Реализация проекта «Мое здоровье» как оптимальная организация здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ
Авторы: Ситдикова Ирина Анатольевна, Сметанникова Оксана Анатольевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 28.10.2020
Статья просмотрена: 382 раза
Библиографическое описание:
Ситдикова, И. А. Реализация проекта «Мое здоровье» как оптимальная организация здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ / И. А. Ситдикова, О. А. Сметанникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 38-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5646/ (дата обращения: 19.12.2024).
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь
Гиппократ
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста является основной глобальной задачей укрепления здоровья нации и подрастающего поколения. В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становиться национальной. Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения», подписанное президентом Российской федерации, показало беспокойство государства за будущее страны. Правительством была принята целевая программа «Дети России», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. Значимость данной проблемы определена и в Законе «Об образовании» (подраздел 2, ст.1, ч.1), Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей у нас с каждым годом растет количество детей, страдающих различными заболеваниями. Лишь 5–7 % дошкольников здоровы, 30–35 % страдают хроническими заболеваниями, свыше 60 % имеют функциональные отклонения. Это обусловлено многими факторами: неблагоприятная экологическая обстановка, электро-лучевое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором и т. п.), а также социальная напряженность в обществе, интенсификация образования и др.
Полноценное физическое развитие и здоровьедетей — это основа формирования здоровой личности, с большими адаптационными возможностями в разных социальных условиях. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья. Появление компьютерной техники слепо облегчили некоторые воспитательные функции семьи, но при этом забыта образовательная сторона воспитательской функции семьи и совсем не отводится место пропаганде здоровогообраза жизни и поддержки здоровья детей в семье. Родителям просто необходимо пройти школу ЗОЖ, получить доступ к информационным ресурсам по воспитанию здоровой личности, здоровой как физически, так и психической, готовой к адаптации в разных жизненных условиях.
Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья могут привести и должны привести к положительным результатам. Именно в этот период наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
В течение 2019 года педагоги реализовали проект «Я и мое здоровье». Почему именно проект? В условиях пересмотра традиционных педагогических практик одной из ключевых образовательных технологий в ДОУ по ФГОС стала проектная деятельность, наиболее полно отражающая суть системно-деятельностного подхода — передачу познавательной инициативы от педагога к дошкольникам. Работа над проектом способствует формированию у дошкольников самостоятельности, инициативности, ответственности, уверенности в собственных силах, а также позволяет воспитателям найти оптимальные способы педагогического воздействия, оказывая точечную помощь. Работа по проекту способствует стимулированию у дошкольников познавательной активности и желания участвовать в освоении новых знаний, пополнению уже имеющихся. Заказчиками нашего проекта, выступили как ни странно — дети подготовительной группы. С самого раннего возраста они совместно с родителями посещали различные мероприятия, проходящие в нашем городе. В начале лета ребята посетили совместно с родителями выставку «Мир внутри нас». Конечно, не все смогли присутствовать на мероприятии, поэтому, когда дети посетившие выставку, рассказали остальным о том, что они видели, вопросов появилось большое множество. Вот тут и возникла необходимость в изучении этого материала. Чтобы ребятам было интересно, нам захотелось осветить этот вопрос с разных сторон, поэтому и возникла группа заинтересованных творческих людей, способная осуществить задуманное. Мы выбрали направление нашей работы. Кроме заинтересовавшей детей теме «строение человека», решили донести до детей и родителей информацию о пропаганде здорового образа жизни и поддержки здоровья детей в семье.
Как и в любом проекте были поставлены цели и задачи.
Цель проекта: утверждение значимости физического, психического, интеллектуального и социального здоровья ребенка для развития нравственных качеств и личного становления.
Задача проекта :
— Обучить детей способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы детского сада по здоровьесбережению дошкольников.
— Обогатить и закрепить знания о здоровом образе жизни, о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека.
— Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения спортивных мероприятий.
— Воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.
— Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Для родителей:
— Развивать и формировать активную позицию родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
Проект рассчитан на один учебный год. Было разработаноперспективное планирование физкультурно-оздоровительной и познавательно-исследовательской деятельности участников, обговорены этапы проекта, выбраны технологии и методики работы.
Одной из главных задач работы по проекту — это создание ситуации успеха для деятельности воспитанников — один из ведущих принципов деятельностного подхода, способствующий не только интеллектуальному развитию воспитанников, но и физическому развитию. Обращаясь к проблеме создания «ситуации успеха» в работе с детьми, педагоги увидели возможность достижения значительных результатов в деятельности отдельно взятого ребенка и детского коллектива в целом. Для наглядного выделения успешности ребенка педагоги воспользовались опорными знаками (шкала успеха), которыми пользуются дети при оценке работы своих сверстников.
Было проведено большое количество разных мероприятий: НОД, беседы, праздники, развлечения, походы на лыжах, участие в соревнованиях, совместные мастер-классы, анкетирование родителей, конкурс рисунков, изготовление книжек малышек, создание банка картотек по ЗОЖ, создание мультимедийных презентаций, подготовка пособий и т. п.
Как и в любой работе, мы надеемся получить хороший результат.
На сегодняшний день:
— Создан в группе уголок «Я и мое здоровье», оформлен в спортивном зале стенд, посвященный ЗОЖ, оформлена выставка детских рисунков, изготовлены лепбуки по темам проекта. Разработана система консультаций для родителей по интересующим их вопросам.
— Дети знают, что такое ЗОЖ и могут рассказать об этом родителям и сверстникам.
— Развита самостоятельность и активность у дошкольников: дети могут самостоятельно организовать игры-соревнования, выстраивают товарищеские взаимоотношения в команде; познавательные способности, образное мышление.
— У родителей повысился интерес к достижениям и способностям детей. Повысилось желание принимать участие в подготовке материалов, необходимых для реализации проекта, активно участвовать во всех мероприятиях ДОУ.
Промежуточные результаты проекта были представлены на семинаре-практикуме «Внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОО на примере проекта «Я и мое здоровье» ФИП ТОИПКРО «Методическая поддержка педагогов и школьных команд во внедрении и реализации эффективных образовательных технологий». Были организованы ОД, мастер-классы в рамках нашего проекта. На данном этапе мы изучали кровеносную систему человека и закрепляли ее на практике.
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что именно проектный метод дает необходимый результат в нашей деятельности. Ведь действительно, за этот год было проведено огромное количество разных мероприятий с привлечением педагогов ДОУ, родителей, медицинского персонала. У дошкольников остались устойчивые знания по теме проекта, и возникло желание вести здоровый образ жизни.
Таблица 1
Этапы проекта
Этапы |
Мероприятия, сроки |
Подготовительный этап |
Май-сентябрь 2019 г.: изучение проблем ЗОЖ, консультации для педагогов, подбор информации по здоровьесберегающих технологий |
Основной этап |
Октябрь 2019г. — апрель 2020г.: проведение всех запланированных мероприятий |
Заключительный этап |
Май 2020г.: итоговое мероприятие с родителями, итоговый мониторинг |
Таблица 2
Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной и познавательно-исследовательской деятельности участников проекта
Вид деятельности |
Тема мероприятия, форма проведения |
Образовательная область |
Сроки проведения и ответственные |
Познавательно-исследовательская |
Беседа — презентация «Я и мое здоровье», «Сказка о волшебнице Гигиене», «Органы чувств», «Глаза — окно в мир», «Костная система», «Кровеносная система», «Дыхательная система», «Спорт в жизни человека», «Здоровьесбережение», «безопасность» (личный опыт детей, рассказ детей) Диагностические беседы о ЗОЖ |
Познавательное развитие, Речевое развитие |
Воспитатели группы |
Презентация «Как устроен человек», «Скелет и мышцы», «Дыхательная система», «Кровеносная система», «Органы чувств», «Безопасность» |
Познавательное развитие, речевое развитие |
Воспитатели группы, Инструктор физ. воспитания |
|
Презентация «Мой помощник — спорт» |
Познавательное развитие |
Инструктор физ. воспитания |
|
Рассматривание иллюстраций и фотографий ЗОЖ. Просмотр мультипликационных фильмов соответствующей тематике. |
Познавательное развитие |
Воспитатели групп, Инструктор физ. воспитания |
|
Методический коллоквиум для педагогов ДОУ. Тема: «Основные понятия здоровьясбережения» «Дыхательная гимнастика и самомассаж как эффективные средства здоровьясбережения детей» |
Познавательное развитие |
Старший воспитатель, инструктор физ. воспитания |
|
В рамках ФИП мастер класс для педагогов по теме: «Тренажеры для дыхательной гимнастики своими руками» «Станица лэпбука» |
Познавательное развитие |
ПДО |
|
Презентация «Виды спорта» Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением видов спорта. Просмотр мультипликационных фильмов о видах спорта |
Познавательное развитие, речевое развитие |
Воспитатели групп, инструктор физ. воспитания |
|
Беседа «Мой любимый вид спорта» |
Познавательное развитие, речевое развитие |
Воспитатели групп |
|
Образовательная деятельность детей «Математика в гостях у Олимпиады», «Математические лыжные гонки» |
Познавательное развитие, речевое развитие |
Воспитатели подготовительных групп |
|
Итоговая беседа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР «Спортивная Олимпиада» |
Речевое развитие |
Логопеды |
|
Организация серии дидактических игр, посвященных разным видам спорта «Назови вид спорта», «Найди пару», «Четвертый лишний» и т. д. |
Познавательное развитие |
Педагоги ДОУ |
|
Минутки здорового образа жизни: «Что нужно делать если»..., «Полезно и вредно» |
Познавательное развитие |
Воспитатели групп |
|
Беседы «Как спорт влияет на здоровье» |
Речевое развитие |
Воспитатели групп |
|
Мастер класс для детей «Сахар, хорошо или плохо», «Оказание первой медпомощи» |
Познавательное развитие. |
Родитель /медсестра кардиоцентра |
|
Социально-коммуникативная |
Придумывание рассказов о ЗОЖ |
Речевое развитие |
Воспитатели групп |
Придумывание речевок, поговорок, четверостиший о ЗОЖ. |
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие |
Воспитатели групп |
|
Чтение произведений спортивной тематики, разучивание стихотворений, отгадывание загадок о спорте, пословиц. Разучивание песни «Если хочешь быть здоров, закаляйся» |
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие |
Воспитатели групп, Музыкальный работник |
|
Придумывание описательных рассказов о ЗОЖ, безопасности. |
Познавательное развитие Речевое развитие |
Воспитатели групп, Учителя-логопеды |
|
Двигательная |
Тематическая утренняя гимнастика и гимнастика после сна «Крепок телом — богат делом», «Фигуристы», «Лыжники», «Смолоду закалишься — на весь век сгодишься! |
Физическое развитие |
В течение всего проекта Воспитатели групп, Инструктор физ. воспитания |
Физкультурные занятия по обучению старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений (лыжи, санки) по программе Л. И. Пензулаевой |
Физическое развитие |
В течение всего проекта инструктор физ. воспитания |
|
Прогулки с включением игр с элементами спортивных упражнений |
Физическое развитие |
В течение всего проекта Воспитатели групп |
|
Подвижные игры, игры с элементами спорта (санки, лыжи, элементы хоккея) |
Физическое развитие |
В течение всего проекта Воспитатели групп, Инструктор физ. воспитания |
|
Совместный спортивный праздник «ГТО — в твоей жизни» |
Физическое развитие |
Воспитатели групп, инструктор физ. воспитания |
|
КВН для детей подготовительных групп «Орленок» |
Познавательное развитие |
Инструктор физ. воспитания |
|
Лыжные гонки среди старших групп ДОУ (на территории МАО СОШ № 30) |
Физическое развитие |
Инструктор физ. воспитания |
|
Лыжные гонки среди семей сотрудников ДОУ, родителей |
Физическое развитие |
Инструктор физ. воспитания |
|
Спортивный праздник для воспитателей групп ДОУ |
Физическое развитие |
Инструктор физ. воспитания |
|
«Мама, папа, я — Олимпийская семья», для детей, родителей группы (итоговый) |
Физическое развитие |
Инструктор физ. воспитания |
|
Художественно-творческая |
Оформление газеты «Безопасность в твоей жизни» (ПДД) |
Художественно-эстетическое Познавательное развитие |
Воспитатели групп, родители |
Тематическая выставка «Строение человека»», фотовыставки «Спорт в моей жизни» |
Художественно-эстетическое Познавательное развитие |
Инструктор физ. воспитания |
|
Выставки детских работ в спортивном зале «Спорт- глазами детей» |
Художественно-эстетическое |
Родители, дети |
|
Организованная образовательная деятельность по лепке, аппликации, рисованию |
Художественно-эстетическое Познавательное развитие |
Воспитатели группы |
|
Изготовление альбомов и стенда «Спорт в твоей жизни» |
Познавательное развитие |
Инструктор физ. Воспитания, воспитатели групп, родители |
|
Мастер-класс для детей «Изготовление макета глаза в технике оригами» «Скелет-моя опора» (изготовление макета скелета) «Запусти ракету, волшебный шар» (изготовление тренажеров для дыхания) |
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие |
ПДО |
|
Папки — передвижки |
Познавательное развитие |
В течение всего проекта Воспитатели групп |
|
Изготовление книжек — малышек по теме проекта. |
Познавательное развитие |
Родители, дети |
|
Изготовление лэпбуков по темам проекта (продукт проекта) |
Познавательное развитие |
Все участники проекта |
|
Совместный мастер-класс для родителей и детей по теме: «Изготовление нетрадиционного оборудования для дыхательной гимнастики (легкие)» |
Познавательное Художественно-эстетическое |
ПДО |
|
Музыкальная |
Прослушивание и разучивание песен на олимпийскую тематику «Закаляйся!», «Будь здоров!», «Вперед, Россия!» |
Познавательное Художественно-эстетическое |
Музыкальные руководители |
Слушание, спортивных маршей |
Познавательное Художественно-эстетическое |
Музыкальные руководители |
|
Флеш-моб спортивный праздник «Выше, быстрее, сильнее!» |
Физическое развитие Художественно-эстетическое |
Дети, родители, педагоги ДОУ |
Таблица 3
Работа с родителями
№ п/п |
Название мероприятия |
Сроки, ответственные |
1 |
«Спорт глазами детей» выставка рисунков ДОУ |
До 19.02.2014г. Воспитатели групп |
2 |
Фотовыставка в группах ДОУ «Спорт в моей семье» |
До 19.02.2014г. Воспитатели групп |
3 |
Анкетирование родителей «В какие игры играете дома с ребенком?», «Спортивный уголок дома», «Спортивные игры Вашего детства». |
03.02.2014г. Воспитатели групп |
4 |
Презентации, газеты |
14.02.2014г. Воспитатели групп |
5 |
Консультации |
В течение всего проекта Воспитатели групп |
6 |
Проведение различных совместных спортивных мероприятий «Выше, быстрее, смелее», «Моя мама лучше всех», «Лыжня зовет», «Мой папа самый сильный», «Самая спортивная семья», «Как сдать ГТО» |
В течение всего проекта Воспитатели групп |
7 |
Посещение выставки «Как устроен человек» |
Эффекты от внедрения проекта :
На 10 % произошло повышение результативности образовательного процесса. У 69 % детей сохранено и укреплено здоровье, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания. За время проекта у 73 % воспитанников сформирована активная позиция в процессе получения знаний о здоровом образе жизни. У 67 % воспитанников сформированы основы здорового образа жизни и возникают постоянные потребности в пополнении полученных знаний.
Литература:
- Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». — Волгоград: Учитель, 2006
- Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2013
- Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2007
- Семенова И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. — М.: Педагогика, 1991
- Стефанович И. А. Взаимодействие педагогов и родителей в реализации физического развития детей 3–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2014
- Яновская Т. Ю. Как устроен человек? История для детей. — Ростов н/Д: Феникс, 2000