Развитие речи и мелкой моторики детей раннего возраста с использованием интерактивного игрового модуля SMART BOX
Автор: Садчикова Наталья Васильевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 23.11.2020
Статья просмотрена: 175 раз
Библиографическое описание:
Садчикова, Н. В. Развитие речи и мелкой моторики детей раннего возраста с использованием интерактивного игрового модуля SMART BOX / Н. В. Садчикова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 27-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5763/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье анализируется формирование у детей речевых навыков путем стимулирования участков головного мозга, связанных с моторными функциями человека. В качестве инструмента воздействия на мелкую моторику ребенка с учетом ускоренного процесса развития в раннем детстве предлагается использование мобильного трансформируемого интерактивного игрового модуля SMART BOX.
Ключевые слова: речь, моторика, развитие мелкой моторики, пальцевая моторика, развитие речи, дети раннего возраста, дошкольное образование, интерактивный игровой модуль, игровое образование.
Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок
В. А. Сухомлинский
По определению, «мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног» [5].
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Строение человеческого мозга таково, что за осуществление каждой операции отвечает конкретный центр. Взаимосвязь участков мозга, отвечающих за моторику и речь, очень тесна. Развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Исследования ученых показали, что к младшему школьному возрасту участки коры головного мозга, отвечающие за речь, входят в активную фазу развития, однако во избежание возникновения речевых нарушений у детей необходимо воздействовать на данные отделы мозга уже в раннем детстве [4, c.91-95].
За речь в нашем мозге отвечает центр Вернике — крупная область в верхне-заднем участке височной доли. Двигательным центром является центр Брока. Данный центр отвечает за воспроизведение речи, движение мышц лица, языка. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем центр Брока. Поскольку два этих центра соединяет дугообразный пучок, тем самым образуя речевую систему, мы параллельно стимулируем зону мозга, отвечающую за речь. Связь пальцевой моторики и речевой функции была практически подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков [1]. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, интеллектуальная активность, координация в пространстве, воображение и креативность, наблюдательность, зрительная и двигательная память, слуховое и зрительное восприятие, а также позитивным образом сказывается на формировании навыков концентрации внимания [2, с. 88-96].
Как воспитателю детей раннего возраста — от 2 до 3 лет, мне важно развитие сенсорной моторики — базы для остальных, более сложных психических функций. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним. А взрослому правильно назвать предмет, рассказать о форме, цвете, назначении. Поэтому активность родителей в обучении малыша просто необходима. При правильном развитии дети производят много действий рукой, которые затем совершенствуются в дошкольном возрасте:
— учатся играть с мелкими игрушками;
— манипулируют с предметами (от 2 до 3–4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать);
— пытаются застегивать пуговицы;
— шнуровать ботиночки;
— переливают воду из емкости в емкость;
— самостоятельно едят ложкой;
— выполняют гигиенические процедуры (умывание, чистку зубов, вытирание рук и пальцев) [3].
Уровень сформированности мелкой моторики у ребенка является одним из критериев оценки интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, поэтому осуществление вышеперечисленных несложных махинаций поспособствует не только развитию и исправлению дефектов речи, но и формированию у ребенка стрессоустойчивости, а также поспособствует его концентрации и развитию памяти.
В наше время, когда «гаджеты» окружают нас повсюду, и дети всё раньше и раньше осваивают современную технику, нужны и новые игрушки, с более комплексным подходом к развитию моторики. Это и побудило меня создать интерактивный игровой модуль SMART BOX, особенностью которого стало достижение заданной цели через решение следующих взаимосвязанных задач:
— совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей ручной моторики);
— развитие тактильно-двигательного восприятия;
— развитие слухового восприятия;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие формы, величины, цвета.
Игровой модуль представляет собой четыре независимых между собой стороны. Он отвечает таким важным требованиям к игровому оборудованию как:
— компактность;
— мобильность;
— полифункциональность.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, образовательная деятельность осуществляется по нескольким направлениям:
— сенсорное развитие, направленное на формирование зрительного, тактильного, слухового восприятия. Ребёнок усваивает форму, цвет, обогащает пассивный и активный словарь.
— развитие мелкой моторики, направленной на развитие моторики пальцев рук, координирование работы рук и глаз, формированию навыков для осуществления пинцетного захвата. Ребёнок учится откручивать, закручивать, нанизывать и т. д.
Оригинальность данного игрового пособия заключается в том, что оно:
- Предназначено для решения целого комплекса задач обучения и воспитания: сенсорного, умственного, речевого, интеллектуального.
- Выполнен из подручного материала. Все детали легко собрать из того, что у навсегда есть в доме или из того, что мы привыкли выбрасывать за ненужностью- баночки с крышками, тряпочки, шнуровки, коробочки и т. д.
- Прост и удобен в обращении.
- Доступен, ярок, многофункционален. По мере того, как ребёнок более или менее успешно справляется с такого рода тренажёрами, мы можем менять задачи или их усложнять. Так, если сначала, например, ребёнок выбирает шнурки определенного цвета или длины, то затем он учится их завязывать. Отсюда и следующий пункт оригинальности.
- Высокая развивающая возможность и технологичность.
Таким образом, функциональность такой игрушки зависит только от нашей фантазии, а она у нас безгранична. Недавно в интернете я увидела куб, сшитый опять же из остатков ткани, на каждой грани которого в технике аппликации изображены музыкальные инструменты. Размер стороны куба — 23 см. Внутри — синтепон. Им можно играть как с мячом, так и использовать в качестве пуфика. Такая креативная идея появилась у музыкального работника детского сада. Уверена, что такие «находки» сделают занятия ещё интересней и полезней. Но, в отличие от данного музыкального куба, сделать SMART BOX под силу любому человеку, не имеющему навыков кройки и шитья и наличия швейной машинки. Главное, понимать, что будущее наших детей зависит от нас и формируется с самого раннего детства.
Результаты деятельности SMART BOX
Литература:
- Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
- Жуков В.В., Ляпина С.Ю., Тарасова В.Н. «Формирование базовых компетенций для будущей инженерной деятельности в условиях ускорения научно-технического прогресса» // Инновации №11 (229), 2017 (с. 88-96)
- Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
- Лучковская Е.А. «Динамика высших психических функций у детей при переходе от младшего школьного возраста к подростковому» // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2019 (с. 91-95)
- Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010
Ключевые слова
дошкольное образование, развитие речи, речь, моторика, дети раннего возраста, развитие мелкой моторики, пальцевая моторика, интерактивный игровой модуль, игровое образованиеПохожие статьи
Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart
В статье описывается проблема активизации речевого развития и предупреждения речевых нарушений у детей раннего возраста. Рассматриваются эффективные направления комплексного воздействия с целью развития структурных компонентов речевой системы. Предст...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования
В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...
Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни
В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...
Интерактивно-игровые упражнения LogoSmart для активизации речи у детей с задержкой речевого и психического развития
В статье рассматривается комплексный подход к стимуляции речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возрастов. Описываются интерактивные игры LogoSmart (ЛогоСмарт) как средство активизации речевого развития. Представлены методические ре...
Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками
В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице
В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...
Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)
В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...
Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...
Похожие статьи
Стимуляция речевого развития посредством интерактивно-игровых комплексов LogoSmart
В статье описывается проблема активизации речевого развития и предупреждения речевых нарушений у детей раннего возраста. Рассматриваются эффективные направления комплексного воздействия с целью развития структурных компонентов речевой системы. Предст...
Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений математического содержания
В данной статье рассказывается о том, какую роль играют дидактические игры и упражнения математического содержания в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста, описывается разнообразие дидактических игр, которые используются с...
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования
В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...
Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни
В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...
Интерактивно-игровые упражнения LogoSmart для активизации речи у детей с задержкой речевого и психического развития
В статье рассматривается комплексный подход к стимуляции речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возрастов. Описываются интерактивные игры LogoSmart (ЛогоСмарт) как средство активизации речевого развития. Представлены методические ре...
Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками
В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице
В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...
Развитие речи у дошкольников старшего возраста (5–6 лет)
В статье поднимается проблема развития речи у дошкольников старшего возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию. Авторами предпринята попытка внести новизну в исследование разработав модель развития речи старших дошкольников с использ...
Психолого-физиологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
В данной статье раскрывается представление о психолого-физиологических основах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В статье рассматривается изобразительная деятельность детей 4–5 лет с применением нетрадиционной техники квиллин...