Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 29.10.2020

Статья просмотрена: 383 раза

Библиографическое описание:

Смирнова, Е. П. Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста / Е. П. Смирнова, Л. Л. Игошина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5615/ (дата обращения: 16.11.2024).



«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». — писал В. А. Сухомлинский [1].

Ученные и практики, такие как: В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. К. Анохина, И. М. Сеченова, И. П. Павлов, доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Физиолог И. П. Павлов отмечал большое познавательное значение деятельности рук. Он считал руку тонким анализатором, позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами. Значение практической деятельности отчётливо выступает в свете учения И. П. Павлова о том, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить [3].

Учитывая, что разностороннее развитие мелкой моторики является условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса и в наше время.

Изучение пластилинографии в ДОУ проходит в рамках художественно -эстетического развития дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте, а именно с 5–6 лет, мелкая моторика становится более совершенной, что позволяет детям этого возраста выполнять наиболее сложные задачи, которые предлагаются в овладении техникой пластилинографии. У детей данной возрастной группы улучшается координация, движения становятся более точными, наблюдается более осознанное отношение к результатам выполнения различных видов деятельности, стремление добиться хорошего результата [5].

«Пластилинография» помогает подготовить руку дошкольника к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки, тем более высок уровень владения мелкой моторикой, а, следовательно, ребенок более подготовлен к дальнейшему обучению в начальной школе.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Пластилинография относится к нетрадиционным техникам рисования.

Несмотря на то, что техника пластилинографии может быть применена в рамках непосредственной образовательной деятельности ДОУ. Основой положительного и систематического ее изучения может стать кружковая работа.

Этапы введения пластилинографии, как средства развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Тематика занятий по технике пластилинография отражена в трех направлениях:

– изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;

– изучение основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет)

– создание сказочного мира, сказочных образов.

1 этап — знакомство с техникой пластилинографии, просмотр работ выполненных в данной технике (в МБДОУ г. Иркутска детском саду № 167 данный этап начинает осуществляться с младшего дошкольного возраста(3–4 лет))

2 этап — обучение детей технике пластилинографии

3 этап — самостоятельная творческая деятельность дошкольников

4 этап — мониторинг освоения детьми техники пластилинографии

5 этап — организация выставок, галерей, совместным проектов по результатам освоения детьми данной техники

Еще одним преимуществом использования техники пластилинографии перед другими методами развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста является простота ее использования, как в условиях ДОУ, так и в домашних условиях, ведь вероятность наиболее устойчивых результатов возникает при непосредственном взаимодействии педагогов и родителей, а также регулярных занятиях в ДОУ и дома.

Также пластилинография находит отклик и вызывает стойкий интерес у большинства детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, овладение детьми старшего дошкольного возраста техникой пластилинографии положительно влияет не только на развитие художественно — эстетической области, но и при регулярном применении, значительно улучшает уровень владения детьми мелкой моторикой, что необходимо при дальнейшем успешном обучении в начальной школе. Также применение пластиолинографии наиболее целесообразно ввести в дополнительные образовательные услуги, так как использование данной техники не всегда возможно предусмотреть в рамках основной образовательной деятельности. Тем не менее, пластилинография является наиболее простым и интересным для детей методом развития мелкой моторики, так как она не требует больших затрат, определенного помещения, инвентаря и т. д.

Особенности используемого материала

Пластилин — мягкий, пластичный, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:

  1. Несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам.
  2. В своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Если следовать следующим рекомендациям, можно избежать всех этих неприятности.

  1. Чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов для работы необходимо использовать плотный картон, так как пластилин является объемным материалом, а значит имеющий вес.
  2. Основу полотна следует покрыть скотчем, чтобы на будущей картине не появлялись жирные следы, и картина со временем не теряла своей привлекательности. Также, это правило упростит работу с пластилином, так как работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишний пластилин, не оставляя следов.
  3. Поверхность работы, выполненной в нетрадиционной технике пластилинографии, предназначенной для подарка или оформления помещения, мы рекомендуем покрывать бесцветным лаком, потому что, пластилин под лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
  4. Во время работы дошкольника с пластилином на его рабочем месте должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, для того, чтобы ребенок мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  5. Как и в любом виде продуктивной деятельности не стоит забывать, что дошкольнику необходимы перерывы (физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые игры и т. д.), несмотря на то, что выполнение деятельности в технике пластилинографии вызывает у детей устойчивый интерес, у ребенка все равно происходит процесс утомления.

Результат работы старшего дошкольника зависит от того насколько он заинтересован, именно поэтому очень важно привлечь его внимание и побудить его к деятельности по средствам различных дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т. п.

Обучение рисованию в технике пластилинографии следует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.

Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям требуется поощрение. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.

У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.

Литература:

  1. Гуревич, М. О. Психомоторика/ М. О. Гуревич.- М.: Речь, 2016.-160с.
  2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2017.- 46 с.
  3. Кольцова, М. М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка / М. М. Кольцова. — М.: Педагогика, 2013. 100- 143 с.
  4. Кольцова, М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка»/ М. М. Кольцова. — М.: Педагогика, 2013. 126- 214 с.
  5. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования/ Т. С. Комарова. — М.: Речь, 2014.- 328с.
  6. Комарова, Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников/ Т. С. Комарова.- М.: Просвещение, 2016. — 152–247с.

Похожие статьи

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Бизиборд как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Задать вопрос