать желаемого результата.
– воспитывать эстетический и художественный вкус.
Оборудование и материалы : Деревянные матрёшки, силуэты матрёшек для каждого ребёнка, краски гуашь, наглядные пособия.
Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек, дидактические игры: «Собери матрешку», «Построй ряд с закрытыми глазами», «Эти удивительные узоры», Сложи Матрену» (пазл).
Раздаточный материал : силуэты матрёшек для каждого ребёнка, краски гуашь, кисти, подставки для кистей, клеенки, салфетки, баночки с водой.
Ход занятия
Воспитатель :
Дети становятся в кружок, лицом к воспитателю.
Воспитатель загадывает загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… ( матрешка ).
Воспитатель ведёт детей к выставке матрешек. Дети рассматривают ее и самостоятельно делают вывод о том, чем они сегодня будут заниматься.
Воспитатель : Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня станем настоящими художниками по росписи игрушек. А расписывать мы будем вот такие игрушки. (Обращая внимание детей на выставку матрешек). Ребята, вам знакомы эти игрушки? Как они называются? (ответы).
Эту куклу- матрёшку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да еще внутри целое семейство сидит. Иногда в одну матрёшку 60 помещается. Последняя самая маленькая- с горошину величиной. Есть матрёшки и вашего роста. Послушайте потешку о матрёшке:
Шли матрёшки по дорожке
Было их немножечко,
Две Матрёны, три Матрёшки
И еще Матрёшечка…
Давайте узнаем, как и кто придумал матрёшку, где и как делают такие игрушки.
Матрёшек делают во многих городах России.
Откуда же взялась такая игрушка на Руси?
Давным-давно, более 120 лет назад, русские купцы привезли из далекой Японии нам в Россию фигурку добродушного лысого старичка. Изображал она старичка Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Эта фигурка оказалась разъемной и внутри была спрятана фигурка поменьше, в ней ещё меньше и ещё... Таких фигурок оказалось ровно пять.
Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. И решили они сделать похожую игрушку: изменили её внешний вид, переодели в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек и назвали её старинным русским именем-Матрёшей. И вкладывались в нее не уменьшенные копии, а просто девчонки и мальчишки, очевидно, братья и сестры, последняя куколка — младенец.
Матрёшки изготавливают из древесины, чаще всего из липы. Обычно первой вытачивают самую маленькую фигурку, которая не открывается, а потом уже все остальные. Мастерят матрешки в разных уголках нашей большой страны.
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название — Семёновская матрёшка. Фартук этой матрёшки украшают цветы, здесь всегда присутствуют чистые теплые тона — какие? ( Жёлтый, лимонный, зелёный ). А вот платок всегда расписан горохом.
Сергиевскию матрешку , которую создают в городе Сергеев Пасад, можно распознать по цветастому платку, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами.
Полховская матрешка родом из Поволжья. Она отличается своей формой. Роспись полховских матрешек сочетает в себе малиново — красный, зеленый и черный цвет. Украшают этих матрешек при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек.
Сегодня матрёшку знают уже во всем мире. Стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром.
Ребята, нам предстоит тонкая работа. Поэтому перед её началом, давайте потренируем наши руки и ноги тоже.
Физминутка :
Мы весёлые матрёшки
Мы весёлые матрёшки —
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки. (Руки согнуты в локтях, указательным палец правой руки упирается в правую щёку. При произнесении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.)
Воспитатель предлагает детям занять места за столами, для росписи матрёшки.
Воспитатель : Ребята, у Вас на столе лежат силуэты матрёшек. Я Вам предлагаю расписать их цветочными узорами. Матрёшку можно украсить любой росписью.
Сначала, нужно нарисовать лицо — прорисовываем глаза, рот, нос (Воспитатель показывает, как правильно это сделать). Затем раскрашиваем платок, рубаху, сарафан. Далее, ребята, используйте декоративные элементы (прямые и волнистые линии, точки, круги, цветы) для украшения.
Пальчиковая гимнастика «Матрешки»:
Мы — красавицы матрешки (разжимают кулаки, шевелят пальчиками)
Разноцветные одежки.
Раз — Матрена, два — Малаша (загибают пальцы)
Мила — три, четыре — Даша.
Маргарита — это пять.
А с Марией будет шесть
Нас нетрудно перечесть.
Дети работают самостоятельно. Воспитатель оказывает словесную помощь.
Подводится итог занятия: Чем сегодня занимались? Что нового узнали? Что понравилось?
По окончании работы проводится выставка рисунков.