Реализация проекта «Мое здоровье» как оптимальная организация здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 28.10.2020

Статья просмотрена: 382 раза

Библиографическое описание:

Ситдикова, И. А. Реализация проекта «Мое здоровье» как оптимальная организация здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ / И. А. Ситдикова, О. А. Сметанникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 38-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5646/ (дата обращения: 19.12.2024).



Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь

Гиппократ

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста является основной глобальной задачей укрепления здоровья нации и подрастающего поколения. В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становиться национальной. Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения», подписанное президентом Российской федерации, показало беспокойство государства за будущее страны. Правительством была принята целевая программа «Дети России», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. Значимость данной проблемы определена и в Законе «Об образовании» (подраздел 2, ст.1, ч.1), Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей у нас с каждым годом растет количество детей, страдающих различными заболеваниями. Лишь 5–7 % дошкольников здоровы, 30–35 % страдают хроническими заболеваниями, свыше 60 % имеют функциональные отклонения. Это обусловлено многими факторами: неблагоприятная экологическая обстановка, электро-лучевое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором и т. п.), а также социальная напряженность в обществе, интенсификация образования и др.

Полноценное физическое развитие и здоровьедетей — это основа формирования здоровой личности, с большими адаптационными возможностями в разных социальных условиях. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья. Появление компьютерной техники слепо облегчили некоторые воспитательные функции семьи, но при этом забыта образовательная сторона воспитательской функции семьи и совсем не отводится место пропаганде здоровогообраза жизни и поддержки здоровья детей в семье. Родителям просто необходимо пройти школу ЗОЖ, получить доступ к информационным ресурсам по воспитанию здоровой личности, здоровой как физически, так и психической, готовой к адаптации в разных жизненных условиях.

Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья могут привести и должны привести к положительным результатам. Именно в этот период наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

В течение 2019 года педагоги реализовали проект «Я и мое здоровье». Почему именно проект? В условиях пересмотра традиционных педагогических практик одной из ключевых образовательных технологий в ДОУ по ФГОС стала проектная деятельность, наиболее полно отражающая суть системно-деятельностного подхода — передачу познавательной инициативы от педагога к дошкольникам. Работа над проектом способствует формированию у дошкольников самостоятельности, инициативности, ответственности, уверенности в собственных силах, а также позволяет воспитателям найти оптимальные способы педагогического воздействия, оказывая точечную помощь. Работа по проекту способствует стимулированию у дошкольников познавательной активности и желания участвовать в освоении новых знаний, пополнению уже имеющихся. Заказчиками нашего проекта, выступили как ни странно — дети подготовительной группы. С самого раннего возраста они совместно с родителями посещали различные мероприятия, проходящие в нашем городе. В начале лета ребята посетили совместно с родителями выставку «Мир внутри нас». Конечно, не все смогли присутствовать на мероприятии, поэтому, когда дети посетившие выставку, рассказали остальным о том, что они видели, вопросов появилось большое множество. Вот тут и возникла необходимость в изучении этого материала. Чтобы ребятам было интересно, нам захотелось осветить этот вопрос с разных сторон, поэтому и возникла группа заинтересованных творческих людей, способная осуществить задуманное. Мы выбрали направление нашей работы. Кроме заинтересовавшей детей теме «строение человека», решили донести до детей и родителей информацию о пропаганде здорового образа жизни и поддержки здоровья детей в семье.

Как и в любом проекте были поставлены цели и задачи.

Цель проекта: утверждение значимости физического, психического, интеллектуального и социального здоровья ребенка для развития нравственных качеств и личного становления.

Задача проекта :

— Обучить детей способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы детского сада по здоровьесбережению дошкольников.

— Обогатить и закрепить знания о здоровом образе жизни, о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека.

— Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения спортивных мероприятий.

— Воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.

— Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

Для родителей:

— Развивать и формировать активную позицию родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.

Проект рассчитан на один учебный год. Было разработаноперспективное планирование физкультурно-оздоровительной и познавательно-исследовательской деятельности участников, обговорены этапы проекта, выбраны технологии и методики работы.

Одной из главных задач работы по проекту — это создание ситуации успеха для деятельности воспитанников — один из ведущих принципов деятельностного подхода, способствующий не только интеллектуальному развитию воспитанников, но и физическому развитию. Обращаясь к проблеме создания «ситуации успеха» в работе с детьми, педагоги увидели возможность достижения значительных результатов в деятельности отдельно взятого ребенка и детского коллектива в целом. Для наглядного выделения успешности ребенка педагоги воспользовались опорными знаками (шкала успеха), которыми пользуются дети при оценке работы своих сверстников.

Было проведено большое количество разных мероприятий: НОД, беседы, праздники, развлечения, походы на лыжах, участие в соревнованиях, совместные мастер-классы, анкетирование родителей, конкурс рисунков, изготовление книжек малышек, создание банка картотек по ЗОЖ, создание мультимедийных презентаций, подготовка пособий и т. п.

Как и в любой работе, мы надеемся получить хороший результат.

На сегодняшний день:

— Создан в группе уголок «Я и мое здоровье», оформлен в спортивном зале стенд, посвященный ЗОЖ, оформлена выставка детских рисунков, изготовлены лепбуки по темам проекта. Разработана система консультаций для родителей по интересующим их вопросам.

— Дети знают, что такое ЗОЖ и могут рассказать об этом родителям и сверстникам.

— Развита самостоятельность и активность у дошкольников: дети могут самостоятельно организовать игры-соревнования, выстраивают товарищеские взаимоотношения в команде; познавательные способности, образное мышление.

— У родителей повысился интерес к достижениям и способностям детей. Повысилось желание принимать участие в подготовке материалов, необходимых для реализации проекта, активно участвовать во всех мероприятиях ДОУ.

Промежуточные результаты проекта были представлены на семинаре-практикуме «Внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОО на примере проекта «Я и мое здоровье» ФИП ТОИПКРО «Методическая поддержка педагогов и школьных команд во внедрении и реализации эффективных образовательных технологий». Были организованы ОД, мастер-классы в рамках нашего проекта. На данном этапе мы изучали кровеносную систему человека и закрепляли ее на практике.

В результате проведенной работы можно сделать вывод, что именно проектный метод дает необходимый результат в нашей деятельности. Ведь действительно, за этот год было проведено огромное количество разных мероприятий с привлечением педагогов ДОУ, родителей, медицинского персонала. У дошкольников остались устойчивые знания по теме проекта, и возникло желание вести здоровый образ жизни.

Таблица 1

Этапы проекта

Этапы

Мероприятия, сроки

Подготовительный этап

Май-сентябрь 2019 г.: изучение проблем ЗОЖ, консультации для педагогов, подбор информации по здоровьесберегающих технологий

Основной этап

Октябрь 2019г. — апрель 2020г.: проведение всех запланированных мероприятий

Заключительный этап

Май 2020г.: итоговое мероприятие с родителями, итоговый мониторинг

Таблица 2

Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной и познавательно-исследовательской деятельности участников проекта

Вид деятельности

Тема мероприятия, форма проведения

Образовательная область

Сроки проведения и ответственные

Познавательно-исследовательская

Беседа — презентация «Я и мое здоровье», «Сказка о волшебнице Гигиене», «Органы чувств», «Глаза — окно в мир», «Костная система», «Кровеносная система», «Дыхательная система», «Спорт в жизни человека», «Здоровьесбережение», «безопасность» (личный опыт детей, рассказ детей)

Диагностические беседы о ЗОЖ

Познавательное развитие,

Речевое развитие

Воспитатели группы

Презентация «Как устроен человек», «Скелет и мышцы», «Дыхательная система», «Кровеносная система», «Органы чувств», «Безопасность»

Познавательное развитие, речевое развитие

Воспитатели группы,

Инструктор физ. воспитания

Презентация «Мой помощник — спорт»

Познавательное развитие

Инструктор физ. воспитания

Рассматривание иллюстраций и фотографий ЗОЖ. Просмотр мультипликационных фильмов соответствующей тематике.

Познавательное развитие

Воспитатели групп, Инструктор физ. воспитания

Методический коллоквиум для педагогов ДОУ. Тема: «Основные понятия здоровьясбережения»

«Дыхательная гимнастика и самомассаж как эффективные средства здоровьясбережения детей»

Познавательное развитие

Старший воспитатель, инструктор физ. воспитания

В рамках ФИП мастер класс для педагогов по теме: «Тренажеры для дыхательной гимнастики своими руками»

«Станица лэпбука»

Познавательное развитие

ПДО

Презентация «Виды спорта»

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением видов спорта. Просмотр мультипликационных фильмов о видах спорта

Познавательное развитие, речевое развитие

Воспитатели групп, инструктор физ. воспитания

Беседа «Мой любимый вид спорта»

Познавательное развитие, речевое развитие

Воспитатели групп

Образовательная деятельность детей «Математика в гостях у Олимпиады», «Математические лыжные гонки»

Познавательное развитие, речевое развитие

Воспитатели подготовительных групп

Итоговая беседа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Спортивная Олимпиада»

Речевое развитие

Логопеды

Организация серии дидактических игр, посвященных разным видам спорта «Назови вид спорта», «Найди пару», «Четвертый лишний» и т. д.

Познавательное развитие

Педагоги ДОУ

Минутки здорового образа жизни: «Что нужно делать если»..., «Полезно и вредно»

Познавательное развитие

Воспитатели групп

Беседы «Как спорт влияет на здоровье»

Речевое развитие

Воспитатели групп

Мастер класс для детей «Сахар, хорошо или плохо», «Оказание первой медпомощи»

Познавательное развитие.

Родитель /медсестра кардиоцентра

Социально-коммуникативная

Придумывание рассказов о ЗОЖ

Речевое развитие

Воспитатели групп

Придумывание речевок, поговорок, четверостиший о ЗОЖ.

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Воспитатели групп

Чтение произведений спортивной тематики, разучивание стихотворений, отгадывание загадок о спорте, пословиц. Разучивание песни «Если хочешь быть здоров, закаляйся»

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Воспитатели групп, Музыкальный работник

Придумывание описательных рассказов о ЗОЖ, безопасности.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Воспитатели групп, Учителя-логопеды

Двигательная

Тематическая утренняя гимнастика и гимнастика после сна «Крепок телом — богат делом», «Фигуристы», «Лыжники», «Смолоду закалишься — на весь век сгодишься!

Физическое развитие

В течение всего проекта

Воспитатели групп, Инструктор физ. воспитания

Физкультурные занятия по обучению старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений (лыжи, санки) по программе Л. И. Пензулаевой

Физическое развитие

В течение всего проекта инструктор физ. воспитания

Прогулки с включением игр с элементами спортивных упражнений

Физическое развитие

В течение всего проекта

Воспитатели групп

Подвижные игры, игры с элементами спорта (санки, лыжи, элементы хоккея)

Физическое развитие

В течение всего проекта

Воспитатели групп, Инструктор физ. воспитания

Совместный спортивный праздник «ГТО — в твоей жизни»

Физическое развитие

Воспитатели групп, инструктор физ. воспитания

КВН для детей подготовительных групп «Орленок»

Познавательное развитие

Инструктор физ. воспитания

Лыжные гонки среди старших групп ДОУ (на территории МАО СОШ № 30)

Физическое развитие

Инструктор физ. воспитания

Лыжные гонки среди семей сотрудников ДОУ, родителей

Физическое развитие

Инструктор физ. воспитания

Спортивный праздник для воспитателей групп ДОУ

Физическое развитие

Инструктор физ. воспитания

«Мама, папа, я — Олимпийская семья», для детей, родителей группы (итоговый)

Физическое развитие

Инструктор физ. воспитания

Художественно-творческая

Оформление газеты «Безопасность в твоей жизни»

(ПДД)

Художественно-эстетическое

Познавательное развитие

Воспитатели групп, родители

Тематическая выставка «Строение человека»», фотовыставки «Спорт в моей жизни»

Художественно-эстетическое

Познавательное развитие

Инструктор физ. воспитания

Выставки детских работ в спортивном зале «Спорт- глазами детей»

Художественно-эстетическое

Родители, дети

Организованная образовательная деятельность по лепке, аппликации, рисованию

Художественно-эстетическое

Познавательное развитие

Воспитатели группы

Изготовление альбомов и стенда «Спорт в твоей жизни»

Познавательное развитие

Инструктор физ. Воспитания, воспитатели групп, родители

Мастер-класс для детей «Изготовление макета глаза в технике оригами»

«Скелет-моя опора» (изготовление макета скелета)

«Запусти ракету, волшебный шар» (изготовление тренажеров для дыхания)

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

ПДО

Папки — передвижки

Познавательное развитие

В течение всего проекта Воспитатели групп

Изготовление книжек — малышек по теме проекта.

Познавательное развитие

Родители, дети

Изготовление лэпбуков по темам проекта (продукт проекта)

Познавательное развитие

Все участники проекта

Совместный мастер-класс для родителей и детей по теме: «Изготовление нетрадиционного оборудования для дыхательной гимнастики (легкие)»

Познавательное

Художественно-эстетическое

ПДО

Музыкальная

Прослушивание и разучивание песен на олимпийскую тематику «Закаляйся!», «Будь здоров!», «Вперед, Россия!»

Познавательное

Художественно-эстетическое

Музыкальные руководители

Слушание, спортивных маршей

Познавательное

Художественно-эстетическое

Музыкальные руководители

Флеш-моб спортивный праздник «Выше, быстрее, сильнее!»

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

Дети, родители, педагоги ДОУ

Таблица 3

Работа с родителями

п/п

Название мероприятия

Сроки, ответственные

1

«Спорт глазами детей» выставка рисунков ДОУ

До 19.02.2014г. Воспитатели групп

2

Фотовыставка в группах ДОУ «Спорт в моей семье»

До 19.02.2014г. Воспитатели групп

3

Анкетирование родителей

«В какие игры играете дома с ребенком?», «Спортивный уголок дома»,

«Спортивные игры Вашего детства».

03.02.2014г.

Воспитатели групп

4

Презентации, газеты

14.02.2014г. Воспитатели групп

5

Консультации

В течение всего проекта Воспитатели групп

6

Проведение различных совместных спортивных мероприятий «Выше, быстрее, смелее», «Моя мама лучше всех», «Лыжня зовет», «Мой папа самый сильный», «Самая спортивная семья», «Как сдать ГТО»

В течение всего проекта Воспитатели групп

7

Посещение выставки «Как устроен человек»

Эффекты от внедрения проекта :

На 10 % произошло повышение результативности образовательного процесса. У 69 % детей сохранено и укреплено здоровье, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания. За время проекта у 73 % воспитанников сформирована активная позиция в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. У 67 % воспитанников сформированы основы здорового образа жизни и возникают постоянные потребности в пополнении полученных знаний.

Литература:

  1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». — Волгоград: Учитель, 2006
  2. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2013
  3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2007
  4. Семенова И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. — М.: Педагогика, 1991
  5. Стефанович И. А. Взаимодействие педагогов и родителей в реализации физического развития детей 3–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2014
  6. Яновская Т. Ю. Как устроен человек? История для детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2000

Похожие статьи

Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования

Перспективы оптимизации питания детей в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа с помощью автоматизированной системы «Рациональное питание — опора здоровья»

Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучению

Создание условий для взаимодействия педагогов ДОО с семьей и социумом

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Похожие статьи

Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования

Перспективы оптимизации питания детей в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа с помощью автоматизированной системы «Рациональное питание — опора здоровья»

Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучению

Создание условий для взаимодействия педагогов ДОО с семьей и социумом

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Задать вопрос