Формирование и развитие математических способностей дошкольников
Авторы: Ким Дарья Николаевна, Штурнева Татьяна Павловна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 23.10.2020
Статья просмотрена: 504 раза
Библиографическое описание:
Ким, Д. Н. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / Д. Н. Ким, Т. П. Штурнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5626/ (дата обращения: 16.11.2024).
Различные оригинальные идеи, представления, казалось бы, совершенно новые, имеют свою историю. Она прослеживается в специальных литературах, трудах, написанных учеными, психологами и т. д. Их развитие прослеживается от возникновения до наших дней во взаимосвязи с другими понятиями, идеями, теориями. [1 с.4]
Как замечает Баряева А. Б.: «Сходство процессов развития знаний в филогенезе и онтогенезе ребенка отмечали многие исследователи (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, И. М. Сеченов и др.). Интересны в этом отношении историко-математические сведения, которые позволяют проследить зависимость развития математики от потребностей человеческого общества, ее взаимозависимость со смежными науками и техникой, их диалектическую взаимосвязь. Так, анализируя литературные источники, можно выявить влияние уровня развития производительных сил на содержание и форму математических наук и обратное воздействие математики на механику, физику, астрономию и технические дисциплины». [1 с.4]
«В современной методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста используется генетический принцип развития, который базируется на изучении развития математики начиная с древних времен». [1 с.5]
Белошистая А. В. писала: «Математика — это явление общечеловеческой культуры. Приобщение к ней — это прежде всего приобщение к нетленным культурным ценностям, и, таким образом, ее роль в развитии личности растущего человека чрезвычайно важна. Кроме того, благополучие этой личности во многом зависит от адекватности ее поведения в современном обществе, от ее подготовленности к существованию в социуме. Математика сегодня — это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений». [1 с.11]
Каждый человек в своей жизни сталкивается с математикой, начиная с раннего возраста. Элементарный набор телефонных цифр требует их знания и последовательность. В любой профессии математика занимает одну из важнейших ступеней. [1 с.11]
В современном мире проблема обучения математике приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. [7 с.3]
От уровня сенсорного развития ребенка зависит его готовность к обучению.
В своем методическом пособии авторы Чернова В. И., Тарасов М. А., Надтока М. В. отмечают: «Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка. Сущность развития ребенка заключается в постепенном его вхождении в человеческую культуру, через овладение специальными «человеческими» средствами («орудиями» — речь, язык). В процессе развития ребенка и понимания им мира, психика ребенка становится осознанной и произвольной. Сенсорная культура имеет свой кодовый «язык» — сенсорные эталоны. Сенсорный эталон — это (по А. В. Запорожцу) единица измерения свойств, качеств предметов.
Способы сенсорного развития:
− практический способ (наложение, приложение, примеривание);
− зрительное соотношение (практические способы являются перспективой развития действий).
Этапы сенсорного развития (по А. В. Запорожцу)
- Переход к внешне ориентированному действию.
- Развернутая перспектива действия.
- Этап соединения перспективных действий.
Уровень сенсорного развития по годам жизни ребенка
1 — основная задача — предоставить ребенку максимальную возможность сенсорных ощущений.
2 — практическое усвоение сенсорных ощущений путем проб, соотношения предметов.
3 — манипуляционная функция: соотношение цвета, предметно-продуктивная, словесная деятельность.
4 — переход от предметной деятельности к нормативной.
5 — понятие о цветовом спектре, систематизация и закрепление понятия о геометрических фигурах, параметрах величины.
6 — сформированность представлений об основных и дополнительных цветах, светлотах, геометрических фигурах, параметрах величины, анализ сложных форм предмета». [6 с.5]
В своих трудах Щербакова Е. И. писала: «Естественно, что основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления — образы предметов, их свойств, отношений. Так, оперируя разнообразными множествами (предметами, игрушками, картинками, геометрическими фигурами), дети учатся устанавливать равенство и неравенство множеств, называть количество словами: «больше», «меньше», «поровну». Сравнение конкретных множеств подготавливает детей к усвоению в последующем понятия числа. Именно операции с множествами являются той основой, к которой обращаются дети не только в детском саду, но и на протяжении последующих лет обучения в школе. Представление о множестве формирует у детей основы понимания абстрактного числа, закономерностей натурального ряда чисел. Хотя понятия натурального числа, а также геометрической фигуры, величины, части и целого абстрактны, все-таки они отображают связи и отношения предметов окружающей действительности». [7 с.3]
Многие советские ученые проводили психолого-педагогические исследования, которые показали, что у ребенка могут быть «сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей» [5 c.24]
Как уточняет Столяр А. А.: «По мнению Ж. Пиаже, его учеников и последователей, овладение математическими понятиями происходит на основе логических операций классификации и сериации, которые ребенок открывает сам и обучиться которым практически невозможно. Они появляются довольно поздно, в 11–12 лет, т. е. уже в школьном возрасте. Такая точка зрения не решает проблемы математического развития и обучения детей в дошкольном возрасте». [5 c.6]
Дошкольное математическое образование всецело связано с обучением математике в начальной школе, и конечно такая грозная опасность начинает захлестывать звено дошкольного образования. К началу 2000-х стали появляться различные альтернативы дошкольных программ. [1 с.11]
Очень грамотно свою мысль высказывает Выготский Л. С.: «Если задаться вопросом, каким требованиям должна удовлетворять программа детского сада для того, чтобы она была приведена в соответствие с особенностями ребенка дошкольного возраста, то ответ на него, мне кажется, будет звучать так. Это программа должна обладать следующими двумя трудно соединенными качествами. Во-первых, она должна быть построена по какой-то системе, которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год делая определенные шаги по пути движения к этой цели. Эта программа должна быть сходной со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем эта программа должна быть и программой последовательности, которая отвечает эмоциональным интересам ребенка и особенностям его мышления…». [3 с.20].
Достаточно точная цитата к современным требованиям программы дошкольного образования.
Для того чтобы развивать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста необходимо подготовить их к обучению способа познания количественной характеристики окружающего. Это может дать возможность дошкольникам прежде всего пользоваться не общепринятыми, а условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяженностей. В это же время у детей развивается глазомер, что немаловажно для сенсорного развития. [7 с.4]
Говоря об этой теме Щербакова Е. И. замечает: «В процессе систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией — названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и т. п. Однако не рекомендуется в работе с детьми использовать такие слова-термины, как «натуральный рад», «совокупность», «структура», «элементы множества» и др. При этом работа не ограничивается только занятиями. Следует иметь в виду использование всего дидактического пространства в условиях образовательной ситуации». [7 с.4]
Ведущая деятельность для детей дошкольного возраста — игровая. Именно через игру ребенок учится. Для развития формирования элементарных математических представлений педагог использует различные игровые приемы. Это могут быть: развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические игры, экскурсии и т. д.
Особое внимание педагог должен уделять индивидуальным занятиям. Так как особенности развития у каждого ребенка индивидуальны. Занятия не должны быть слишком затяжными, и составляют не более 5 минут в утреннее или вечернее время.
Занятия по формированию элементарных математических представлений должны интегрироваться с другими областями. Из некоторых задач по формированию элементарных математических представлений могут пересекаться с развитием речи, физическим развитием или же с художественно-эстетическим творчеством. Эти приемы позволяют педагогу успешно выполнять требования современных стандартов ФГОС ДО.
Можно считать успешным обучением математике в школе, если в дошкольном возрасте пробудить у ребенка интерес и желание приобрести математические знания.
Литература:
- Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 c.
- Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошк. факультетов высш.учеб.заведений / Белошистая, А.В. 1. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 c.
- Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте// Умственное развитие детей в процессе обучения. / Л. С. Выготский. — М.:, 1935. — 20 c.
- Запорожец, А. В.. Детским садам — новая, усовершенствованная программа.— Дошкольное воспитание / А. В. Запорожец. — 11.:, 1968. — 24 c.
- Столяра, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов пед. институтов / А. А. Столяра. — М.: Просвещение, 1988.
- Чернова, В. И. Формирование элементарных математических представлений у детей с речевыми нарушениями/ под общей редакцией В. И. Черновой: Методическое пособие / В. И. Чернова, М. А. Тарасов, М. В. Надтока.: Просвещение, 2003.
- Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е. И. Щербакова. — Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 392 c.