Краткосрочный познавательный проект «Зимушка-красавица, всем ребятам нравится!» для детей средней группы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (37) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 30.11.2020

Статья просмотрена: 1624 раза

Библиографическое описание:

Спицева, Т. В. Краткосрочный познавательный проект «Зимушка-красавица, всем ребятам нравится!» для детей средней группы / Т. В. Спицева, А. В. Скочкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5791/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель : Систематизация знаний детей по теме «Зима». Знакомство с сезонными явлениями в природе. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Развитие речи детей.

Задачи

  1. Образовательные: Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Знакомить с явлениями неживой природы, свойствами снега. Формировать представления о взаимосвязи живой и неживой природы.
  2. Развивающие: Развивать наблюдательность, познавательный интерес, ловкость, поддерживать интерес к зимним видам игр.
  3. Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; создание эмоционально-положительного настроения у детей, воспитывать заботливое отношение к птицам.
  4. Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь детей, совершенствовать коммуникативные навыки; развитие мелкой моторики.

Участники проекта: дети, родители, педагоги

Продолжительность проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Характер проекта: внутренний

Ведущая педагогическая идея: Реализация системы педагогической работы по развитию интереса у детей дошкольного возраста к природе, сезонным изменениям зимой с опорой на разнообразные методы и приемы.

Организация проекта :

1 этап Подготовительный Раскрытие актуальности темы проекта, определение проблемы, выдвижение гипотезы, предполагаемые результаты.

2 этап Основной — Реализация проекта.

3 этап Заключительный — Презентация результатов проекта.

1-й этап: подготовительный: Актуальность темы проекта:

Зима — это самое любимое время года для ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. В 4–5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы.

Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представление о характерных явлениях зимней погоды, не видят взаимосвязи в природе, что предусматривает необходимость дополнительного их ознакомления по данной теме.

Гипотеза: Организация работы по ознакомлению детей с сезонными явлениями зимней погоды будет способствовать накоплению представлений о зиме, повышать познавательную активность, развитию интереса к зимним видам игр.

Предполагаемые результаты:

Воспитанники: В ходе реализации данного проекта у детей средней группы, с помощью непосредственно-образовательной деятельности расширятся знания о зимней природе, повысится познавательная активность детей, сформируется интерес к наблюдениям за явлениями природы, умение бережного отношения к природе, заботливое отношение к птицам, познакомятся с зимними видами игр.

Родители: повышение компетентности родителей по изучению данной темы, активное участие в жизнедеятельности ДОУ, активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию через совместную проектную деятельность.

Педагоги: осуществляют инновационную деятельность, повышают свой профессиональный уровень, личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.

В соответствии с проблемой и гипотезой были определены направления работы по проекту:

  1. Опрос родителей по заинтересованности детей данной темы;
  2. Создание необходимых условий для реализации проекта;
  3. Разработка и накопление методических материалов;
  4. Подбор художественной литературы по теме;
  5. Разработка мероприятий.

2-й этап: основной. Реализация проекта по направлениям развития:

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Беседы с детьми по теме «Зима», «Зимние виды спорта», «Зимние развлечения», «Что мы делаем зимой?»;
  2. Совместное составление рассказов по картинам;
  3. Выставка творчества детей, родителей и педагогов «Зимние фантазии: снеговики и объемные снежинки»;
  4. Игры на сплочение: «Вьюга кружится раз…»; «Снежная фигура», «Передай снежинку, и назови слово о зиме», «Наряжаем елочку»;
  5. Участие детей, родителей и педагогов в конкурсах: «Снеговики, которые не тают», «Конкурс детских новогодних поделок»,

Физическое развитие:

  1. Пальчиковые игры «Кормушка», «Зимние забавы», «Снежок», «Спортсмены», «Наряжаем елку»;
  2. Игры на свежем воздухе с учетом диагноза детей, «Зайка беленький сидит», «Мороз-красный нос», «Мы веселые ребята», упражнения в ходьбе на лыжах.
  3. Малоподвижные игры «Попади снежком в цель», «Летят снежинки».
  4. Неделя здоровья

Познавательное развитие:

  1. Эксперименты с помощью кинетического песка «Волшебный снег»;
  2. Индивидуальные игры по ФЭМП «Один-много»; «Найди по цвету».
  3. Дидактические игры «Зимние забавы», «Алгоритм одевания зимней одежды», разрезные картинки «Зима», «Кто где?», «Кого чем угостить?;
  4. Наблюдение на участке за деревьями, птицами, природными явлениями;
  5. Конструирование из большого и малого строительного материала «Дворец Деда Мороза», «Горка для кукол»; «Кормушка для птиц»;
  6. Игры с ветром, используя султанчики, мыльные пузыри;
  7. Рассматривание иллюстраций: «Дети кормят птиц», «Зима»,
  8. Акция добра «Покормим птиц зимой».

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Рисование «Зимняя елочка», «Зайка зимой», «Снегурочка»;
  2. Коллекция раскрасок на тему «Зима»;
  3. Лепка «Снеговик», «Елочка», аппликация «Веселый снеговичок».
  4. Новогоднее развлечение «В гостях у сказки»;

Речевое развитие:

  1. Оформление книжного центра в группе на зимнюю тематику;
  2. Рассматривание книг, иллюстраций на тему «Зима», «Новый год»;
  3. Чтение стихотворений и сказок о зиме, зимующих птицах;
  4. Игра на развитие мелкой моторики рук под музыку Е. Железновой.
  5. Дыхательная гимнастика «Снег», «Воет вьюга», «Погреем пальчики».
  6. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика по теме.

3-й этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: презентация результатов проекта:

  1. Подведение итогов проведенной работы;
  2. Выставка детских работ «Снегурочка», «Нарядная елочка», «Елочка»;
  3. Анкетирование «В какие игры зимой играете всей семьёй»?;
  4. Проведение комплексного занятия «Зима»;
  5. Фотовыставка «Где мы были зимой» (взаимодействие с семьями)
  6. Презентации, видеофильмы по теме проекта;
  7. Разработка и изготовление дидактических игр: «На что падает снежок?», «Наряди елочку», шнуровки, разрезные картинки;
  8. Участие в конкурсе на лучшее новогоднее оформление групп;
  9. Изготовление макета «Зима в волшебном лесу» (взаимодействие с родителями);
  10. Создание и презентация лэпбука «Зима»;

Вывод: В проекте дети участвовали с удовольствием. Принимали активное участие в продуктивной и исследовательской деятельности, а также в наблюдении за живой и неживой природой зимой. Ребята с заботой кормили зимующих птиц. Дети очень много узнали о жизни растений и животных зимой. Могут сами устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Дети познакомились с традициями праздника Новый год, а также познакомились с зимними видами спорта. Расширили представления о зимних играх и забавах.

Родители с удовольствием и интересом участвовали в фотовыставке, выставке поделок рисунков. Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились детско-родительские отношения.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы». Мозаика — Синтез, 2014;
  2. Книга для чтения в детском саду и дома: 4–5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и род./Сост. В. В. Гербова и др.-Москва, Издательство- Оникс, 2011;
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. — Москва, 2014;
  4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. Москва: «КАРАПУЗ — ДИДАКТИКА», 2006;
Задать вопрос