Социализация дошкольников в условиях ДОО
Автор: Филиппова Елена Ананьевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 04.10.2020
Статья просмотрена: 84 раза
Библиографическое описание:
Филиппова, Е. А. Социализация дошкольников в условиях ДОО / Е. А. Филиппова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5560/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка, который проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства. Дошкольный возраст насыщен очень важными достижениями в социализации детей, которая предполагает развитие социальных навыков, умения выражать чувства и отношения к миру в соответствии с традициями общества, адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где одно из направлений развития детей выделено социально-коммуникативное, которое предполагает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества [3, c.7], способствующих успешной социализации дошкольников.
Для того чтобы воспитать у детей дошкольного возраста позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, результатах труда и тех мотивах, которые ведут человека к трудовой деятельности. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его, зарождает мечту о собственном будущем, играет решающую роль в полноценном развитии личности в период дошкольного возраста. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость, учатся уважать труд взрослых, начинают гордиться результатами труда своих близких родственников [1, c.26].
Дошкольная образовательная организация — первоначальное звено в единой непрерывной системе образования, первая ступень в формировании элементарных представлений у детей дошкольного возраста о труде взрослых, задачи которой:
– расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества;
– продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка);
– развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы;
– воспитывать уважение к людям труда [2, c.61].
Основными направлениями работы по формированию элементарных представлений у детей дошкольного возраста о труде взрослых являются:
– профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду);
– профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых и могут быть реализованы в дошкольной образовательной организации. Педагогу необходимо создать условия для формирования элементарных представлений о труде взрослых и успешной социализации дошкольников к жизни в обществе, внедряя наиболее эффективные пути и средства решения задач сложного процесса вхождения в мир людей, используя разные формы работы и различные виды деятельности.
Одной из таких эффективных форм работы является экскурсия, которая способствует:
– закреплению, расширению и углублению имеющихся и приобретения новых знаний;
– расширению сферы общения и социальных контактов дошкольников;
– обогащению знаний и представлений об окружающем мире, обществе;
– формированию нравственных черт, эмоций.
Как пример приведем конспект экскурсии в салон красоты родного поселка с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели :
- Познакомить с учреждениями бытового обслуживания населения родного поселка.
- Познакомить детей с профессией — парикмахер.
- Вызвать интерес к творческим профессиям.
Предварительная работа :
- Беседы о профессиях с использованием иллюстраций.
- Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»
- Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты».
- Дидактические игры «Назови профессию», «Лото», «Выбери профессию», «Кому это нужно?».
Ход экскурсии:
Воспитатель : Кем вы хотите работать, когда вырастите? (Ответы детей) . Как вы думаете, чтобы стать врачом , парикмахером, учителем, что для этого нужно сначала сделать? (Ответы детей). Правильно, чтобы работать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала окончить школу, затем окончить колледж или институт и получить профессию. Я знаю такое место в нашем поселке, где вы можете узнать побольше об одной из профессий. Отгадайте о какой профессии я вам загадаю загадку?
Воспитатель :
Ножницы, шампунь, расческа,
Всем я делаю прически,
Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей! (Парикмахер).
Воспитатель : Ребята, а где работает парикмахер? Хотите отправиться в путешествие в салон красоты? (Ответы детей.) Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.) Можно на автобусе, а можно и пешком. Мы пойдем в салон красоты пешком. Вот мы пришли! Заходите, пожалуйста. Все готовы к экскурсии? (Ответы детей.) Это салон красоты. Здесь интересно: большие зеркала, кресла, разные инструменты. Вы знаете, кто работает в салоне красоты? Что делает? Кто приходит в салон красоты? Как разговаривают с клиентом? Как клиенты ведут себя в салоне красоты? (Ответы детей). Нас встречает парикмахер Елена.
Парикмахер: Я покажу вам свое рабочее место и инструменты, которые нужны парикмахеру для работы. Главные инструменты — это расческа и ножницы, они должны быть всегда острыми и чистыми. Для мужской стрижки нужна специальная машинка для стрижки. А чтобы прическа была красивой и прочной, ее покрывают лаком и сушат под феном. Кто хочет поправить свою прическу? Прошу! Клиент садится в кресло, закрываю накидкой его плечи от падающих при стрижке волос и приступаю к работе. Стрижки и прически бывают разные и зависят от многих причин. Бывают стрижки праздничные, для выступлений, для торжеств. Прически выбирают из специальных каталогов. Вот они, посмотрите и догадайтесь какие прически подходят для разных мероприятий. ( Дети рассматривают каталоги и рассуждают о прическах).
Воспитатель. В конце рабочего дня каждый парикмахер наводит порядок на своем рабочем месте, так как завтра начнётся новый день, и придут новые клиенты. Когда рабочий день заканчивается, салон красоты закрывается. Вот видите, как много интересного вы узнали в салоне красоты? Вы можете выбрать профессию парикмахера, но для этого надо учиться. Поблагодарим парикмахера Елену за ее рассказ и подарим стихотворение.
Скоро вырасту большой и пойду учиться,
Парикмахером я буду, не люблю лениться!
Буду кудри завивать и причёски делать,
Буду жизнь я украшать, стричь и брить умело!
Свой салон открою я в городе родном,
И скажу я вам, друзья, мы вас очень ждём! (Г. В. Ястребова)
Воспитатель: Большое спасибо за экскурсию, нам было очень интересно.
Педагоги дошкольных образовательных организаций являются важнейшим звеном, закладывающим основу развития и социализации ребенка — дошкольника в целом.
Мы готовим детей к тому, чтобы они могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
– понимали, что труд — это основа жизни и занимает в жизни людей очень важное место;
– уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
– познакомились с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин и что получается в результате;
– были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
– учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Ознакомление дошкольников с трудом взрослых не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и помогает им индицировать себя к разным профессиональным видам деятельности, формирует у дошкольников определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует формированию положительного отношения к труду взрослых и успешной социализации.
Литература:
- Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная к школе группа. — М.: Мозаика–Синтез, 2015. — с.80.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — с.368.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».