Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 23.11.2020

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Симонова, О. В. Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи / О. В. Симонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5756/ (дата обращения: 16.11.2024).



изображение_viber_2020-11-21_22-06-29 Безымянный

Своевременное реагирование взрослых на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного учреждения — залог успешного развития детей. Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности логопеда является работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

В ходе логопедической работы необходимо:

— помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,

— разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,

— подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления, достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проектной деятельности в коррекционном процессе определяются реальными потребностями системы образования и существующими противоречиями между:

— ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;

— необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей посредством участия в логопедических проектах.

Логопедические проекты для дошкольников

Тема проекта: Речь как средство общения

Основной вопрос : Что такое речь?

Дидактические цели проекта: Развитие речевой активности детей, обогащение их словарного запаса, совершенствование навыка лингвистического отношения к речи, развитие и совершенствование навыков межличностного общения.

Методические задачи : Сформировать у дошкольников желание общаться друг с другом, развить представление о речи как средстве общения, научить применять различные виды предложений в зависимости от речевой ситуации, совершенствовать коммуникативные умения.

Проблемы самостоятельных исследований : «Как общаются друзья?», «Как разговаривают взрослые?», «Почему нельзя перебивать другого, когда он говорит?» «Надо ли учиться говорить?».

Этапы и сроки проведения проекта :

I этап: Игра «Молчанка», речевые игры и упражнения «доскажи словечко», «кто знает, тот продолжит», «Кто больше назовёт…», придумывание загадок-описаний и др. — 1 неделя.

II этап: разыгрывание речевых ситуаций «Смешные диалоги», участие в сюжетно-ролевых играх «Зоопарк», «Встречаем гостей», «На рыбалке», «Больница», «Путешествие», самостоятельные наблюдения детей за общением взрослых и знакомых — 2 неделя.

III этап: пересказывание и составление рассказов, инсценировки диалогов(речевого этикета) и сказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др. — 3 неделя.

Тема проекта: «Обучение детей звуко-слоговому анализу и синтезу»

Основной вопрос : «Обучение детей элемента звукового анализа в старшей логопедической группе».

Вопрос учебной темы: Какими методами и приемами можно сформировать у детей навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

Учебные предметы: логопедические занятия, занятия по обучению грамоте.

Дидактические цели проекта : Ознакомление со звуковой стороной слова.

Этапы организации коррекционной игры с детьми. Аналитико- синтетический метод обучения в игре.

Методические задачи: Научить детей различать гласные и согласные звуки. Различать твердые и мягкие согласные. Познакомить с понятием «звук», «слог», «слово».

Проблемы самостоятельных исследований : «Почему звуки А, У, И, Ы, Э,О — называются гласными звуками?», «Угадай гласный звук по артикуляции», «Прочитай слово по начальным звукам картинок».

Результаты представления исследования: Создание карточек — схем, подбор для самостоятельной работы дидактических игр с картинками и схемами.

Тема проекта: «Пальчики помогают говорить»

Основной вопрос : Как пальчики помогают говорить?

Вопрос учебной темы : Как двигаются пальцы?

Дидактическая цель проекта : формирование мелкой моторики рук у детей, имеющих нарушения речи.

Методические задачи: изучить состояние мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи; подобрать индивидуальные методы и приемы работы с ребенком, имеющим нарушения тонкой моторики; развивать и совершенствовать тонкую моторику рук в процессе индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий.

Проблемы (темы) самостоятельных исследований: выполнение статических упражнений по развитию пальчиковой моторики; выполнение динамических упражнений по развитию пальчиковой моторики; выполнение движений с декламированием (физминуток); работа с пособиями по развитию тонкой моторики.

Этапы и сроки проведения проекта:

— Фронтальное обследование детей — 1 занятие, 25 минут.

— Индивидуальное обследование детей — 5 занятий, 15 минут.

— Формирование подгрупп для проведения занятий — 1 занятие, 15 минут.

— Выбор творческого названия проекта (совместно с ребенком) — 1 занятие, 20 минут.

— Занятия по формированию общих движений кистей рук — 2 занятия, 20 минут. Индивидуальные занятия по формированию навыков самомассажа пальцев рук — 3 занятия, 10 минут.

— Подгрупповые занятия по развитию статических движений — 5 занятий, 20 минут.

— Подгрупповые занятия по развитию динамических движений с декламированием — 6 занятий, 20 минут.

Дидактическая игра «Посадим грибы»

Цель: Учить детей совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая подставку другой рукой.

Оборудование: Подставка с отверстиями, диаметр ножки гриба соответствует диаметру отверстия.

Ход игры: Взять гриб одной рукой, другой придерживать подставку. Затем вставить гриб в отверстие. Продолжить работу.

Викторина

  1. Назвать, сколько пальцев на обеих руках?
  2. Назвать поочередность пальцев на руке?
  3. Перечислить, какие Вы знаете статические упражнения для пальчиков рук?
  4. Назвать динамические упражнения для пальчиков рук?
  5. Показать, 3–4 статических упражнения для рук?
  6. Показать, 3–4 динамических упражнений для рук?
  7. Рассказать стихотворение в сопровождении с движениями пальцев.
  8. Назвать, какие Вы знаете игры для тренировки пальцев?
  9. Привести примеры некоторых физкультминуток для пальчиков рук.

— Самостоятельная работа с использованием пособий по развитию моторики — 3 занятия, 20 минут.

Тема проекта: «Насекомые»

Основной вопрос: Нужны ли людям насекомые?

Вопрос учебной темы: Какие насекомые существуют в природе?

Дидактические цели проекта : Развитие речи, активизация экологической грамотности. Обогащение словаря по теме: «Насекомые».

Методические задачи: Научить внимательно наблюдать за жизнью насекомых, сравнивать и обобщать полученную информацию проводимых экспериментов. Отражать свои наблюдения в речи, составлять связный рассказ.

Проблемы (темы) самостоятельных исследований:

  1. Почему майский жук, бабочка, паук-насекомые?
  2. Почему кузнечик зеленый, а божья коровка красная?
  3. Где лучше жить насекомым?

Этапы и сроки проведения проекта :

Введение: 1 занятие — 25–30 мин.

Основная часть: 3 занятия, 2 наблюдения, 1 эксперимент.

Заключение: логопедический досуг.

Тема проекта: «Слово как единица языка»

Основной вопрос: Что такое слово?

Вопросы учебной темы: Для чего нужны слова? Из чего состоят слова? Какие бывают слова?

Дидактические цели проекта: Формирование начальных навыков обучения грамоте детей дошкольного возраста, развитие чувства языка, приобретение навыков самостоятельной работы со словом.

Методические задачи: Дать детям понятие о звуковом строении слов, учить выделять заданные звуки из позиции слова, различать гласные и согласные, различать согласные по твердости и мягкости, звонкости, глухости; научить детей делить слова на слоги, выделяя ударный слог.

Проблемы самостоятельных исследований: «Какими словами мы приветствуем друг друга?», «Как красиво звучат ваши имена?», «О чем мы можем говорить по телефону?», «Подарим друг другу комплименты!»

Этапы и сроки проведения проекта: «Мы в гостях у Звукознайкина» (формирование знаний о звуковом строении слов) — 1 занятие, 25 минут.

«Красный — синий» (знакомство с гласными и согласными звуками) — 2 занятия, по 25 минут. «Отгадай, где живет звук?» (выделение заданных звуков из позиции слов) — игровые упражнения в свободное время. «В гостях у Тома и Тима» (различение согласных по твердости и мягкости) — дидактическая игра в свободное время. «Ищу свой домик» (учим детей делить слова на слоги, выделяя ударный слог) — дидактическая игра на занятиях, в свободной деятельности.

Литература:

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. — М., 1993.
  2. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Логопедическая работа с дошкольниками. — М.,2003.

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Психолого-педагогическая коррекция познавательной деятельности детей с аутизмом с помощью дельфинотерапии

Творческие разработки игр и пособий для эффективности коррекции речи при развитии мелкой моторики дошкольников

Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции нарушений письма у дошкольников с нарушением речи

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Психолого-педагогическая коррекция познавательной деятельности детей с аутизмом с помощью дельфинотерапии

Творческие разработки игр и пособий для эффективности коррекции речи при развитии мелкой моторики дошкольников

Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников

Задать вопрос