Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации
Авторы: Соколова Ирина Николаевна, Башмакова Елена Алексеевна, Буторина Светлана Юрьевна
Рубрика: Психологическая служба
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 17.10.2020
Статья просмотрена: 131 раз
Библиографическое описание:
Соколова, И. Н. Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации / И. Н. Соколова, Е. А. Башмакова, С. Ю. Буторина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5610/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагогами и детьми. Доказано, функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе выполняет игра, музыкальная и театрализованная деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Ключевые слова: межличностная аттракция, дошкольники, социальные установки, адаптация, эмоции.
Введение. Актуальность исследования заключается в том, что, в современном обществе все большее значение придается социально-педагогическим и психологическим процессам, которые происходят в детском коллективе. С введением и реализацией федеральных государственных образовательных стандартов все большее внимание уделяется социально-коммуникативному развитию детей, направленному на развитие общения со сверстниками и взаимодействие ребенка со взрослыми.
Важность социальной ситуации адаптации дошкольников для понимания сущности процесса отмечалась многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.), при этом уделялось большое внимание как вопросам когнитивного развития детей, так и развития личности. Однако представляется весьма актуальным исследовать не только особенности когнитивного и личностного развития ребенка, но и роль межличностной аттракции в развитии дошкольников.
Зная механизмы межличностной аттракции, мы имеем возможности качественно анализировать взаимодействия дошкольников в период адаптации. А учет индивидуальных особенностей детей в контексте социального взаимодействия, системы их межличностных отношений в период адаптации имеет большое значение для прогнозирования и социальных установок их общения друг с другом.
Степень научной разработанности проблемы межличностной аттракции достаточно высока. Огромный теоретический потенциал для изучения аттракции заложен в трудах Т. Ньюкома, Д. Клора, Т. Хьюстона, Г.Келли, Э. Аронсона, 3. Рабина, П. Розенблата и других ученых.
Методологию межличностной аттракции изучали К. Кислер, Д. Голдберг, П. Райт, Р. Латт, Т. Хьюстон, Л. Пеплан и др.
В отечественной педагогике и психологии анализ аттракции в контексте межличностных отношений является работа JL Я. Гозмана.
Упоминания о межличностной аттракции имеются в работах Ю. Е. Алешиной, Г. М. Бреслава Г. М. И. С. Кона, В. А. Лабунской, которые в основном связаны с симпатией, восприятием человека, механизмами формирования первичного впечатления, созданием дружеских отношений.
Особенности межличностной аттракции у дошкольников изучены О. В. Хухлаевой и А. В. Корнеевой.
Основываясь на теоретических предпосылках ученых исследователей в области социальной и межличностной аттракции, нами была сформулирована цель исследования — выявить особенности межличностной аттракции у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации.
Задачи: рассмотреть понятие межличностной аттракции; изучить специфику социальной адаптации у детей дошкольного возраста; эмпирически исследовать межличностную аттракцию у дошкольников в период адаптации.
Предмет исследования — межличностная аттракция как особый вид социальной установки.
Объект исследования — межличностная аттракция в период адаптации.
Методы исследования и испытуемые
Использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы; диагностические методы; статистические методы.
В исследовании приняли участие дошкольники МБОУ детский сад общеразвивающего вида № 144 города Воронежа. Исследование проводилось с сентября 2018 по сентябрь 2020 года.
Для проведения экспериментального исследования были проведены следующие методики: социометрическая методика для дошкольников «Лесенка»; проективная методика «Вулкан»; тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); проективная методика «Мне нравится» и «Мне не нравится».
Исследование проходило: на этапе поступления каждого ребенка в детский сад; по окончании первичной адаптации (после двух месяцев пребывания в детском саду); по истечении шести месяцев пребывания в детском саду.
Функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группах в период адаптации выполняет игра, музыкальная и театрализованная деятельность, физкультурно-оздоровительные мероприятия, образовательная деятельность.
В момент поступления ребенка в детский сад, воспитатели используют научное, житейской, включенное наблюдение за детьми и их адаптацией к условиям детского сада.
Изучение межличностной аттракции на начальной стадии в 2018 году, по истечении года пребывания в детском саду и по истечении двух лет прибывания в детском саду отражены в таблице. Обработка результатов проводилась в бальной системе и показан среднеарифметический показатель.
Отмечено, что среди детей, есть дети, посещающие детский сад в течение, но адаптация к условиям детского сада не является завершенной. Проявляется дезадаптация в частых острых респираторных заболеваниях, снижении активности, утомляемости, что говорит об их психосоматическом происхождении.
Таблица 1
Выявление корреляции между уровнем развития личностных качеств и статусным положением ребенка в группе
№ |
Личностные качества ребенка |
2018 |
2019 |
2020 |
Коэффициент корреляции |
1. |
Эгоцентризм |
4,67 |
4,34 |
4,58 |
<0,456 |
2. |
Тревожность |
8,78 |
7,54 |
4,27 |
<0,674 |
3. |
Агрессивность |
7,34 |
6,89 |
5,06 |
<0,581 |
4. |
Адаптивность |
3,46 |
4,13 |
7,45 |
<0,252 |
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные результаты можно обосновать с двух сторон. С одной стороны, можно предположить, что у детей адаптивных тревожность развивается из-за его высокого социометрического статуса. Объясняется это психологическими новообразованиями в старшем дошкольном возрасте. С другой стороны, дети, которые не занимают высокое статусное положение, т. е. с отсутствием межличностной аттракции, могут общаться с детьми, не прилагая особых усилий для сохранения своего статуса, что сказывается на низком уровне развития тревожности.
Между уровнем развития тревожности у детей и стратегией адаптации выявлена положительная корреляция, что позволяет сделать вывод о том, что чем выше у ребенка уровень тревожности, тем чаще, попадая в ситуацию конфликта, такой ребенок будет реализовывать стратегию адаптации. И наоборот, низкий уровень тревожности у ребенка может стать причиной приспособления в конфликтной ситуации.
Исходя из полученных результатов можно предположить, что стратегии адаптации и конкуренции являются взаимоисключающими, если ребенок привык реализовывать одну из данных стратегий поведения в конфликтной ситуации.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы : агрессивность у дошкольников снижается в зависимости от адаптированности, чем выше уровень межличностной аттракции, тем выше адаптированность и тем ниже уровень агрессии; существует взаимосвязь между уровнем развития тревожности у детей и их статусным положением в группе сверстников; существует взаимосвязь между уровнем тревожности и адаптированностью детей, т. е. тревожные дети — это дети с низкой приспособляемостью и наоборот; дети, имеющие низкий уровень тревожности, в конфликтной ситуации чаще реализовывают стратегии либо конкуренции, либо и сотрудничества.
Рис. 1. Выявление корреляции между уровнем развития личностных качеств и статусным положением ребенка в группе
Литература:
- Беспаленко Е. М. Факторы формирования нравственной личности. Вестник ВОИПКиПРО № 16, Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.- с. 167–170.
- Радченко, В. А. В помощь практикующему психологу: психодиагностика и психокоррекция. Проективный личностный иллюстрированный сюжетный тест (ПЛИСТ) / В. А. Радченко.- Воронеж: «Цифровая полиграфия», 2020.- 88 с.
Похожие статьи
Потребность в аффилиации в межличностном общении дошкольников
Изучается стремление дошкольников быть в обществе других детей, потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с другими детьми и людьми. Доказано, что формирование аффилиации обусловлено характером взаимоотношений дошкольников с роди...
Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений
Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...
Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии
В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать не...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев
Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...
Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков
В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...
Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект
В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь
В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в процес...
Успешная социальная адаптация дошкольников как фактор здоровьесбережения
Статья посвящена изучению взаимосвязи социальной адаптации дошкольников с психосоматическими заболеваниями. Выявлено, что дети, легко приспособившиеся к социальным условиям детского сада с удовольствием, посещают образовательную организацию, болеют р...
Похожие статьи
Потребность в аффилиации в межличностном общении дошкольников
Изучается стремление дошкольников быть в обществе других детей, потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с другими детьми и людьми. Доказано, что формирование аффилиации обусловлено характером взаимоотношений дошкольников с роди...
Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений
Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...
Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии
В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать не...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев
Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных мето...
Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков
В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...
Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект
В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь
В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в процес...
Успешная социальная адаптация дошкольников как фактор здоровьесбережения
Статья посвящена изучению взаимосвязи социальной адаптации дошкольников с психосоматическими заболеваниями. Выявлено, что дети, легко приспособившиеся к социальным условиям детского сада с удовольствием, посещают образовательную организацию, болеют р...