Приобщение детей с ОВЗ к сказкам А. С. Пушкина
Авторы: Попова Ирина Григорьевна, Воронченко Марина Владимировна, Рассказова Анастасия Николаевна, Андрюшина Елена Анатольевна, Андреева Анна Павловна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 26.11.2020
Статья просмотрена: 175 раз
Библиографическое описание:
Приобщение детей с ОВЗ к сказкам А. С. Пушкина / И. Г. Попова, М. В. Воронченко, А. Н. Рассказова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5774/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сказки — одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы. Сказки Пушкина — уникальные произведения в стихах, которые учат быть честными, добрыми. Часто в сказках животные, птицы, рыбы умеют разговаривать и выполнять необычные действия.
Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством А. С. Пушкина и сделать его стихи, сказки частью внутреннего мира дошкольника.
Дети с ограниченными возможностями здоровья слабо ориентируются в окружающем, их эмоции примитивны. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут сформироваться только в результате специальной работы. Взрослый выступает для него в качестве посредника в его общении с миром. Все виды поведения, все психические свойства ребенком приобретаются благодаря тому, что его обучают действовать с предметами, видеть, слушать, наблюдать, узнавать, понимать. В процессе взаимодействия со взрослыми, получения от них все новых и новых сведений у ребенка постепенно развивается потребность к новым впечатлениям, к познанию окружающего мира.
При знакомстве с русской художественной литературой ставим цель: развитие интереса у детей к творчеству А. С. Пушкина, познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения.
В группе детского сада мы создали содержательную предметно–развивающую среду, способствующую возникновению интереса к художественной литературе, театрализованным играм. В книжном уголке находится фотография автора, разложены книжки, иллюстративный материал. Организовали уголок для театрализованных игр и представлений. В театральном уголке собраны разнообразные виды театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр на ложках, шумовой театр, реквизит для разыгрывания сценок (набор кукол, ширма для кукольного театра, маски, костюмы).
Начинаем знакомство с творчеством русского писателя с чтения его сказок, рассматривания иллюстраций, просмотра мультфильмов. Проводим беседу по сказкам. Используем мультимедийные презентации, прослушивание сказок в аудиозаписи. Для лучшего усвоения показываем театрализованную постановку и привлекаем детей к участию в театрализованных играх по сказкам. В игровой форме повторяем и закрепляем у детей знания сказок А. С. Пушкина, интересные фрагменты.
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. Игры — драматизации по сказкам оказывают сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию.
«Сказка о рыбаке и рыбке» учит благодарности, умеренности, осуждает жадность и гордыню. Сказка о золотом петушке учит держать слово, жить в согласии с другими и не забывать об ответственности. «У лукоморья дуб зелёный…» открывает чудесный мир, где живут герои, они хорошо понимают друг друга, потому что всех их объединяет русский дух. Сказка о царе Салтане говорит, что победа добра над злом, завистью, сплетнями и жестокостью неизбежна.
Знакомство детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина способствует формированию интереса к книгам, литературным произведениям; помогает воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них; обогащает и расширяет словарный запас детей; формирует умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Благодаря театрализации у детей развиваются артистические способности; формируются навыки сотрудничества; развиваются элементы творчества.
В играх-имитациях сначала имитируем единичные действия человека, зверей и птиц, имитирование эмоций человека. Затем игра-имитация цепочки поочередных операций в комбинации с передачей главных эмоций героев. Далее игра-имитация хорошо знакомых сказочных героев и разыгрывание отрывков из сказок. Далее игра-драматизация с некоторыми персонажами.
«Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».
Л. С. Выготский
Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению.
Театрализованная деятельность — это создание условий в совместной деятельности для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Исходя из этого, мы перед собой ставим задачи:
− Стимулирование речевой деятельности;
− Формирование вербальных и невербальных способов общения;
− Формирование коммуникативной функции речи;
− Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность;
− Развитие познавательной деятельности;
− Вовлечение родителей и детей в совместную деятельность;
− Обучение родителей способам общения и взаимодействия с ребенком;
− Развитие эстетических способностей.
Театр — один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т. д.
В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, так же развивается эмоциональная сфера ребенка, заставляя его сочувствовать персонажам, кроме того формируется опыт социальных навыков поведения.
Использование театрализованных игр с целью формирования жизненно необходимых навыков детей с недостаточной степенью интеллекта и обогащения их общественного навыка, несомненно, помогли нам не только улучшить эмоционально-волевую сферу ребенка, вносить поправки поведения, а также сплотить группу, и формировать положительную атмосферу в детском коллективе. Совместная игра увеличила социальную важность ребенка с ОВЗ в глазах ровесников. Наши ребята обучаются формулировать собственные эмоции и осознавать чувства других, взаимодействовать друг с другом. Театрализованная игра для нас стала наиболее результативным методом и способом влияния на детей, в коем более наглядно выражается правило преподавания: учить играя!
Проводим конкурс чтецов по отрывкам из произведений А. С. Пушкина, что позволяет развивать у детей художественно–речевые и исполнительские способности: выразительность, эмоциональность исполнения, умение применять разнообразные интонации, выражающие характер героев сказки. Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку» развивает у детей воображение, монологическую и диалогическую речь. Литературная викторина «Сказки А. С. Пушкина» развивает внимание, память. Отгадывание загадок развивает логическое мышление. Совместно с родителями детей оформляем выставки детских работ по сказкам А. С. Пушкина. Проводим развлечение «Путешествие в мир сказок». Особенно понравилась родителям и детям проведенная квест-игра «У лукоморья дуб зелёный…»
В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами плоскостного, пальчикового, настольного театра, надевают костюмы и используют различные атрибуты для игр-драматизаций.
В работе с родителями мы предложили консультации на темы: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников», «Что за прелесть эти сказки!», «Игра-инсценировка, как средство развития речи ребенка»; памятку «Читаем детям».
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель — сделать жизнь наших детей, несмотря на ограничения их возможностей, интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.
Мир сказок очень увлекательный и дает положительный результат не только в речевом, познавательном, но и в социальном развитии детей.
Значимость данного направления работы можно подчеркнуть словами В. А. Сухомлинского: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству».