Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Авторы: Муляр Надежда Владимировна, Черниговских Евгения Васильевна, Цуканова Ирина Александровна, Садовская Анастасия Руслановна
Рубрика: Психологическая служба
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 03.10.2020
Статья просмотрена: 123 раза
Библиографическое описание:
Муляр, Н. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Н. В. Муляр, Е. В. Черниговских, И. А. Цуканова, А. Р. Садовская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5567/ (дата обращения: 16.11.2024).
Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям.
Подобные сомнения и тревоги абсолютно естественны, так как на несколько лет дошкольное учреждение станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье малышей. Вот почему вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить родителей ещё до того момента, как двери ДОУ гостеприимно распахнутся перед новыми воспитанниками.
Адаптация к детскому саду, где всё не знакомо, — сложный опыт для детей, тем более что большинство из них проводят дни только с мамой. Оптимальный возраст для поступления в детский сад 4 года. но, как правило, малыши становятся детсадовцами гораздо раньше — в 2,5–3 года. Чтобы процесс привыкания прошел максимально успешно, быстро и безболезненно, специалисты советуют заранее прививать будущему дошколёнку важнейшие навыки. Вот почему родителям следует знать, чему желательно научить ребёнка, отправляющегося в ДОУ.
- Налаживать контакты с окружающими людьми. Проще это делать на детской площадке, у песочницы. Родители вместе со своими чадами должны ходить к друг другу в гости, чтобы каждый из малышей учился ориентироваться в пространстве незнакомой квартиры. Пройдёт время, и ваш малыш с удовольствием побудет у друга, пока мама сбегает по неотложным делам. Таким образом, мы решим две задачи — научим ребенка контактировать с незнакомыми взрослыми и незнакомыми детьми.
- Следующий шаг — приучаем к самостоятельности. Ребенок как личность уже начинает формироваться к концу первого года жизни. Ему совсем не безразлично, как оценивают его взрослые. Поэтому он стремится быть самостоятельным, независимым. В детском саду с незнакомыми взрослыми приходится близко контактировать во время кормления, одевания, если сам еще малыш не умеет. К тому же все это они делают не так, как мама или бабушка. Возникает ситуация, которая усугубляет его самочувствие. У ребенка нарастает неприятие такой помощи, протест. Поэтому самостоятельность — лучший способ избежать таких контактов.
- Пользоваться ложкой/вилкой. Облегчению привыкания способствует умение орудовать столовыми приборами. Для этого нужно отказаться от поильников, бутылок, непроливаек, которые не способствуют скорому взрослению.
- Настроить позитивно ребенка на грядущие перемены в го жизни. Каждый день нужно говорить малышу как весело и хорошо в детском саду. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь.
- Первый шаг на территорию детского сада.
- Проситься и ходить на горшок. Следует избавляться от подгузников уже в полуторагодовалом возрасте, тем более что умение проситься и ходить в ночную вазу существенно упростит адаптацию, поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.
- Воспринимать разную пищу. Для многих трёхлеток характерна избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать войну между детьми и воспитателями.
Когда ребенок впервые переступает порог детского сада, его всегда сопровождают определенные психологические трудности. Это связано с тем, что, живя в семье, ребенок очень быстро привыкает к тому, что его окружает. Он чувствует тепло и заботу от людей, которые так долго находились с ним. Многие дети очень сильно привязываются к своим родителям, к своему дому, к своим игрушкам. У него наступает состояние страха, возникает психическая напряженность, что приводит к эмоциональному стрессу и даже к заболеванию.
Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Детский сад и адаптация — понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни — школе, институту, семейным отношениям.
Литература:
- Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. — М.: Речь, 2010. — 128 c.
- Адаптация ребенка к детскому саду. Ширмы с информацией для родителей и педагогов. ФГОС ДО. — М.: Учитель, 2018. — 486 c.
- Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление, диагностика, рекомендации. — Москва: Мир, 2016. — 804 c.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. — М.: Детство-Пресс, 2010. — 244 c.
- Доронова Воспитание, образование и развитие детей 2–3 лет в детском саду: методическое руководство / Доронова, Т.Н. и. — М.: Просвещение, 2008. — 175 c.
- Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И. С. Ильина. — М.: Академия развития, 2008. — 144 c.
- Светлана, Теплюк Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации / Теплюк Светлана. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 592 c.