Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 17.11.2020

Статья просмотрена: 964 раза

Библиографическое описание:

Кретнева, Е. В. Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития / Е. В. Кретнева, И. Г. Сытенко, О. О. Гура. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5740/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одним из актуальных вопросов коррекционной дошкольной педагогики является проблема организации процесса воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Исследования в области коррекционной педагогики указывают, что в дошкольном возрасте данная категория детей не достигает нужного уровня готовности к школьному обучению. Весь процесс организации воспитательно-образовательной работы должен быть направлен на предупреждение и преодоление недостатков их психического развития. При отсутствии специально-организованного обучения формирование элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития происходит медленно и не достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего их развития, успешного обучения в школе и благополучной социализации [3].

Математические представления у детей дошкольного возраста с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития (Г. М. Капустина) [2]. Т. М. Капустина, И. В. Чумакова обращают внимание на то, что усвоение дошкольниками с ЗПР математических представлений оказывает влияние на ход психического развития и обеспечивает готовность к обучению в школе.

МАДОУ «Детский сад № 131» посещают дети с задержкой психического развития, у которых отмечаются органические или функциональные нарушения центральной нервной системы, сопровождающиеся нарушениями высшей нервной деятельности, нарушениями познавательной деятельности. У детей наблюдаются нарушения психических процессов, несформированность мыслительных операций, речевое недоразвитие, а также повышенная усталость, утомление, низкая работоспособность, недостаточная целенаправленность деятельности, низкий уровень самоконтроля.

Поэтому, на группах компенсирующей направленности в детском саду с дошкольниками с задержкой психического развития необходима коррекционно-развивающая работа, направленная на восполнение пробелов в математических знаниях и практическом опыте, создание условий, способствующих развитию готовности к усвоению математических представлений в соответствии с программой общеобразовательной школы и государственными стандартами.

Вся коррекционно-развивающая работа по ФЭМП должна проходить по следующим направлениям: формирование интереса к математической деятельности; обогащение жизненного опыта детей; формирование представлений о количестве предметов; формирование представлений о смысле действий сложения и вычитания.

У детей данной категории на протяжении всего дошкольного возраста игра будет являться ведущим видом деятельности в элементарных формах, т. к. более сложные формы игровой деятельности (игры с правилами) такой категории детей не доступны. Следовательно, коррекционно-развивающая работа по ФЭМП строится на использовании ведущих мотивов общения детей с задержкой психического развития (игровых, личностных, деловых) [1].

В процессе формирования математических знаний педагог должен соблюдать условия: содержание заданий, предлагаемых на занятиях по ФЭМП должно опираться на «зону ближайшего развития»; новый материал преподносится с опорой на личный опыт; практическая деятельность должна чередоваться с интеллектуальной; необходимо стимулировать познавательную активность детей на занятии (речевые настрои на занятие, герои сказок, создание проблемных ситуаций, сюрпризные моменты, использование элементов «театрализации»).

Для каждого занятия педагог подбирает такую игровую мотивацию, чтобы у детей с задержкой психического развития со сниженным познавательным интересом создать состояние увлеченности на протяжении всего занятия. На занятиях по ФЭМП для детей с задержкой психического развития необходимы многократные повторения, игровые упражнения и дидактические игры. Если одна игра используется на нескольких занятиях, то применяется разнообразный дидактический материал, разные методические приемы:

—Использование нетрадиционных материалов (выкладывание цифр из фасоли, шнурков, бусинок, прорисовывание цифр в манной крупе, лепка из пластилина цифр).

— Использование разных видов обобщающих занятий (путешествие по карте, в сказку, соревнование, поиск).

— Использование ИКТ (презентации, дидактические игры)

— Использование разных видов восприятия информации (тактильная, слуховая, зрительная).

— Использование в конце занятия оценки деятельности детей (героем сказки, педагогом).

— Положительная оценка деятельности детей на занятии (улыбка, рукопожатие, поглаживание по голове).

Вся коррекционно-развивающая работа по ФЭМП строится в два этапа.

Первый этап-подготовительный. На этом этапе выявляются особенности работы с детьми с ЗПР, поиск эффективных методов формирования количественных представлений, создание условий, побуждающих детей к применению знаний, умений, навыков по математике в повседневной жизни.

Особенностью работы на этом этапе является создание положительной мотивации к занятиям и коррекция психических процессов.

В основе основного этапа лежит создание предпосылок к формированию представлений о числе. На этом этапе формируются представления о сенсорных эталонах, идет работа по развитию чувственно-практической ориентировки на свойства и качества предметов. Одновременно педагог использует на своих занятиях дидактические игры, направленные на формирование высших психических функций: мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификации), зрительного, слухового восприятия, произвольного внимания и памяти. В пропедевтическом периоде детям с задержкой психического развития показывают цель счетной деятельности, учат сравнивать группы предметов, сопоставлять численность множеств, воспринимаемых разными анализаторами.

Последний этап предполагает развитие у детей с задержкой психического развития на занятиях по ФЭМП способности анализировать и синтезировать развитие межанализаторных связей, развитие грамматического строя речи, формирование связной речи.

На этом этапе идет обучение счету, показ образования числа, показ независимости числа от качественных признаков, счет, сравнение чисел, овладение счетными операциями, счет по порядку, в прямом и обратном направлении, определение состава числа.

Таким образом, своеобразие психического развития детей с задержкой психического развития требует обеспечения системного подхода при формировании элементарных математических представлений. Формирование у дошкольников с задержкой психического развития первоначальных знаний и умений, развитие способности осознания математических отношений и зависимости, развитие и математического мышления необходимы для успешного усвоения программного материала в школе. А это в свою очередь обеспечивает безболезненный переход от одной ступени обучения (детский сад) к другой (школа).

Литература:

  1. Борякова Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. -М.: Альфа, 2003–34с.
  2. Капустина Г. М. Развитие, формирование элементов математики у детей дошкольного возраста с ЗПР//Дефектология.-1994.-№ 4
  3. Тарунтаева Т. А. Развитие элементарных математических представлений. -М. Просвещение, 1973

Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития

Особенности формирования умений звукобуквенного анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Особенности коррекции фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Задать вопрос