«Шагалочки-обучалочки, или «Ну, ПДД…!» (интегрированный досуг в форме квеста)
Автор: Кузнецова Ирина Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 18.11.2020
Статья просмотрена: 54 раза
Библиографическое описание:
Кузнецова, И. В. «Шагалочки-обучалочки, или «Ну, ПДД…!» (интегрированный досуг в форме квеста) / И. В. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 92-98. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5727/ (дата обращения: 16.11.2024).
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам имеет все признаки национальной катастрофы. Число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает, что ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению. Это связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Исследования в данной области показывают, что причины ДТП во многом связаны с возрастными и психофизиологическими особенностями детей. А именно: незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна. Её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие — снижение ДТП с участием детей.
Дети дошкольного возраста — особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а недоступная для них дорожная лексика требует абстрактного мышления, которое для дошкольников не характерно. Всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Исследования проблем безопасности дорожного движения показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ.
Вашему вниманию представлен конспект интегрированного досуга в форме квеста для детей старшего дошкольного возраста. Данный досуг рекомендуется проводить на улице или площадке ПДД, желательно в конце учебного года, когда дети разъезжаются на каникулы. Здесь вы найдете набор увлекательных заданий различной тематики. Основа мероприятия — выполнение детьми предложенных заданий, связанных со знанием правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах города.
Цели квеста:
– создание радостного настроения у детей и участников квеста;
– активизирование познавательного потенциала детей к изучению ПДД;
– воспитание законопослушных участников дорожного движения.
Задачи квеста:
Познавательное развитие: продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице, учить различать дорожные знаки и правила поведения на улице;
Художественно — эстетическое развитие: помочь детям закрепить и расширить знания с помощью музыки.
Физическое развитие: способствовать развитию двигательной активности, развитию таких качеств, как ловкость, смелость, координация движений, быстрота реакции, глазомер;
Речевое развитие: совершенствовать грамматику речи, словарный запас;
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать культуру общения, последовательно, четко высказывать свои мысли, давать полные ответы на вопросы, воспитывать умение действовать в коллективе. Воспитывать доброту, отзывчивость, желание прийти на помощь, радоваться или переживать за товарища.
Карта квеста (начало)
Карта квеста (продолжение)
Ход квеста
Команду детей на площадке встречает Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые зрители! Я рад приветствовать вас у себя в гостях — в Цветочном городе! Скоро начнутся каникулы, и вы все разъедетесь по разным уголкам на летний отдых. А чтобы ваш отдых был не только интересным и увлекательным, — он должен быть ещё и безопасным. Посмотрите, у меня в руках коробка. Хотите узнать, что находится в ней? Тогда послушайте загадку:
«Она всё знает — просто шок!
А сама всегда — молчок!
Чтобы с нею подружиться,
Нужно чтению учиться!» (книга).
Незнайка. Правильно, это — книга. Но книга — не простая. Это — книга правил дорожного движения. А вы знаете, что в 2018 году исполнится 150 лет, как на улицах городов был установлен первый светофор. Эта история началась в далекой Англии, в городе Лондоне. А придумал первый светофор изобретатель по имени Джон Пик Найт (детям демонстрируется фото первого светофора и его изобретателя) . Даже сегодня мы не можем обойтись без светофора на улицах нашего города. Ребята, а как правильно нужно переходить дорогу по сигналам светофора? (ответ детей).
Внезапно раздается вой полицейской сирены. По громкоговорителю идет сообщение:
«Внимание! Внимание! В Цветочном городе объявился неизвестный объект — нарушитель и хулиган! Он двигается по улицам города, нарушая правила дорожного движения и создавая очень опасные аварийные ситуации для жителей! Нам требуется ваша помощь! Нам требуется ваша помощь!»
Незнайка. Ребята, слышите? Нашему городку срочно требуется ваша помощь! Вы согласны нам помочь? (ответ детей). Вам предстоит пройти испытания, где вы покажете свои знания, умения, фантазию, ловкость и упорство. На своем пути вы повстречаетесь с жителями Цветочного города. А помогать вам будет инспектор Свистулькин.
К детям выходит инспектор ДПС Свистулькин.
Свистулькин . Здравствуйте, ребята! Я — инспектор Цветочного города, Перед нами стоит задача — навести порядок на улицах и дорогах нашего города. По — моему, самое время отправляться в путь. Поможет нам вот эта карта (разворачивает перед детьми карту квеста). На ней обозначены места, где побывал неизвестный объект. За выполнение каждого задания вы получите 5 серебряных автоключиков, которые сможете обменять на один, но уже золотой. А уже этот ключ вы обменяете на сладкие подарки. А чтобы нам хватило сил для нашего путешествия, давайте немного разомнемся.
Физминутка «Светофор» (см. Приложение)
Свистулькин. Отправляемся на первую станцию «Гостиница Синеглазки».
Дети переходят к первой станции. Их встречает расстроенная Синеглазка.
Синеглазка . Здравствуйте, мои друзья! Меня зовут Синеглазка. Вот уже целый час сижу я здесь одна — одинешенька и печалюсь…
Свистулькин . Здравствуй, дорогая Синеглазка! А чем ты расстроена?
Синеглазка. Были у меня необычные бусы, по которым я изучала правила дорожного движения. Но тут, откуда ни возьмись, появился хулиган. Он порвал все бусы, да в придачу забрал мою любимую книгу загадок. Все дорожные знаки у меня перемешались (показывает детям коробку со знаками) . Теперь я и не знаю, какие из них разрешающие, какие запрещающие, а какие предупреждающие… (вздыхает). Вот бы нашлись такие храбрецы, которые знаки мои рассортировали?!
Свистулькин. Есть у нас такие храбрецы! Правда, ребята? Давайте поможем Синеглазке: соберем на одну веревочку 5 запрещающих знаков, на другую — 5 предупреждающих знаков, а на третью веревочку — 5 разрешающих знаков.
Игровое задание «Дорожные бусы» (см. Приложение)
Синеглазка. Ах, какие молодцы! Выполнили мою просьбу. Вот вам за это серебряный автоключик. Может он вам на что-нибудь и сгодится.
Свистулькин. Ребята, ведь именно этот ключик мы ищем! Спасибо тебе, Синеглазка! Ну, а нам пора отправляться дальше. Следующая станция — «СТО Винтика и Шпунтика».
Винтик. Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на станции техобслуживания. Кто вы и зачем к нам пожаловали?
Свистулькин. Мы с ребятами помогаем жителям Цветочного города навести порядок на дорогах и улицах. Вам не требуется наша помощь?
Шпунтик. Нам очень-очень нужна ваша помощь. Дело в том, что мы мастерили автобус для детей нашего города. Через час новенький автобус был уже почти готов, не доставало только одной детали. За ней мы и пошли в ближайший магазин.
Винтик. А когда мы вернулись, то обнаружили в мастерской полный беспорядок, а детали новенького автобуса были разбросаны в разные стороны. А серебрянный автоключик исчез… Вы не знаете, кто бы мог это сделать?
Дети рассказывают Винтику и Шпунтику о том, что в городе появился нарушитель и хулиган. Это он устраивает беспорядки в городе.
Свистулькин. Не расстраивайтесь! Хотите, мы поможем вам собрать автобус заново?
Шпунтик . Конечно. Только помните, что собирать автобус нужно строго по чертежу.
Свистулькин. Мы работы не боимся!!!
Игровое задание «Новенький автобус» (см. Приложение)
Свистулькин. Ну, вот и готово!
Винтик. Спасибо вам, ребята! Какие вы молодцы! Специально для вас мы выточили ещё один серебряный автоключик. Получите, пожалуйста!
Свистулькин. Мы всегда рады помочь своим друзьям! Но нам пора идти дальше на поиски.
Шпунтик. Так вы поезжайте на автобусе — так будет намного быстрее.
Дети рассаживаются в «автобус».
Пальчиковая игра «Автобус» (см. Приложение)
Свистулькин. Стоп, машина! А вот и третья станция «Арт-салон Тюбика».
Ребят встречает опечаленный художник Цветочного города — Тюбик.
Свистулькин. Здравствуйте, уважаемый! Чем вы так огорчены?
Тюбик. Здравствуйте, мои друзья! Я — Тюбик, художник нашего города. Сегодня у меня было очень важное дело — нарисовать дорожные знаки для улиц нашего города. Но кто-то размыл водой все мои волшебные краски. Что теперь делать, ума не приложу?
Свистулькин. Мы с ребятами постараемся вам помочь. У нас есть в запасе несколько карандашей и фломастеров. Что нужно делать?
Тюбик. Нужно к знакам дорожного движения дорисовать недостающие фрагменты.
Игровое задание «Дорисуй знак» (см. Приложение).
Тюбик . Спасибо вам, ребята! Какие красивы и нужные знаки получились! А что они означают?
Дети поясняют каждый знак.
Тюбик. А за вашу помощь и знания дарю вам серебряный автоключик. До свидания!
Свистулькин. До встречи, дорогой Тюбик! А нам пора спешить на помощь к другим жителям.
Дети подходят к станции «Ромашковое поле». Замечают отдыхающего Волка, листающего книгу загадок, которую забрал у Синеглазки, Волк вращает на пальце серебряный автоключик. Заметив детей, Волк приходит в ярость.
Волк. Кто это расшумелся в моем городе? Зачем сюда пожаловали?
Свистулькин. Ребята, мне кажется, что это и есть тот нарушитель и хулиган, о котором сообщили по радио. Посмотрите, у него книга загадок Синеглазки и один из серебряных ключей из мастерской Винтика и Шпунтика!
…Ну, здравствуй, Волк… А мы с ребятами путешествуем по городу и собираем серебряные ключики. Нет ли у тебя такого?
Волк прячет ключ за спиной.
Волк. А если и есть? Почему это я должен вам его отдавать?
Свистулькин. Во-первых, потому что этот ключик — не твой… А мы готовы преодолеть любые трудности, чтобы помочь жителям этого города.
Волк. Серьезно? Есть у меня «Книга загадок»… я забрал……. Ой……. попросил у одной противной девчонки. Давайте, я буду вам загадки загадывать, а вы отгадывать.
Свистулькин. Хорошо. Загадывай свои загадки.
Загадки по теме ПДД (см. Приложение).
Волк . С загадками справились. А теперь сами и ищите ключик. Он спрятан где-то здесь, на ромашковой поляне…
Игровое задание «Горячо — холодно» (см. Приложение).
Свистулькин. Ну, вот мы выполнили все задания Волка!
Волк. Конечно-конечно…. Ах, какие замечательные дети! Теперь я стану самым добрым волком на свете…. Пока…. (уходит, насвистывая).
Свистулькин. Что-то я сомневаюсь, что Волк изменился и стал добрым и послушным…. Ну, а нам, ребята, осталось найти последний, 5-ый ключик. Давайте, посмотрим на карту… Мы отправляемся на станцию «Музыкальный киоск Гусли».
Детей встречает музыкант Цветочного грода — Гусля. Он несет в руках пачку нот.
Гусля. Ну, и что же это за песня? Как же она называется?
Свистулькин. Здравствуйте! Что вы ищите?
Гусля .Здравствуйте, ребята! Я — музыкант Гусля. Целый день я пытаюсь вспомнить детские песни…. И никак не вспомню…
Свистулькин. Может быть, мы сумеем вам помочь? Наши ребята знают много песен.
Гусля. Вот спасибо! Только отблагодарить мне вас нечем… Ничего у меня нет, кроме маленького серебряного ключика!
Свистулькин. Вот он-то нам и нужен.
Гусля. Тогда с вас — песня, а с меня — ключик!
Комбинированное игровое задание (см. Приложение)
Гусля. Молодцы! А вот и ваш ключик!
Свистулькин. Ребята, мы собрали все пять ключей! Скорее возвращаемся на Главный пост.
Дети возвращаются на Главный пост. Их снова встречает Незнайка.
Незнайка. Вижу, вижу — отлично справились с заданием. Давайте проверим количество серебряных автоключиков. (пересчитывает). Всё правильно.
Свистулькин. И где же наш золотой ключик?
Незнайка. Не всё так просто, друзья! Ключик надежно спрятан, и чтобы его найти, понадобится ваше внимание и терпение. Я вам вручаю фотографию секретного места. Если вы отыщите его, ключик — в ваших руках. Дальше с золотым ключиком вы пойдете в кафе к Сиропчику, где сможете обменять его на сладкие подарки.
Игровое задание «Ориентировка на местности» (см. Приложение)
Отыскав ключ, Свистулькин предлагает детям познавательную викторину по правилам дорожного движения «Сказочные дороги». Ответив на вопросы викторины, дети отправляются в кафе Сиропчика.
Сиропчик. Здравствуйте, мои друзья! Как я рад вас видеть! Понравилось вам путешествие по Цветочному городу? Давайте вспомним, кому вы сегодня помогли?
Рассказ детей.
Сиропчик. Молодцы, ребята! За старание ваши вручаю вам сладкие подарки и почетные грамоты за поиски золотого ключика! До встречи! До свидания!
Приложение
- Физминутка «Светофор»
В светофор мы поиграем: Раз, два, три, четыре, пять!!! |
Хлопают в ладоши |
Предлагаю всем Вам встать… |
Дети встают, маршируют на месте |
Красный свет нам «Стой!» кричит Ждать зеленого велит. |
Дети стоят на месте |
Вот и желтый загорелся: Приготовиться пора |
Рывки руками перед грудью |
Руки, ноги, разогреем… Начинаем, детвора!!! |
Приседания |
Вот зеленый загорелся… |
Руки поднять вверх |
Можно нам идти вперед Будь смелее пешеход!!! |
Маршируют на месте |
- Игровое задание «Дорожные бусы»
Участвуют 3 человека. В общей коробке перемешаны знаки дорожного движения. Они имеют форму плоскостного круга, диаметром ~10 см. и отверстие, для продевания. Знаки: запрещающие, разрешающие и предупреждающие. Детям необходимо рассортировать знаки по из значению и нанизать их на веревочку.
- Игровое задание «Новенький автобус»
Участвуют все дети. Команда получает схему — подсказку, согласно которой и строит из мягких модулей автобус. Оценивается точность сбора конструкции.
- Пальчиковая игра «Автобус» (по Железновой Е., CD «Развивалочки»)
Вот мы в автобусе сидим И сидим, и сидим И из окошечка глядим Всё глядим! |
Сидя в «автобусе», подскакивают на сиденьи — автобус трясёт. |
Глядим назад, глядим вперёд Вот так вот, Вот так вот |
Показывают большшим пальцем направление «назад» Показывают указательным пальцем направление «вперед» Большим пальцем — «назад» Указательным пальцем — «вперед» |
Ну что ж автобус не везёт? Не везёт… |
Пожимают плечами |
Колёса закружились Вот так вот, вот так вот Вперёд мы покатились Вот так вот! |
«Моталочка» — перед собой |
А щётки по стеклу шуршат Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик Все капельки смести хотят Вжик-вжик-вжик! |
Изображают руками работу щеток |
И мы не просто так сидим Бип-бип-бип, Бип-бип-бип, Мы громко-громко все гудим Бип-бип-бип! |
«Рулят» «Сигналят клаксоном» «Рулят» «Сигналят клаксоном» |
Пускай автобус нас трясёт Вот так вот, вот так вот Мы едем-едем всё вперёд Вот так вот! |
Сидя в «автобусе», подскакивают на сиденьи — автобус трясёт. |
- Игровое задание «Дорисуй знак дорожного движения»
Участвуют 5–7 человек. Детям предлагают недорисованные дорожные знаки. Задача: определить недостающий элемент знака, дорисовать его и назвать сам знак.
- Загадки
1. Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)
2.Что за транспорт такой
Что везет тебя домой.
Он бежит туда-сюда,
Упираясь в провода. (Троллейбус)
3. На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное — их понимать. (Дорожные знаки)
4. Наш автобус ехал-ехал,
И к площадочке подъехал.
А на ней народ скучает,
Молча транспорт ожидает. (Остановка)
5. Это что за магазин?
Продается в нем бензин.
Вот машина подъезжает,
Полный бак им заливает.
Завелась и побежала.
Чтоб другая подъезжала. (Заправочная станция)
- Игровое задание «Горячо — холодно»
На заданной территории спрятан серебряный ключик. Руководствуясь указаниями Волка, дети должны его отыскать.
- Комбинированное игровое задание
Команда делится на 2 подгруппы. Каждая подгруппа выполняет одинаковое задание, меняется только конверт с песней, которую нужно отгадать (выбираются песни знакомые детям).
Полоса препятствий:
– Проползание по гимнастической скамейке, подтягиваясь на руках;
– Прыжки «классики»;
– Подлезание под препятствие боком;
– Ходьба приставным шагом по канату.
В конце полосы препятствий в корзине лежат 2 конверта с шестью карточками со словами детских песен. Например, «Песенка Крокодила Гены»: слова — пешеходы, гармошка, волшебник, эскимо, вертолет, День рождения.
Дети преодолевают полосу препятствий и, взяв по одной карточке, приносят её к финишу. Прочитав все слова с помощью взрослого, дети должны назвать песню. Если Гусля принимает ответ, то дети все вместе поют эту песню.
- Игровое задание «Оринтировка на местности»
Детям вручают фотографию, на которой изображено то или иное помещение детского сада. В этом месте и будет спрятана коробка с золотым ключом.