Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города
Авторы: Рюмина Татьяна Алексеевна, Соболенко Нина Викторовна, Плотникова Татьяна Иосифовна, Саможенова Анна Олеговна, Рындина Светлана Леонидовна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 09.10.2020
Статья просмотрена: 57 раз
Библиографическое описание:
Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города / Т. А. Рюмина, Н. В. Соболенко, Т. И. Плотникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5583/ (дата обращения: 19.12.2024).
Встатье рассматривается проблема обучения детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Особое внимание уделяется вопросу создания детско-родительского клуба в образовательном учреждении как эффективной модели взаимодействия с родителями по развитию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах города, описаны этапы работы и алгоритм встреч в Клубе.
Ключевые слова: детский сад, ребенок, родитель, детско-родительский клуб, безопасное поведение.
Кто из нас не хочет видеть своего ребенка здоровым и невредимым? И каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный малыш под колесами автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортного происшествия (ДТП) ребенку порой совсем непросто. Конечно, каждый случай по-своему уникален. Но их так много, этих трагедий на дороге!
Сегодня, когда современный ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах города, необходимости сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.
По результатам статистических данных нашего города, практически ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают увечья дети. Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Дети начинают наблюдение за проезжей частью, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате — мозг ребенка не успевает обработать информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети дошкольного возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек, компьютерных игр. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.
В современной системе дошкольного образования пока, к сожалению, нет специальной программы, направленной на формирование и развитие навыков безопасного поведения дошкольников на дорогах. Приведенные выше данные показывают наличие противоречия: нет программного обеспечения данного раздела, но есть необходимость развития у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Основная причина всех несчастных случае с детьми на дороге заключается в несоблюдении правил дорожного движения и низкой культуре поведения как водителями транспортных средств, так и детьми. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении — проблема, требующая всесторонней педагогической деятельности. Поэтому обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста совместными усилиями педагогов и родителей.
В нашем образовательном учреждении педагогами было проведено исследование — опрос детей на тему «Вопросы Тетушки Совы», построенное на материале по правилам дорожного движения (с учетом возрастных особенностей детей). Результаты показали высокий уровень знаний правил у 15 % детей, средний уровень — у 34 % детей и низкий уровень знаний — у 51 % детей. Одновременно было проведено анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Компетентность родителей в формировании и развитии у детей навыков безопасного поведения на дороге». Результаты анкетирования показали, что большинство родителей некомпетентны в вопросах формирования и развития у детей навыков безопасного поведения на дороге (12 % родителей компетентны, 82 % — некомпетентны, 6 % — отказались проходить анкетирование). Проведенный опрос вызвал интерес родителей к данной проблеме и способствовал их открытости к сотрудничеству и партнерству. На этом этапе мы столкнулись с проблемой: отсутствие системы работы по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города и желанием всех участников образовательного процесса (родителей, воспитанников, воспитателей) повысить уровень своих знаний в данном вопросе. Исходя из вышесказанного, определили пути решения данной проблемы.
Цель : создание эффективной модели взаимодействия всех участников образовательных отношений для развития навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах и улицах города.
Для достижения поставленной цели, определили следующие задачи :
- Организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса для развития навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах, повысить педагогическую культуру родителей по данной проблеме.
- Развивать навыки безопасного поведения на дорогах города у детей дошкольного возраста совместными усилиями педагогов и родителей посредством образовательных ситуаций в ходе проектной деятельности.
- Создать методические рекомендации для педагогов по организации взаимодействия с семьей, способствующего развитию навыков безопасного поведения детей на дорогах города.
Работа велась в комплексе и проходила в три этапа.
I этап (подготовительный). На этом этапе были проведены викторины с воспитанниками, анкетирование родителей, сделан сравнительный анализ методической литературы по проблеме, систематизирован дидактический и методический материал, определены основные (традиционные) методы и формы работы с родителями.
Главная задача данного этапа — создание творческой атмосферы в детском саду, сплочение всех участников образовательного процесса. В соответствии с ООП ДО ДОО и рабочими программами педагогов в тематическое планирование включили соответствующие темы: «Твой приятель — Светофор», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад», «Как Незнайка учил дорожные знаки», «Бегут машины в ряд» и др., разработали цикл сценариев организованной образовательной деятельности с детьми всех возрастных групп.
Была организована работа по модернизации развивающей предметно-пространственной среды. В образовательном учреждении была создана «Страна Правил дорожного движения», в который поселились мультипликационные и сказочные персонажи (Незнайка, Торопыжка, Колобок, Светофор, Буратино).
В содержание работы на подготовительном этапе также входило создание совместно со специалистами методического обеспечения: систематизированы дидактические игры и пособия, направленные на формирование и развитие навыков безопасного поведения на дорогах города; создан мини-музей транспорта различного функционального назначения; дидактические игры по ПДД; изготовлены совместно с детьми и родителями атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Инспектор ГИБДД», «Автошкола» и т. д.; создана медиатека по ПДД; библиотека «Школа тётушки Совы». Педагоги включали в деятельность с детьми игровые проблемные ситуации, использовали фрагменты сказок и мультфильмов, стихи и видеопрезентации для знакомства с правилами дорожного движения.
Но опыт показывает, что работа над формированием и развитием навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города будет недостаточно эффективной, если ее осуществление будет проходить без взаимодействия с семьями воспитанников. Роль семьи в формировании и развитии личности ребенка несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье происходит овладение социальными ролями, именно поведение родителей на дорогах города ребенок воспринимает как эталон и пример для подражания.
Для объединения усилий педагогов и родителей в развитии навыков безопасного поведения на дорогах воспитанников использовали такие традиционные методы работы с родителями как анкетирование и консультации. В приемных групп были размещены лэпбуки, содержащие информацию о правилах безопасного поведения на дорогах города в зависимости от сезона (зима, весна, лето, осень). Проведено общее родительское собрание с участием инспектора ГИБДД на тему «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». В ходе общения с инспектором ГИБДД многие родители впервые осознали, что взрослый и ребенок по-разному воспринимают приближающийся транспорт: у детей в силу возраста еще недостаточно развито боковое зрение, поэтому он не понимает степень опасности.
На II этапе осуществлялась целенаправленная образовательная деятельность с детьми в рамках проекта «Мы — пешеходы», творческое взаимодействие детей и родителей в «Городках».
Именно на этом этапе была предоставлена возможность каждому ребёнку стать участником новой коллективной творческой деятельности. Разнообразные беседы, образовательные ситуации, ситуации выбора («Как бы ты поступил»..) в дальнейшем находят свое продолжение на занятиях по физической культуре («А ну-ка, пешеходы», «Все мы — Торопыжки» и др.), в музыкальной и театрализованной деятельности («Поющая Зебралия», «Веселые клаксоны» и др.), в изобразительном творчестве («Зебра на земле, в воде и в небе», «Светофор будущего» и др.). Совместно с детьми изготавливали атрибуты и декорации «Страны правил дорожного движения», сочиняли мини-сказки по ПДД, рисовали комиксы … В эту интересную работу активно включились и родители.
Так постепенно мы подходили к созданию детско-родительского клуба «Дружная семья». Клуб был создан для объединения усилий педагогов и родителей в формировании и развитии у воспитанников навыков безопасного поведения на дорогах. Клуб стал одной из форм организации детско-родительского взаимодействия.
Цель клуба — вовлечение родителей в работу по формированию и развитию навыков безопасного поведения дошкольников на дорогах города.
Каждая встреча в клубе «Дружная семья» проходит по алгоритму:
− приветствие «хозяйки» клуба (воспитатель);
− представление главного гостя встречи (Незнайка. Торопыжка, Спасик, Тетушка Сова и др.), который обращается с определенной проблемой;
− беседы-диалоги, где родители и педагоги принимают активное участие в обсуждении теоретических аспектов развития навыков безопасного поведения на дорогах («Ваш ребёнок на улице», «Родителям — о безопасности дорожного движения», «Автокресло — детям» и др.), интересуются методической литературой, доступной для изучения, пособиями для работы с детьми дома;
− знакомство с новым практическим материалом и особенностями его использования в домашних условиях;
− игровое организованное взаимодействие взрослых и детей, творческая деятельность (взаимодействие родителей и детей), и т. д.
На этом этапе дети и родители начинают активно работать в творческих городках: в «Городке Дорожных знаков», «Городке безопасных игр», «Городке сказочных происшествий», «Городке незнакомых словечек», «Городке цветных автомобилей».
Формой организации детско-родительского взаимодействия на данном этапе становятся:
— тренинговые занятия по ознакомлению родителей с играми на развитие навыков безопасного поведения на дорогах («Наш друг Светофор», «В стране Дорожных знаков», «Автобус» и т. д.); которые доступны по содержанию и возможно их использование для закрепления навыков дома;
— практические занятия («Твой приятель — светофор», «Зачем нужны фликеры», «Улицы города» и т. д.), где главными исполнителями являются дети, которые обучают своих родителей основным правилам дорожного движения;
III этап (творческий). На данном этапе воспитанники демонстрируют полученные умения и навыки. Дети, научившись самостоятельно что-то делать, найдя индивидуальный стиль, используют собственную деятельность уже как средство и форму для самовыражения, превращаясь в творцов. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении, воспитывает умение взаимодействовать со сверстниками. Результатом этого этапа являются создание газеты «Советы Светофора», выпуск журнала «Детский час», книжки-малышки стихов «Мой друг Светофор». На этой ступени совместная деятельность детей и родителей из предмета познания превращается в форму детской жизни и становится для ребёнка средством самопознания и совершенствования навыков безопасного поведения на дорогах города как в роли пешехода, так и в роли пассажира.
Задача работы с родителями на третьем этапе — стимулировать их потребность в совместной с детьми и педагогами творческой деятельности. Для этого были организованы тематические развлечения, такие как «Вместе весело шагать», «Мы едем, едем, едем», «Зебралия — страна воспитанных пешеходов» и др. В клубе стали востребованы мини-сценки под названием «А было это так». Родители совместно с детьми представляли семейные мини-сценки (на собственный сюжет или сюжет знакомой сказки, стихотворения), разыгрывая дорожно-транспортные ситуации. Также гордостью клуба «Дружная семья» является создание видеоархива семейных видеороликов «Уроки осторожности в нашей семье», где родители и дети являются создателями и участниками короткометражных сюжетов.
Показателем эффективности данной модели организации работы с родителями стали не только полученные знания и навыки, но и объединение родителей и детей в творческом процессе ДОУ, а итогом этой работы являются новые дидактические игры, презентации, мини-сказки, показанные детьми старшего возраста для младших дошкольников.
В конце года была повторно проведена викторина с воспитанниками старшего возраста. Результаты данного игрового опроса детей показал положительную динамику в овладении ими знаний правил и навыков поведения на дорогах и умений избежать аварийных ситуаций как пешеходов: высокий уровень знаний у 34 % детей, средний уровень — у 53 % детей, низкий уровень знаний — у 13 % детей. Проведенное анкетирование родителей также показало динамику в развитии компетентности родителей по вопросам развития у детей навыков безопасного поведения на дорогах города: высокий уровень у 87 % родителей, средний уровень — у 13 % родителей.
Работа по этому направлению позволила не только развить навыки безопасного поведения на дорогах города у детей дошкольного возраста, но также создать модель взаимодействия с семьей, способствующую развитию данных навыков. Ведь одной из важных задач в воспитании дошкольников является активизация родителей, приобщение их к образовательной деятельности детей при поддержке педагогов образовательного учреждения.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — Просвещение, 2007. — 189 с.
- Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст] / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М., ТЦ Сфера, 2009. — 84 с.
- Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] / О. И. Бочкарева. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. — 123 с.
Похожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения
В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...
Организация совместной работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в рамках детско-родительского клуба «Правила дорожные — знать каждому положено!»
В статье авторы делятся опытом о совместной планомерной и систематической работе с родителями по актуальной на сегодняшний день проблеме, по профилактике ДДТТ в рамках детско-родительского клуба «Правила дорожные — знать каждому положено!»
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...
Знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведению в быту
Данная статья посвящена особенностям ознакомления детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в быту. Автор доказывает, что наиболее эффективно знакомить детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в быту в процессе иг...
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассм...
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
В статье говорится о важности экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, о том, как важно вовлекать детей в условиях ДОУ в практическую деятельность. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...
Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...
Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников
В статье рассматриваются методические основы организации мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. С этой целью проведен анализ программ дошкольного образования в области патриотического воспита...
Похожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения
В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...
Организация совместной работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в рамках детско-родительского клуба «Правила дорожные — знать каждому положено!»
В статье авторы делятся опытом о совместной планомерной и систематической работе с родителями по актуальной на сегодняшний день проблеме, по профилактике ДДТТ в рамках детско-родительского клуба «Правила дорожные — знать каждому положено!»
Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...
Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...
Знакомство детей дошкольного возраста с основами безопасного поведению в быту
Данная статья посвящена особенностям ознакомления детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в быту. Автор доказывает, что наиболее эффективно знакомить детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в быту в процессе иг...
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассм...
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
В статье говорится о важности экологического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, о том, как важно вовлекать детей в условиях ДОУ в практическую деятельность. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...
Совместная работа с семьей по формированию читательских интересов детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что растет поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. В данной статье представлены результаты опытно-практической работы по формированию читательских интерес...
Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников
В статье рассматриваются методические основы организации мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. С этой целью проведен анализ программ дошкольного образования в области патриотического воспита...