Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 22.10.2020

Статья просмотрена: 1185 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, Л. Д. Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности / Л. Д. Тарасова, И. Н. Зюбанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5619/ (дата обращения: 19.12.2024).



Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями воспитанников на всем протяжении дошкольного детства.

Ключевые слова: доброжелательный детский сад, родительская компетентность, взаимоотношения, педагогическая технология, участники, образовательная деятельность.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» «…образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС дошкольного образования, является: «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Также сформулированы требования по организации работы сотрудничества с родителями.

«Союз педагогов и родителей — залог счастливого детства» — так определен программой «От рождения до школы» основной принцип взаимоотношения семьи и детского сада.

В рамках национального проекта «Образование», региональной стратегии «Доброжелательная школа» в детском саду реализуется региональный проект «Дети в приоритете». В проекте отражены основные направления деятельности дошкольных образовательных организаций, одним из которых является привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности.

Современным детям нужны родители, которые умеют договариваться и идти на компромиссы. Родителям надо научиться быть понимающими, принимающими и поддерживать любые творческие начинания ребенка. Отказаться от критики и любого вида насилия, вместо этого практиковать больше объятий и слов любви. Им надо знать, что это действительно важно и рационально объяснять детям, почему от них что-то требуется или запрещается. Еще одна задача современных родителей — это не дать ребенку утонуть в виртуальном мире. Надо показать детям, что реальный мир также интересен и полон приключений. Для этого важно научить родителей завоевывать авторитет у собственного ребенка.

Доброжелательный детский сад призван создать условия для эффективного взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Условия, когда родители могут поучаствовать в организации полноценного и гармоничного развития и воспитания своего малыша: для установления партнерских взаимоотношений между родителями и сотрудниками детского сада; для создания атмосферы единства интересов у детей, родителей и педагогов; для обогащения воспитательно-педагогических навыков и умений родителей; для оптимизации отношений между детьми и их родителями, а также укрепления семейных отношений; для открытости и прозрачности образовательного процесса в детском саду. Встаёт вопрос — как заинтересовать родителей в совместной работе?

Работая в направлении «Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности», используем современные технологии, которые отвечают задачам и целям дошкольного образования.

В первую очередь, это внедрение «телеобразования» родителей, то есть повышение педагогической компетентности родителей через web- консультирование, видео-занятия, видео-инструкции. Такой формат взаимодействия предполагает два варианта организации образовательной деятельности:

− с использованием виртуальной обучающей среды, например, «Moodle»;

− с использованием различных on-line систем и сервисов глобальной сети «Интернет» (сайта образовательной организации, почтовых серверов, мессенджеров, групп в социальных сетях, облачных хранилищ, онлайн- сервисов и т. д.). Мы используем второй вариант.

В ДОУ функционирует сайт детского сада, где родители могут не только познакомится с нормативными документами и локальными актами детского сада, но и узнать о предстоящих мероприятиях, познакомиться с результатами проведения различных конкурсов, акций, марафонов, проектов и т. д. Созданы страницы детского сада в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», «Инстаграмм».

В целях повышения родительской компетентности в детском саду создан и успешно функционирует Консультативный центр «Семейная школа», в рамках деятельности которого специалисты центра проводят не только очные консультации, но и активно использую дистанционные формы онлайн- и офлайн-консультирования. На сайте детского сада создан раздел «Консультативный центр «Семейная школа», где вниманию родителей предлагаются видео-лекции, видео-уроки, видео-инструкции», консультации. Организуется рассылка материала на электронную почту родителям. Web-консультирование проводим с использованием различных мессенджеров, таких как «Skype», «Vider», «WhatsApp».

Второй аспект, это вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнедеятельность детского сада, с целенаправленным и планомерным выстраиванием доверительных, партнерских отношений. Проект предлагает самые разные формы вовлечения семьи, такие как образовательная афиша, маршрут выходного дня, ранняя профориентация, социальные акции.

Деятельность по данному направлению организуем путем вовлечения родителей через традиционные формы взаимодействия, условно подразделяющиеся на 4 группы: информационно-аналитические (тестирование, анкетирование, интервьюирование); досуговые (праздник, конкурс, семейные походы и экскурсии, маршрут выходного дня); познавательные (консультация, семинар, день открытых дверей); наглядно-информационные (родительские стенды, уголки, библиотеки, образовательные афиши).

В нашем детском саду также используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями воспитанников, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Интерактивные формы взаимодействия — это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Такие формы наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий познакомить родителей с психолого-педагогическими технологиями воспитания детей дошкольного возраста, с особенностями восприятия ребенком окружающего мира, повысить авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр, создать единое образовательное сообщество.

Родители активно участвуют в проектной деятельности. Это проекты различного уровня: муниципальные, учрежденческие, групповые, семейные. Привлекаем родителей к проектной деятельности еще на стадии разработки проекта. В этом случае проще учесть социальные запросы родителей, желания детей. При совместном составлении плана реализации проекта каждый родитель может внести свои предложения. В дальнейшем реализация такого проекта позволяет сделать коллектив родителей группы единомышленниками, дружной семьей. А это очень важно. Ведь от того на сколько дружный коллектив родителей во много зависит и отношение детей группы друг к другу.

В рамках реализации проекта для родителей проводятся мастер-классы, показ занятий с детьми, организуются творческие мастерские по изготовлению того или иного пособия, атрибута, игры, выставки совместных работ детей и родителей. Родители активно включаются в проведение совместных мероприятий. Не только праздников и спортивных соревнований, туристических походов, где становятся непосредственными участниками, но и принимают участие в организации образовательной деятельности с детьми.

Одна из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс — это участие в качестве «Гостя группы» при организации образовательной деятельности с детьми, где родители делятся своими знаниями, умениями в той или иной области, рассказывают о своей профессии, знакомят с увлечениями. Совместные занятия для родителей и детей в группах — это способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно-образовательной работы, направленной на обучение и воспитание ребёнка. Родители с удовольствием приходят в группу, переживают и волнуются, реально видят возможности своего любимца, просят совета, как лучше организовать помощь ребёнку дома, знакомятся с новыми программами. Для детей присутствие родителей является большим эмоциональным фактором, вызывающим стремление проявить себя с хорошей стороны, быть внимательным и собранным.

Преимущества данной педагогической концепции взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны, поскольку это: положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей, рост родительской активности; родители становятся не только первыми помощниками, но и активными участниками образовательного и воспитательного процесса; установление тесного контакта с каждой семьей; возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и семье; возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Таким образом, ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух не сообщающихся систем. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным!

Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Воспитатель ДОУ. — 2011.
  2. Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Детский сад от А до Я. — 2015.
  3. Березина, Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Детский сад: теория и практика. — 2016.
  4. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

Похожие статьи

Семья и учреждение дополнительного образования: грани сотрудничества (из опыта работы)

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и вня...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве

В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...

Сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

В статье раскрываются причины необходимости и востребованности психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи, совершенствовании способов и форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, повышении ответственности роди...

Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста

Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...

Взаимосвязь общественного и семейного воспитания

В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправн...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Похожие статьи

Семья и учреждение дополнительного образования: грани сотрудничества (из опыта работы)

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и вня...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Инновационные технологии социализации дошкольников в образовательном пространстве

В статье описаны новые технологии социализации ребенка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность — именно те качества, которые необхо...

Сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

В статье раскрываются причины необходимости и востребованности психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи, совершенствовании способов и форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, повышении ответственности роди...

Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста

Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...

Взаимосвязь общественного и семейного воспитания

В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправн...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Задать вопрос