Этапы формирования сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения в ДОУ
Авторы: Максимова Анастасия Александровна, Федорова Елена Владимировна, Шепилова Анна Вячеславовна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 23.10.2020
Статья просмотрена: 327 раз
Библиографическое описание:
Максимова, А. А. Этапы формирования сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения в ДОУ / А. А. Максимова, Е. В. Федорова, А. В. Шепилова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5627/ (дата обращения: 16.11.2024).
Зрительное восприятие — важнейший вид перцепции, обеспечивающий наиболее продуктивное обучение и широкие возможности привлечения человека к общественно полезному труду.
Григорьева Л. П.
Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия. У дошкольников со зрительными патологиями наблюдаются обедненные, часто деформированные и неустойчивые зрительные образы, часто характеризующиеся стереотипностью. Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы.
Сенсорные эталоны — термин, который был введен А. В. Запорожцем в теорию перцептивных действий; это системы признаков объектов, которые ребенок усваивает и использует при обследовании предметов и выделений их свойств (системы величин, цветов спектра, оттенков, геометрических форм и т. д.)
В ходе формирования общепринятых систем сенсорных эталонов необходимо соблюдать последовательность в их усвоении, логичность связей между эталонами внутри каждой системы и затем между системами.
Чтобы облегчить процесс усвоения сенсорных эталонов дошкольниками с нарушением зрения, нами была разработана система поэтапного предъявления эталонов по возрастам. Мы исходили от возрастных особенностей и возможностей воспитанников. Опыт работы показал целесообразность и эффективность подачи материала в такой последовательности (дети легче усваивают сенсорные эталоны, правильно оперируют понятиями, чаще используют в повседневной жизни).
Система эталонов |
2-я младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
Цвет |
Красный Желтый Синий Зеленый Белый Черный |
Коричневый Оранжевый Голубой Фиолетовый (раскладывание сериационного ряда по насыщенности от светлого до темного и наоборот в пределах 5) |
Понятия «теплый»– «холодный» цвет Оттенки Красного: темно-красный светло-красный розовый малиновый бордовый Желтого : темно-желтый светло-желтый солнечный золотой лимонный Синего : темно-синий светло-синий грозовой голубой цвет морской волны Зеленого : темно-зеленый светло-зеленый болотный салатовый изумрудный (раскладывание сериационного ряда по насыщенности от светлого до темного и наоборот в пределах 7) |
Серый Оттенки Фиолетового: темно-фиолетовый светло-фиолетовый сливовый баклажановый Оранжевого: темно-оранжевый светло-оранжевый рыжий апельсиновый морковный (раскладывание сериационного ряда по насыщенности от светлого до темного и наоборот в пределах 9) |
Форма |
Виды углов: острый, тупой, прямой Виды сторон: короткая, длинная, равные |
|||
Плоские фигуры |
Круг Квадрат Треугольник |
Прямоугольник Овал Полукруг |
Трапеция Ромб Понятия: «Четырехугольник» «Многоугольник» |
Равносторонний Прямоугольный треугольники |
Объемные тела |
Шар Куб |
Цилиндр |
Конус Пирамида |
Параллелепипед Призма Тор |
Величина (сериационные ряды раскладываются и по возрастанию, и по убыванию) |
Большой — маленький (раскладывание сериационного ряда из 4 предметов) Полный — пустой |
Высокий — низкий Длинный — короткий Тяжелый — легкий (раскладывание сериационного ряда из5 предметов) |
Узкий — широкий (раскладывание сериационного ряда из6–7 предметов) |
Раскладывание сериационного ряда из 10 предметов по всем эталонам величины |
Примечание : на каждом возрастном этапе, кроме знакомства с новыми сенсорными эталонами, происходит закрепление ранее изученных понятий. Например, если во второй младшей группе мы знакомим с квадратом, то в средней группе учим характеризовать его: у квадрата 4 стороны и 4 угла, в старшей — описываем особенности: «У квадрата 4 равные стороны, 4 прямых угла».
Результатом коррекционной работы, направленной на усвоение ребенком сенсорных эталонов, является расширение зрительных возможностей воспитанников, формирование умения пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств предметов и явлений окружающего мира.
Литература:
- Григорьева Л. П. Развитие зрительного восприятия. — М.: «Школа-Пресс», 2001.
- Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу «Дефектология», вып. 6. — М., Школа-Пресс, 2001.
- Дружинина Л. А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. — М.: Издательство «Экзамен», 2006.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003.