Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Автор: Сидельникова Елена Петровна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 30.09.2020
Статья просмотрена: 79 раз
Библиографическое описание:
Сидельникова, Е. П. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста / Е. П. Сидельникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5547/ (дата обращения: 16.11.2024).
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям [1].
Бережное отношение к природе формируется в дошкольном детстве, закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры.
Успешным экологическим воспитанием является создание атмосферы, способствующей развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей.
деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках, на экскурсиях влияет на воспитание гуманных чувств у ребёнка.
В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание беречь и защищать природу, понимать важность охраны природы, нормы поведения в природе выполнять осознанно. Всё это возможно в результате грамотного планирования работы по воспитанию детей дошкольного возраста.
Одним из главных направлений работы нашего детского сада является экологическое воспитание дошкольников. Детский сад участвует в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята — Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. В начале учебного года проходит «Посвящение в эколята» детей старшего дошкольного возраста.
Разработан и реализуется долгосрочный проект «Юный эколог».
Цель проекта: Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста элементов экологической культуры, бережного отношения к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада
Задачи проекта:
– разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;
– обогащать и систематизировать экологические знания детей средствами экологической тропы;
– познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
– формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;
– воспитывать эстетические чувства у дошкольников, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
– способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам создания экологической развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
повысить экологическое просвещение родителей.
Ожидаемые результаты:
Дети: Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе. Формирование у детей гуманистического поведения в природе. Развитие представлений о растительном и животном мире родного края
Родители: Активное участие в совместных с детьми мероприятиях: экспериментально-познавательных, трудовых и экскурсионных.
Педагоги: Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами по экологическому воспитанию. Повышение педагогической компетентности воспитателей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Для реализации проекта в детском саду оформлена экологическая тропа.
Экологическая тропа — специально оборудованный маршрут в образовательных и воспитательных целях, проходящий через различные природные объекты. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологического воспитания и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения, опыты, эксперименты, игры, театрализованные представления, экскурсии.
Работа по созданию экологической тропы проводилась в несколько этапов:
Первый этап организационный :
Создание творческой группы для организации работы экологической тропы. На этом этапе были определены задачи, объем работы, порядок действий. Составлен общий план работы по созданию экологической тропы и план действий.
Второй этап:
Определение маршрута экологической тропы.
Третий этап:
Оформление экологической тропы.
Четвертый этап:
Начало работы экологической тропы. Заведующий детского сада утвердил паспорт экологической тропы
Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов:
1 — Деревья
2 — Кустарники
3 — Цветочная полянка
4 — Жужжащий и ползающий мир (луг)
5 — Огород
6 — Летняя лаборатория (песочница)
Деревья (хвойные, лиственные). Кустарники.
В течение всего календарного года велись наблюдения за сезонными изменениями деревьев и кустарников. По этой теме мы создали альбом, в который поместили фотографии деревьев в разное время года, почки, весенние, летние, осенние листья, хвою, с деревьев и кустарников которые находятся на участке детского сада.
Цветочная поляна. Проводили наблюдения за миром растений и миром насекомых.
Лекарственные растения . Изучили лекарственные растения и их свойства.
Цветы . Познакомились с цветами, которые растут не только на клумбе нашего детского сада, но и на лугу, в саду и с декоративными цветами.
Огород. Весной мы оформляем «Огород на подоконнике» где выращиваем рассаду, а летом мы трудимся на огороде. Мы научились ухаживать за растениями, выращиваем картошку, помидоры, капусту, перцы, огурцы, кабачки, морковь, свеклу, редиску, лук, чеснок, укроп, лекарственные травы. Весь урожай мы собираем и отдаем для приготовления поварам на кухню.
Летняя лаборатория. Втеплое время года на участке проводим игры, опыты, эксперименты с песком и водой.
В течение всего года проводятся тематические экологические экскурсии: в парк, на реку, на огород.
Родители являются полноценными участниками образовательного проекта.
Родители вместе с детьми принимают участие в экологических конкурсах поделок из бросового материала: «Осень золотая», «Мастерская деда мороза», «Эко-мода». Акция «Накорми птиц зимой»: родители вместе с детьми изготовили кормушки для птиц, которые были развешаны по всему участку детского сада, и дети с родителями всю зиму кормили птиц.
Ежегодно в озеленение участка детского сада принимают участие родители и дети. Приняли участие в поселковой акции «Дерево победы» дети, родители и коллектив детского сада высаживали саженцы деревьев в парке.
В результате реализации проекта наблюдается динамика форсированности экологических представлений у детей дошкольного возраста. Значительно вырос уровень экологических знаний о природе Забайкальского края, повысился уровень познавательной и речевой активности, экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для дошкольников, так и для самой природы; повысился уровень экологического просвещения родителей; повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Литература:
- Николаева С. Н. Экологическое воспитание в детском саду — И: Мозайка-Синтез, 2018