Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразе» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Золова Татьяна Сергеевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 04.10.2020
Статья просмотрена: 1054 раза
Библиографическое описание:
Золова, Т. С. Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразе» для детей старшего дошкольного возраста / Т. С. Золова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5561/ (дата обращения: 19.12.2024).
Программное содержание.
Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах, фразе.
Коррекционно-образовательные задачи:
– Уточнение и совершенствование движений органов артикуляционного аппарата.
– Закрепление правильного произношения звука [Л] в слогах, словах, фразе.
Коррекционно-развивающие задачи:
– Развитие фонематического слуха и восприятия.
– Развитие внимания, памяти.
– Развитие мелкой и общей моторики.
– Развитие силы голоса и интонационной выразительности.
– Повышение речевой активности.
Воспитательные задачи:
– Воспитывать положительное отношение к занятию.
– Развитие контроля за собственной речью.
Дидактический материал:
Кукла, предметные картинки для артикуляционной гимнастики, шарик-массажер Су-Джок, компьютер, настольная игра «Что купила Лада в магазине?», компьютерная игра — презентация «Чего нет на полке?», чудо-коробка с игрушками и предметами: пила, лошадь, слон, блокнот, лось, стол.
Ход:
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй! Сегодня к нам в гости пришла Лада, чтобы сделать наше занятие интересным и весёлым. Хочешь узнать какой звук мы сегодня будем учиться правильно и четко произносить?
Ответ ребенка.
Логопед: Мы будем сегодня учиться правильно произносить тот звук, который стоит в начале имени Лада. Как ты думаешь какой это звук?
Ответ ребенка.
II. Основная часть.
Развитие мелкой моторики.
Логопед: Проснулась Лада рано утром, сделала зарядку, умылась, позавтракала и побежала на улицу, гулять. Во дворе уже играли её подружки с мячами. И позвали Ладу тоже поиграть с ними.
Ребенок по примеру логопеда выполняет самомассаж шариком Су-Джок.
Я мячом круги катаю, взад-вперёд его гоняю
Им поглажу я ладошки, будто я сметаю крошки.
Я сожму его немножко, как сжимает лапу кошка
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
А теперь последний трюк: мяч летает между рук.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
– Настроение у Лады было хорошее. Она улыбались. Делаем упражнение «Улыбка» .
– Поиграла Лада с подругами в игру «Толстячки-Худышки»
– Лада посмотрела на свои часы, не пора ли ей домой? Оказалось, что до обеда еще много времени. Делаем упражнение «Часики»
– Лада решила покачаться на качели. Упражнение «Качели».
– А потом вышел папа у Лады, с красками. И начал красить беседку во дворе. Делаем упражнение «Маляр».
– Очень красивая получилась беседка у папы. Он даже нарисовал на ней травку, цветы и грибочки. Делаем упражнение «Грибок»
– Неподалеку текла река. По ней проплыва кораблик с красивым парусом. Упражнение «Парус».
– А потом над детской площадкой пролетел самолет. Его мотор гудел так: Л-Л-Л-Л. Повтори как гудел самолет?
– Вдруг подул ветер, да так сильно, что закружил все листья, которые лежали на земле.
Дыхательная гимнастика.
Подуй так же сильно, как дул ветер.
Анализ артикуляции
Логопед : Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы?
Ребенок: В улыбке.
Логопед: А где находиться язычок?
Ребенок: За верхними зубками.
Логопед: Звук [Л] он какой звук, гласный или согласный?
Ребенок: Согласный.
Логопед: Звук [Л] он какой звук, глухой или звонкий?
Ребенок: Звонкий, дрожит горлышко.
Логопед: Перелагаю еще раз изобразить, как гудит самолет.
Развитие силы голоса и интонационной выразительности
Логопед : — Вспомним упражнение «Самолет»: самолет летит, гудит Л-Л-Л. Если самолет летит к маленькому облачку он гудит тихо, а если к большому — громко.
Логопед направляет изображение самолета то к большому, то к маленькому облачку. Ребенок произносит звук Л громко или тихо.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Логопед: А сейчас мы поиграем в игру: «Поймай звук». Я тебе буду перечислять слоги и слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Л].
— ЛА, РО, ЛУ, АС, ОЛ, ЛЫ, МО, АЛ.
— лапа, сок, лодка, полка, кошка, ложка, белка, санки, пила, слон.
— Логопед: — Молодец!
Автоматизация звука в слогах с использованием элементов физкультминутки.
Логопед: А еще Лада, сегодня играла с подругами в подвижную игру. Мы с тобой тоже в неё поиграем. Я буду произносить слоги и выполнять движения, а ты повторяй за мной.
ЛА-ЛА-ЛА — (хлопаем в ладоши).
ЛО-ЛО-ЛО — (шагаем на месте)
ЛУ-ЛУ-ЛУ — (прыжки на месте)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ — (наклоны в сторону)
Логопед: Отлично у тебя получилось!
Автоматизация звука в словах. Игра «Чудо коробка».
Логопед: Нагулялась Лада и пошла домой. А дома достала свою «Чудо-коробку». Приваживайся за стол, посмотрим, что в этой коробке.
Ребёнок на ощупь отгадывает, что спрятано в Чудо-коробке (пила, лошадь, слон, блокнот, лось, стол).
Логопед: Перечисли еще раз что ты нашел?
Логопед: Теперь скажи про каждый предмет со словом МНОГО (много пил, много лошадей и т. д.)
Автоматизация звука во фразе. Игра «Что Лада купила в магазине».
Логопед: Пошла Лада в магазин и купила там много продуктов и разных предметов. Логопед показывает картинку «В магазине»
Логопед: Я предлагаю посмотреть, что купила Лада. Бери картинки клади в тележку и отвечай полым предложением, например: «Лада купила в магазине шкатулку».
Логопед: Молодец ты перечислил все покупки.
Автоматизация звука во фразе. Игра –презентация «Чего нет на полке»
Логопед: Пришла лада домой и расставила все покупки на полке. Вот так. Логопед показывает первый слайд.
Посмотри внимательно и запомни, что есть на полке. Сейчас какой-то предмет пропадет. Ты должен ответить «Чего нет на полке?»
На экране пропадает по одному предмету. Ребенок отвечает: «На полке нет куклы. На полке нет пенала»
Логопед: Молодец, ты очень внимательный.
Зрительная гимнастика.
Логопед: А теперь выполним зрительную гимнастику.
Голова не двигается. Глазки посмотрели на верх.
Глазки посмотрели вниз
Глазки посмотрели Влево.
Глазки посмотрели вправо.
Сильно зажмурь глаза, открой, поморгай.
III. Итог занятия
Логопед: Ладе пора уходить. Ей очень понравилось с тобой заниматься. Скажи какой звук мы с тобой сегодня учились правильно произносить?
Ответ ребенка.
Логопед: Что тебе понравилось больше всего делать?
Ответ ребенка.