Прием регенерации в развитии воображения у дошкольников в условиях образовательной организации
Авторы: Андрющенко Любовь Алексеевна, Кокуева Татьяна Алексеевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 07.10.2020
Статья просмотрена: 40 раз
Библиографическое описание:
Андрющенко, Л. А. Прием регенерации в развитии воображения у дошкольников в условиях образовательной организации / Л. А. Андрющенко, Т. А. Кокуева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5576/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена использованию приема регенерации в развитии воображения у дошкольников . Обсуждается программное обеспечение приема регенерации в воображении. Доказана эффективность использования приема регенерации в развитии воображения дошкольников.
Ключевые слова: прием регенерации, воображение, дошкольники.
В настоящее время перед обществом стоит актуальная проблема сохранения и повышения интеллектуального потенциала нации. Немало важной является проблема развития и создания условий для одаренных детей, так как данная категория людей является главной производственной и творческой силой прогресса.
Огромную роль в творческой деятельности человека играет психический познавательный процесс «воображение». Л. С. Выготский писал: «Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное, и техническое творчество» [1, С. 5].
З. Фрейд говорил о воображении как об особом мире человека, полете фантазии, созидательной способности.
Воображение — это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. Прием регенерации в воображении — это достройка одной или нескольких недостающих, удаленных частей. Для достройки, или создания целостного образа необходимо мышление. Поэтому Жан Пиаже считал, что исходной точкой развития ребенка мышление, не направленное на действительность, т. е. миражное мышление или воображение. Детское сосредоточение на самом себе — есть переходная ступень от воображения к мышлению и реальному восприятию мира.
Воображение отличается от реалистического мышления тем, что ребенок не осознает своих целей и мотивов при воображении, т. е. оно бессознательно; направлено на собственное удовольствие, а не на реальную жизнь; является образным мышлением.
Отечественные психологи А. В. Запорожец, Р. С. Немов и Д. Б. Эльконин рассматривают воображение как сложную техническую деятельность, формирующуюся в общем процессе развития ребенка под влиянием условий его жизни и воспитания. Развитие воображения требует накопления у детей соответствующего опыта и выработки умения мысленно объединить образы в новые сочетания и комбинации, умения представить возможные изменения действительности. Деятельность воображения соотносит зрительное восприятие с реальностью вещей.
Изучение научной литературы, монографий и диссертаций, позволило сформулировать цель исследования — доказать эффективность приема регенерации в развитии воображения у дошкольников в условиях образовательной организации.
Задачи : создать учебно-методический комплекс с задачами приема регенерации в развитии воображения; внедрить УМК в образовательный процесс ОО; проверить эффективность приема регенерации в развитии воображения методом сравнения.
Предмет исследования: эффективность приема регенерации в развитии воображения.
Объект исследования: воображение у дошкольников.
Методы исследования
В качестве методов исследования были использованы следующие: изучение и анализ теоретических источников; эксперимент, включающий констатирующий и формирующий этапы с использованием блока диагностических и развивающих методик. Данные были подвергнуты математико-статистической обработке с помощью методов корреляционного анализа.
Исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники (32 ребенка) МБДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 138» г. Воронежа.
Результаты исследования
Педагогическая деятельность педагогов по формированию воображения дошкольников с использованием приема регенерации, включала развивающие игры, обучение рисованию, методы работы со сказками (придумать концовку), театрализованные игры, музыкальные занятия с сюжетными загадками и развивающими музыкальными играми.
Например, детям предлагалось дорисовать до образа незаконченные картинки, т. е. регенерировать то, что не дорисовал художник.
Пример задания 1. Волшебная птичка.
Детям предлагается часть рисунка и тема. Нужно вообразить, представить и дорисовать рисунок, сочинив сюжет.
Пример задания 2. Что хотел нарисовать художник? Но не успел и нуждается в помощи. Нужно его замысел воплотить в реальность.
Пример задания 3. Развитие моторики и воображения по теме «Сказочный волшебный дом и сад»
Более сложная техника рисования, она предполагает развитие мелкой моторики, развития воображения и представлений.
Пример 4. Сюжетная картинка с заданием. Придумать название и сказку в соответствии с картинкой.
Обсуждение результатов исследования
Воображение становится особым видом деятельности дошкольника, когда ребенок осваивает приемы и средства создания образов. Использованный в учебно-методическом комплексе прием регенерации показал эффективность.
В работе с детьми дошкольного возраста проводятся следующие виды развивающих воображение занятий с использованием приема регенерации: занятия, где дети учатся припоминать сказку (научиться держать её в памяти); занятие поиска рациональных решений; занятие оценки результатов воображения путем сопоставления с данными и сюжетом сказки; занятие самостоятельной работы (свободная тема), требующий регенерирующего подхода; занятие сравнительного анализа и др.
Технология развития воображения у детей дошкольного возраста на основе решения проблемных регенерирующих задач основана на следующих концептуальных положениях и широко используется на занятиях: личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества; индивидуализация обучения; органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности; управление общением дошкольников; сочетание групповой и индивидуальной работы.
На диаграмме приведены показатели сравнительного анализа уровня развития воображения в двух мониторингах — 2019 и 2020 годов. Очевидна существенная разница, что доказывает эффективность приема регенерации в воображении. Оценка проводилась по 5-балльной системе.
Рис. 1. Сравнительный анализ развития воображения у дошкольников.
Таким образом, доказана эффективность приема регенерации в развитии воображения у дошкольников в условиях образовательной организации. Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания различных ситуаций, с применением эффективных методов.
Литература:
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л. С. Выготский. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
Похожие статьи
Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации
В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...
Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ
В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)
В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.
Теоретический обзор по проблеме изучения особенностей развития творческого воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
В статье рассмотрено воображение как психический процесс, особенности развития творческого воображения у слабослышащих детей, а также ресурсы изодеятельности в развития творческого воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения
В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.
Развитие конструктивного мышления у детей 6–7 лет в процессе продуктивной деятельности
В статье авторами описывается педагогическая деятельность по развитию конструктивного мышления старших дошкольников в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир конструирования».
Театрализованная игра как средство развития речи у детей с нарушением речи
В статье авторы делятся практическим опытом, наработкой. Рассказывают о важности театрализации в коррекции речевого развития у детей с нарушением речи.
Технология детской мультипликации как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии детской мультипликации. Представлены результаты исследования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и пров...
Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников
В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Похожие статьи
Развитие памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста путем совершенствования познавательных способов получения информации
В статье автором рассматривается вопрос развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста. Выявлены проблемы развития памяти и внимания старших дошкольников. Обоснована эффективность развития памяти и внимания детей старшего дошкольного ...
Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ
В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)
В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.
Теоретический обзор по проблеме изучения особенностей развития творческого воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
В статье рассмотрено воображение как психический процесс, особенности развития творческого воображения у слабослышащих детей, а также ресурсы изодеятельности в развития творческого воображения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения
В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.
Развитие конструктивного мышления у детей 6–7 лет в процессе продуктивной деятельности
В статье авторами описывается педагогическая деятельность по развитию конструктивного мышления старших дошкольников в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир конструирования».
Театрализованная игра как средство развития речи у детей с нарушением речи
В статье авторы делятся практическим опытом, наработкой. Рассказывают о важности театрализации в коррекции речевого развития у детей с нарушением речи.
Технология детской мультипликации как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии детской мультипликации. Представлены результаты исследования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и пров...
Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников
В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.